Как укрепить кадетское образование на Ставрополье, делится мыслями профессор СКФУ, известный учёный-педагог Александр Беляев
За последние годы кадетское образование приобрело необыкновенную популярность в России. Поступить в кадетский корпус порой труднее, чем в престижный вуз. И дети, и родители, выбирая кадетскую школу, убеждены, что уж здесь благодаря порядку, дисциплине, подбору педагогических кадров обеспечат качественное образование, а главное – воспитание, основанное на лучших традициях.
Именно такие учебные заведения способны помочь детям, лишившимся заботы и попечения родителей. Подростки, обладающие хорошими физическими задатками, которых влечет к профессиям, связанным с риском, необходимостью владеть оружием и спецтехникой, далеко не всегда имеют возможность поступить в образовательные учреждения, соответствующие их склонностям. И именно таким мальчикам кадетские учебные учреждения способны дать, как говорится, шанс в жизни.
В настоящее время кадетских учебных заведений в России насчитывается около двух с половиной сотен. С одной стороны, это свидетельствует об их востребованности, с другой – не может не приводить к ведомственной разобщенности, к размыванию традиций, к отсутствию надлежащих условий подготовки юношей к «службе Отечеству на военном или гражданском поприще».
В результате, как отмечают даже сами педагоги, воспитанники и их родители, ослабевает дисциплина, изживаются традиции, сокращаются программы дополнительного образования.
В Общественной палате РФ недавно состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы кадетского образования в России». Председатель комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина выразила тревогу по поводу положения кадетских корпусов в ближайшей перспективе.
«Наступил не лучший период и у детей кадетского образования, и у классов, которые являются кадетскими. Мы получаем много жалоб, которые говорят о том, что есть попытки вывести кадетское образование на более легкие программы обучения, убрать ответственность с государства за содержание детей и переложить ее на родителей», – говорит Духанина.
Назрели преобразования и в кадетских школах Ставропольского края. Сейчас в нашем регионе работают четыре таких учреждения – в Ставрополе, Железноводске, Пятигорске и Буденновске. Из них только буденновский корпус – краевого подчинения.
А чтобы сохранить кадетские школы, их необходимо, в соответствии с новым федеральным законом «Об образовании», передать из муниципального на региональный уровень. Этот вопрос стал предметом обсуждения на совместном заседании ставропольского экспертного клуба и патриотической платформы регионального отделения «Единой России».
Перевод кадетских школ из муниципального подчинения в краевое назрел не только по юридическим основаниям, но и по морально-этическим. Очень заметен низкий нравственный потенциал местных «элит».
Непрекращающаяся череда коррупционных скандалов, в том числе с участием служителей Фемиды и «оборотней в погонах», не может не вызывать тревоги у общества. И какой же пример подают местные чиновники, депутаты, защитники закона и правопорядка юным кадетам, готовящимся к военной и гражданской службе?!
Стержнем кадетского образования в России всегда были понятия чести и достоинства. Еще в дореволюционных кадетских корпусах существовали девизы: «Сам погибай, а товарища выручай!» (Варшавский суворовский корпус), «Дисциплина – прежде всего!» (2-й Московский), «Жизнь – царю, сердце – даме, честь – самому себе!» (Владикавказский).
Поступив в корпус, современный кадет дает клятву уважать традиции учебного заведения, с честью и достоинством носить звание и форму, не обманывать, не лгать, не хвастать, не оправдываться тем, что «все так делают».
При встрече и расставании со старшими кадеты звонко заявляют: «Честь имею!» Но какой осадок остается в благородных сердцах кадетов, когда они видят, что к власти дорвались люди, у которых нет чести?!
По существу, современные кадеты стоят сейчас на распутье: либо, став взрослыми, сохранить верность чести и достоинству как жизненным принципам, либо пойти по кривой, но проторенной старшими дорожке.
Чем живет современное кадетство? Кадеты со всей страны участвуют в работе международного военно-молодежного форума стран СНГ, прозванного «Кадетским «Селигером», осваивают программу Вячеслава Летуновского «Менеджмент по Суворову».
Участвуют в смотре-конкурсе за звание «Лучший казачий кадетский корпус России». Победителем в этом году стал Новороссийский кадетский корпус, которому вручено переходящее знамя президента, диплом Минобрнауки РФ первой степени и грант в размере 3 млн. рублей.
В Петербурге открыта кадетская школа IT-технологий. Здесь созданы специализированные классы сетевых технологий и мультимедийного оборудования, лаборатории программного обеспечения и робототехники, 3D-центр.
В Казани воспитанники участвуют в игре-квесте в рамках фестиваля «Мы любим Кремль» (это альтернативная экскурсия по Казанскому кремлю). Участвуют в олимпиадах, фестивалях, марш-парадах, в гражданско-патриотической кадетской смене учащихся Союзного государства «За честь Отчизны».
На территории Северо-Кавказского суворовского училища, воссозданного в 2014 году во Владикавказе, оборудованы городок для игры в пейнтбол, скалодром для занятий по горной подготовке.
Но что нужно сделать сегодня, чтобы кадетское образование на Ставрополье не отставало от других регионов, в том числе соседних – Кубани и Дона?! Например, директор Ставропольской кадетской школы им. А.П. Ермолова Алексей Хитров считает, что необходима разработка целевой программы по развитию кадетских школ на территории Ставрополья.
На мой взгляд, необходимо создать межрегиональный научно-методический центр кадетского образования, учредителем которого могут стать министерства образования Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев.
Будущие стандарты кадетского образования обязательно потребуют увеличения контингента педагогов-мужчин, офицеров запаса. Все они должны пройти психолого-педагогическую подготовку для работы с детьми. И именно в Ставрополе для этого есть достаточные возможности.
Например, в СКФУ создан Центр гражданского и патриотического воспитания. Здесь наряду с курсами повышения квалификации осуществляется обучение по таким магистерским программам, как «Воспитательная работа с молодежью», «Педагогика и психология дополнительного образования детей», «Менеджмент в образовании»...
Преподаватели нашей кафедры педагогики и психологии профессионального образования СКФУ подготовили учебно-методический комплекс «Организация воспитательной работы в кадетском корпусе». Безусловно, он также будет востребован!
Необходимо и создать в Ставропольском крае постоянно действующий коллективный орган, озабоченный состоянием кадетского образования. Этот орган должен и осуществлять мониторинг качества такого образования.
Свои усилия могли бы объединить члены краевой Общественной палаты, директора кадетских школ, преподаватели вузов, представители ветеранских организаций. Ведь конечная их цель – это развитие такого кадетского образования, которое бы отвечало чаяниям и задачам, стоящим перед Российским государством.
Комментарии
Александр Васильевич является "светилом" данной тематике, сам является обладателем кадетского образования. Считаю, что государство в лице минобороны и минобразования должно развивать и более активно вовлекать молодежь в обучение в этих корпусах. Там закладывается дисциплина, верность Родине и национальным традициям. Особенно полезно для детей из группы риска и детей офицеров погибших при исполнении служебного долга.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Как - то все размыто, существуют кадетские школы Минобразования РФ к которому относится очень сильная и уважаемая кадетская школа имени генерала Ермолова в муниципальном образовании Ставрополь и система довузовского образования в суворовских (нахимовских) и кадетских училищах и корпусах Министерства обороны РФ (и одно - МВД РФ), на которые автор вряд ли повлияет.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий