Конституция Российской Федерации (статья 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»
Права человека - это неотъемлемое свойство демократии. Они во многом определяют качество среды его обитания, а также интерес и даже смысл жизни. Многие скептически относятся к этому выводу.
Да, проблемы с обеспечением и практическим использованием прав человека есть: и экономические, и политические, и организационные.
И так будет до тех пор, пока мы не научимся жить по Конституции, по законам, исполнять их сами и требовать их исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, всеми чиновниками.
Между словами и делами, как мы знаем, часто существует разрыв.
Однако годы, прошедшие после принятия Конституции, показали, что в стране есть желание и воля по соблюдению прав и свобод человека.
Отношение к соблюдению прав и свобод человека сейчас сильнее, чем все другое, стало определять политическое лицо власти, ее разумность и современность, человечность и целесообразность ее существования.
Подтверждением этому служит проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, расширение и укрепление демократических основ общества и государства, законности и правопорядка.
Однако, несмотря на все это, задача реального обеспечения конституционных прав остается актуальной. В современном обществе остро ощущается дефицит справедливости и правосудия, морали и нравственности.
Как показывает анализ обращений граждан о нарушении их прав и свобод, защита их остается наиболее слабым звеном в деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов.
В числе важнейших государственных приоритетов в своих статьях «Нам нужна новая демократия» и «Демократия и качество государства» В.В. Путин назвал:
- дальнейшее совершенствование и развитие институтов демократии и гражданского общества;
- обеспечение и защиту прав и свобод человека от чиновничьего произвола.
Люди должны быть уверены в том, что, живя честно, по гражданскому долгу и совести, вступая в борьбу с общественными пороками, их безопасность надежно гарантирована, что в нужный момент они найдут защиту от наезда влиятельного бюрократа или коррупционера, хулигана или преступника.
Гарантом этих ценностей, по мысли президента, должен стать Справедливый и Честный суд и такая же правоохранительная система.
В.В. Путин отметил: «Мы должны изменить государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судебных органов…»
Даже все эти меры могут оказаться недостаточными, если одновременно с правовой реформой не будет идти борьба с ложью, необязательностью, безответственностью, с двойными стандартами жизни и поведения.
Быть уличенным во лжи для должностного лица или общественного деятеля должно означать невозможность исполнять публичную деятельность. Именно через это должно начаться наше очищение, социальное и духовное возрождение.
Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе, и не только у нас, но и в других, даже самых демократических странах.
Нередко за права и свободы надо бороться, но бороться цивилизованно, путем обращения в компетентные органы, а при несогласии с их решениями – обращаться в суд.
Практика правозащитной деятельности свидетельствует о том, что для успешной защиты своих прав и свобод надо владеть не только правовой, но и правозащитной культурой, что предполагает не только знание своих прав и обязанностей, но еще и волю для того, чтобы хотеть и уметь себя защищать, сознавая при этом, что процесс этот сложный, порой рутинный, и, к сожалению, не всегда предсказуемый. Но другого не дано.
Нельзя не видеть, что государство постоянно совершенствует свою деятельность по защите прав человека. На обеспечение открытости и гласности в работе направлено создание при всех государственных органах общественных советов.
Принятый 2 мая 2006 года Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» завершил создание правовой основы для эффективной защиты населением своих прав и свобод.
Закон считает рассмотрение обращений граждан важным видом государственной деятельности, обращая внимание на то, что правильно поставленная работа по рассмотрению обращений граждан позволяет вовремя, не давая им перерасти в антагонизм, снимать противоречия между гражданином и государственным органом.
Не менее важно и то, что через обращения миллионы простых людей реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством.
Наряду с государственной системой защиты прав человека в последние годы в России возникла широкая сеть правозащитных органов федерального, регионального и местного уровня, а также некоммерческих объединений и других правозащитных организаций.
Правозащитная деятельность - тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться, забывать о защите прав человека. Это лучшее средство от самоуспокоенности, зазнайства, переоценки сделанного, двигатель совершенствования государственной деятельности, правовой реформы и постоянной заботы о людях, их правах и свободах.
«И в этом ценность правозащитников, даже если они неудобны и неприятны власти», - сказал Д.А. Медведев.