Поиск на сайте

Наша газета не раз писала о конфликтах заемщиков с банками и коллекторами, но сейчас, по свидетельству экспертов, они обострились до предела. Объем просроченных кредитов в стране превышает 1 трлн рублей - долги из граждан выбивают с удвоенной энергией.

В этом году выдачи кредитов в России сократились в два раза, банки потеряли 4,4 млн заемщиков. А те, кто остался, превратились в безнадежных должников - с начала кризиса их количество увеличилось до 5,2 млн человек. Объединенное кредитное бюро, собирающее информацию с 90% банковского рынка, подсчитало, что по кредитам в стране не платит каждый пятый заемщик, а Банк России - что объем просроченных долгов к лету 2015-го вырос почти вдвое.

УДАРНЫЙ ТРУД

Когда сокращается розничное кредитование, падает спрос на услуги по взысканию, коллекторские агентства снижают цены, что не лучшим образом сказывается на их сотрудниках. К тому же банки, обеспокоенные растущими долгами, все чаще задумываются об эффективности сбора средств - коллекторы, чтобы не разориться, ужесточают методы работы.

В таких условиях взыскатели не будут приходить к неплательщикам с миром - они навещают людей с битами, ножницами и спичками. В Липецке насильно остригли должнице волосы, в Санкт-Петербурге сожгли детскую коляску, в Нижнем Новгороде пообещали пенсионерам изнасиловать 12-летнюю внучку. В Волгоградской области только что напали на стариков - родителей женщины, вовремя не вернувшей банку 44 тыс. рублей. Повалили на землю, когда те гуляли с годовалой малышкой, и избили.

В Москве на днях закончилось расследование уголовного дела в отношении главы коллекторской фирмы и бывшего сотрудника ГРУ, которые поджигали машины неплательщиков, ломали им носы, ребра, руки, кололи шилом, пока одна из жертв не обратилась в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве.

«Коллекторы совсем озверели. Буквально на прошлой неделе мне позвонили немолодые земляки и рассказали, что вытворяют уральские вышибалы, - возмущается председатель челябинской общественной организации по защите прав потребителей «Советник» Вячеслав Курилин. - Семья брала кредит в банке, но просрочила выплаты из-за кризиса и других проблем - забеременела дочь, врачи сообщили, что велика угроза выкидыша. Банк натравил на должников коллекторов, те ежечасно звонят, угрожают. Однажды ночью ворвались в дом. Четверо громил стали ломиться в дверь. Соседи вызвали полицию, она не приехала. К утру перепуганную беременную девушку увезли в больницу, а я с ее родителями отправился в банк. Написали официальную жалобу, предупредили, что обратимся в прокуратуру. Кажется, подей­ствовало».

Курилин - автор независимого проекта «Стоп, коллектор!», в Челябинске он народный герой. За последние два года Вячеслав помог тысяче человек. Кого-то консультировал, кому-то нашел адвокатов для судебных разбирательств, с кем-то бегал по кабинетам местного УВД.

«Составляем заявления в полицию, вырабатываем схему поведения. Не каждый российский должник - хитрец и мошенник. Многие попадают в беду не по своей воле, - уверен Курилин. - Не заемщики виноваты в массовых увольнениях в регионах, задержках зарплаты и туманных экономических перспективах. Они сами переживают, ищут способы расплатиться с банками. Их загнали в тупик, зачем же еще и издеваться?»

СЛЕДУЙ ЗАКОНУ, КОТОРОГО НЕТ

Судя по статистике Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), с января по июнь 2015-го жалобы на коллекторов написали 1,5 тысячи человек - столько же, сколько за весь 2014 год. Этот факт подтверждает и Финпотребсоюз, но с оговоркой: НАПКА объединяет не более 32 агентств, а в стране их около тысячи, сложно суммировать общее число заявлений.

«НАПКА пытается навести порядок в деятельности коллекторов. Она принимает претензии должников через сайт, разрабатывает правила поведения для сотрудников агентств, подготовила профессиональный стандарт, - замечает руководитель банковской секции Общероссийской общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Михаил Беляев. - Проблема в том, что предлагаемые ассоциацией рамки и правила поведения не являются обязательными даже для ее членов. Год назад в России вступил в силу закон «О потребительском кредите», в котором есть статьи, касающиеся деятельности по досудебному взысканию. Закон, например, запрещает действия с намерением причинить вред или ночные звонки. Однако этот же закон разрешает передачу долгов любым третьим лицам, в том числе физическим. Надзор за исполнением закона доверен Банку России, но он ничего не может сделать с коллекторами-физлицами, так как они не являются финансовыми организациями. Коллекторский бизнес должен регулироваться на уровне федерального закона, а его нет».

Госдума РФ третий год собирается принять документ о коллекторской деятельности, но отвлекается на дела поважнее: на борьбу с интернетом, на определение лимитов для легионеров в российском спорте. Пять миллионов заемщиков ждут, когда парламент вспомнит и о них.

ЧТО ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ?

Ближе к осени жизнь в стране будет еще интереснее. Это и без прогнозов ясно. Денежные доходы населения снизились на 6,4%. Увеличилась доля невыплат из федерального и местных бюджетов. Просроченная задолженность по заработной плате выросла на 63% и составила 3,277 млрд рублей.

Как показали опросы фонда «Общественное мнение», уже 43% россиян столкнулось с фактами задержек зарплаты, количество потерявших работу увеличилось до 39%. Чем люди будут расплачиваться с банками? Синяками и ссадинами?

«Зато для коллекторов - раздолье. Суммы просрочек растут, банки перебрасывают долги третьим лицам, - рассуждает председатель челябинской общественной организации по защите прав потребителей «Советник» Вячеслав Курилин. - А их никто не контролирует, они ничем не связаны. Делай что пожелаешь! Но и на коллекторов можно найти управу. Дам вашим читателям три рекомендации:

  • если вы психологически не готовы противостоять коллекторам, полностью игнорируйте их звонки и письма, уклоняйтесь от встречи;
  • если имеют место некорректное поведение с их стороны, угрозы - сразу обращайтесь в правоохранительные органы. В России нет закона о коллекторской деятельности, но есть Административный, Гражданский и Уголовный кодексы;
  • не нужно бояться, прямиком идите к руководителям банков, выдавших вам кредит, пишите заявления о нарушениях закона. Идите в полицию и прокуратуру. Знаю по собственному опыту - помогает».

Источник: МИР НОВОСТЕЙ 

Комментарии

Светлана (не проверено)
Аватар пользователя Светлана

Добрый день! Не только коллекторские агенства,нанятые банками ведут себя мягко говоря некорректно,но и службы взыскания самих банков. После жалобы на время затихают,а потом все заново. Даже после получения заявления об отзыве персональных данных,звонки продолжаются. Причём это достаточно крупные и известные банки - Уралсиб и Московский Кредитный Банк.

Добавить комментарий