Поиск на сайте

Проект стратегии больше напоминает отчет о текущей работе, чем перечень предложений по решению фундаментальных задач в сфере ЖКХ

Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» «Ощероссийского народного фронта» раскритиковал проект стратегии развития ЖКХ РФ до 2020 года, разработанный Минстроем России. В информационной справке ОНФ (есть в распоряжении «Известий») для руководства страны отмечено, что проект не отражает способы решения многих задач, стоящих перед профильным ведомством в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В части соблюдения требований норм ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» текущий вариант стратегии Минстроя не имеет увязки по сформулированным целям развития и предложенным к решению для их достижения задачам, говорится в справке ОНФ.

Так, в разделе III «Основные приоритеты, цели и задачи госполитики в сфере ЖКХ» авторы стратегии в отступление от программно-целевого принципа, применяемого в системе государственного и муниципального управления, не сформулировали систему целей, детализирующих общую цель развития сферы ЖКХ до 2020 года. В этой связи не представляется возможным объективно оценить влияние сформулированных в проекте стратегии задач на достижение стратегической цели развития ЖКХ.

Предложенные в разделе IV «Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям ЖКХ» действия являются констатацией проделанной Минстроем РФ за прошедшие 1,5 года работы по исправлению ситуации в данной сфере. По мнению авторов стратегии, как отметили в ОНФ, для полноценного развития рассматриваемой отрасли достаточно уже реализованных Минстроем России мер.

В докладе ОНФ указывается, что подраздел «Управление многоквартирными домами» содержит значительное количество информации о принятой нормативно-правовой базе, количестве управляющих организаций, прошедших процедуру лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возможностях по освобождению рынка от недобросовестных управляющих организаций. При этом результаты, отражающие рост качества управления многоквартирным фондом, не приводятся.

— Стратегия развития ЖКХ до 2020 года не решает поставленных перед отраслью задач. Она является сводной презентацией позиций Минстроя по различным вопросам, в которой отражены реализация программ: капремонта, расселения аварийного жилья и даже похоронного дела. Но нет четкой цели, не определена общая политика развития ЖКХ, нет понимания того, к чему мы должны идти, по какой модели будет развиваться жилищное строительство и другие вопросы, — отметил глава центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. — Сегодня в стране реализуется большое количество разнонаправленных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья. Но, к сожалению, Минстрой пока не смог увязать концептуально их исполнение. Пока мы видим: ведомство реализует каждую программу отдельно и нет общей концепции.

Кроме того, как отметил Николаев, если программы капремонта будет составляться в таком виде, котором они действуют сейчас, почти наобум, аварийного жилья в будущем будет всё больше и мы каждый год будем говорить, что у нас люди живут в жутких условиях. А если выстраивать программу капремонта именно таким образом, чтобы целью его было обеспечить наиболее продолжительную эксплуатацию домов, будет совсем другая реальность.

В проекте стратегии, как далее отметили в ОНФ, не находят отражения роль и место в системе управлении многоквартирным жилищным фондом товариществ собственников жилья.

Подраздел, посвященный вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в основном состоит из исчерпывающего описания уже проделанной органами исполнительной власти работы с указанием ее количественных характеристик.

Например, в качестве результата такой работы указывается на исключение всех аварийных домов из региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В самом центре «Народная экспертиза» ОНФ отметили, что им на момент разработки проекта стратегии удалось обнаружить почти 250 таких домов в региональных программах капитального ремонта.

Предложенное авторами проекта стратегии исключение из программ капитального ремонта многоквартирных домов с высоким уровнем износа предполагает реализацию мероприятий по сносу и расселению таких домов. Данное обстоятельство неизбежно повлечет существенный рост нагрузки на бюджеты субъектов РФ. При этом мер, направленных на ресурсное обеспечение субъектов РФ для исполнения данных бюджетных обязательств, в проекте стратегии не приводится.

В части совершенствования процесса переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, авторы документа не предлагают ничего нового к уже ранее предложенным мерам, часть из которых содержится в поручениях президента Российской Федерации (перечень поручений президента РФ от 26.01.2015 г. № Пр-117).

Кроме того, в части решения задачи по переселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года, авторы основной упор делают на рынок некоммерческого арендного жилья, в которое запланировано переселение граждан, проживающих в аварийном жилье. При этом авторы документа не указывают, что в настоящее время его суммарная площадь не превышает 20 тыс. кв. м.

Первый зампред комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, также изучавшая проект стратегии ЖКХ 2020 федерального Минстроя, считает, что сегодня документ содержит немало значительных недоработок и концептуально вызывает большие вопросы.

— На мой взгляд, документ Минстроя очевидно не готов. Его с очень большой натяжкой можно назвать стратегией. По сути, в нем описана текущая работа Минстроя и ближайшие планы. Горизонт планирования де-факто отсутствует, в документе нет прогнозирования, программно ориентированного подхода к социально-экономическому развитию. Его положения не корреспондируются с международным опытом, а целевые показатели не имеют четких алгоритмов достижения и слабо связаны с поставленными целями и задачами, — рассказала Николаева. — Сами цели также вызывают большие вопросы. Поэтому наиболее эффективным ходом сейчас будет переписать стратегию заново и задать в ней четкую систематизацию.

Замминистра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис рассказал «Известиям», что ведомство готово отреагировать на критические замечания в адрес проекта стратегии.

— Мы внимательно относимся к предложениям экспертов, включая критические замечания, и благодарны им за это. В настоящее время проект «Стратегии развития ЖКХ» проходит процедуры обсуждения и согласования, и все конструктивные предложения мы постараемся учесть, — сказал заместитель главы Минстроя РФ.

Одной из главных задач в сфере ЖКХ власти последние годы заявляют необходимость частичного разгосударствления и привлечения частных инвестиций.

Однако в центре «Народная экспертиза» ОНФ заметили, что из текущего варианта стратегии следует, что у Минстроя нет понимания, что необходимо делать для привлечения частных инвестиций на инвестиционно привлекательные объекты коммунального хозяйства. Его предложения ограничиваются фразой «консолидация активов таких предприятий».

Преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС и директор Ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий считает, что в настоящих экономических условиях реформировать ЖКХ будет более проблематично, чем в минувшие, более благоприятные годы. Но несмотря на все проблемы, как отметил специалист, реформа ЖКХ является крайне необходимой для страны.

— Реформа нужна, но у людей сегодня снова стало мало денег. Проблема в том, что в жилищной сфере нет рынка, нет рыночных условий, тарифы сильно занижены. Я уже не раз говорил о пользе таких мер, как взносы на капитальный ремонт, но сейчас граждане в сложном положении и вряд ли одобрят такой сбор. Что же касается инвестиций, то, по слухам, некоторые большие предприниматели уже начали инвестировать в коммунальную сферу, но как это будет выстроено и какими будут результаты — пока непонятно, — рассказал Белолипецкий.

Ранее, в середине июня 2015 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), так же как и представители ОНФ, раскритиковал подготовленный Минстроем РФ проект «Стратегии ЖКХ – 2020». В частности, представители бизнеса отметили, что документ закладывает избыточный государственный контроль и монополизацию отрасли. Против этого РСПП предложил отмену лицензирования управляющих компаний, создание типовой формы договора управления, передачу контроля над средствами для капремонта полностью собственникам. Все эти и другие предложения были направлены из РСПП премьер-министру страны Дмитрию Медведеву.

Источник: Известия 

Добавить комментарий