Поиск на сайте

Выставку, посвященную архитектурной истории Ставрополя, представил краевой музей изобразительных искусств

Устроители экспозиции приурочили ее к 240-летнему юбилею Ставрополя и Азово-Моздокской линии, который отметили в сентябре, но культурные мероприятия продлятся еще до конца года. Другая круглая дата, непосредственно связанная с экспозицией - это 80-летний юбилей краевого Союза архитекторов, который профессиональное сообщество отметит 1 ноября.

Именно это последнее событие и нашло отражение в содержании совместного проекта музейщиков и архитекторов.

По одну сторону выставочного зала на суд зрителей представлены в рисунках, фотографиях и чертежах современные архитектурные образцы - от жилых домов, офисов, банков и ресторанов до планировки целых улиц и кварталов. По другую сторону - история архитектуры Ставрополя в судьбах, зданиях, исторических документах.

Едва ли кто поспорит с тем, что красотой своей Ставрополь обязан именно архитекторам, как прошлого, так и настоящего. Как бы не находились они в тисках власти, именно от них зависит, каким быть городу будущего.

Причем речь зачастую идет не столько о талантливых решениях, сколько об умении их отстаивать. Современный архитектор должен быть в равной степени человеком творческим и принципиальным.

Ничто, пожалуй, общественность не обсуждает сегодня так живо, как изменения архитектурного облика городской среды, появление памятников и скульптур, создание новых жилых кварталов и, увы, уничтожение старинных особняков.

В отличие от других видов искусств в архитектуре устранить ошибку практически невозможно - как скульптуру, дом не исправишь, в запасник, как картину, не уберешь. Может, в этом «не ошибиться» и состоит главная миссия архитектора.

К слову, о профессиональном союзе. Тридцать лет назад в нем состояло 17 человек, из которых 12 пенсионеров, те, кто отстраивал Ставрополь после войны. Сегодня в союзе 69 членов, но молодежь в ряды творческого объединения по-прежнему не стремится.

Понятно, что на праздниках о проблемах говорить не принято, однако ближайший коллега архитекторов, руководитель краевого Союза художников Сергей Паршин, главную болевую точку обозначить все же не постеснялся.

Власть, по его словам, должна прислушиваться к архитекторам, и если там, в больших кабинетах, этого не поймут, город лишится своей привлекательности и уюта.

Вообще же, откровенно говоря, урбанизация заела даже в тихом Ставрополе. Есть какая-то ностальгия по былой, патриархальной России, с ее традициями, культурой, архитектурой. Неслучайно гости выставки подолгу задерживались у той ее части, которая посвящена истории.

В 1805 году землемер Пичугин представил описание Ставропольской крепости и окрестностей, что можно считать первым планом города.

За крепостными стенами, как следует из архивного документа, лежала казачья станица из девяти жилых кварталов, а также три продольных и пять поперечных улиц.

С востока на запад город протянулся на 1,7 километра, с севера на юг - на шестьсот метров. На востоке оканчивался он Тифлисской заставой, на западе - Черкасской (Московской).

В 1825 году из Тифлиса в Кавказскую область прибыл архитектор Иван Францевич Руско. Ему поручено было возвести на территории крепости главный вещевой магазин с денежной казной, а позднее перестроить здание, в котором разместился командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории.

Любопытно, что при восстановлении Ставрополя после войны архитекторы опирались на план, составленный Иваном Ивановичем Гайворонским еще в 1833 году.

В 1828-м Гайворонский закончил возведение в городе первого каменного Гостиного ряда у восточного подножия Крепостной горы, а к 1835-у построил второй его ряд  из двухэтажных каменных домов. Это место и стало торговым центром города.

По сведениям краеведов, архитектор Гайворонский подготовил первый генеральный план города, наметив строительство 18 продольных и 14 поперечных улиц.

Григорий Павлович Кусков, унаследовавший традиции дореволюционных зодчих и успевший поработать в советское время, посвятил Ставрополю 43 года. Ему принадлежат многие известные в городе архитектурные красавцы - Андреевская церковь, магометанская мечеть, мельница Гулиева, здание электростанции, губернаторский дом...

В соавторстве с другими архитекторами Кусков спроектировал третью женскую гимназию и здание «Пассажа». Строил мосты, школы, винные склады и конюшни, плотины, элеваторы.

Нельзя пройти мимо имени Адриана Петровича Булыгина, автора аптеки Байгера. В отличие от Кускова, оставшегося на родине, Булыгин перебрался сначала во Францию, а потом в Соединенные Штаты Америки, став одним из родоначальников небоскребов.

Даже сведения об архитекторах нашего времени пришлось собирать по родственникам и коллегам, как говорят, по крупицам. На выставке представлены рисунки главного архитектора Ставрополя конца 1940-х - начала 1950-х Бонифация Будкевича - вход на бульвар им. Ворошилова (ныне Октябрьской революции), эскизный проект подножия памятника Коста Хетагурова.

Об открытии кинотеатра «Родина» на Крепостной горе в июне 1954 года местная пресса писала:

«Уютен зрительный зал с балконами на 520 мест…. В зрительном зале установлены театральные кресла Рижской мебельной фабрики, в верхней части - мягкие диваны и полумягкие стулья. Для настольных игр и газет установлены круглые столы…»

Архитектором кинотеатра «Родина» является Юрий Махров. Ныне это величественное сооружение снесли, и о нем помнят лишь люди старшего поколения и водители маршруток, по привычке называющие остановку «Дворец бракосочетания» «Родиной».

Последний генплан Ставрополя, напомним, был принят в 2009 году, и будет действовать до 2030 года. Насколько соблюдается он, сказать сложно, но еще сложнее представить, каким будет выглядеть город через тринадцать лет.

Хотелось бы, конечно, чтобы и дети наши не только на открытках застали в Ставрополе образцы классицизма, ампира, русско-византийского стиля...

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях