Поиск на сайте

Администрация Ставрополя обещает очистить жилые районы от промышленных предприятий. Но как это сделать, чиновники пока плохо представляют

 

С егодня заводы и фабрики – это тяжелое наследство советской эпохи индустриализации. Естественно, в то время о городской экологии власти заботились мало: заводы размещали в наиболее удобных для производства местах, будь то опушка заповедного леса или берег реки.

Поэтому во многих крупных городах страны сегодня действуют программы, предусматривающие вынос предприятий. Ясно, что речь идет не обо всех предприятиях, а только о самых крупных и вредных, которые имеют большие санитарно-защитные полосы. Экологически чистые производства, которые могут работать по новым технологиям, в жилых и деловых кварталах размещать не запрещено.

Скажем, в Москве при Юрии Лужкове в черте города осталось не более сотни промышленных предприятий. Освободившиеся площади облюбовали застройщики: в цехах бывшего пивоваренного завода (в районе Курского вокзала) появилась галерея современного искусства «Винзавод», а в корпусах бывшей фабрики «Красный Октябрь» на набережной Москвы-реки – институт дизайна «Стрелка», модные рестораны и кинотеатр.

Самый крупный из подобных проектов – это Московская хлопчатобумажная фабрика имени Фрунзе, на месте которой появился бизнес-центр «Даниловская мануфактура» площадью 8 гектаров.

Есть масса подобных примеров и в Ставрополе - правда, предприятия не выводили за пределы города, а просто закрывали. Так, на месте обанкротившегося хлебозавода №1 появился торговый центр «Ниагара», а на месте хлебозавода №2 ныне строится жилой комплекс «Барин»; в корпусах машиностроительного завода «Пищепром-автоматика».

На месте автобусного парка №1 (на углу улиц Доваторцев и Ленина) планируют построить жилой комплекс Metropolia, а на месте автопарка №2 (на углу улиц Доваторцев и 45-я параллель) уже появился гипермаркет «Магнит».

Корпуса трансформаторного завода «Изумруд» (улица Апанасенковская) и электронного завода «Аналог» (проспект Кулакова) ныне заняты под мебельные торговые центры. Часть корпусов завода «Нептун» занял офисный центр и учебные аудитории СКФУ.

На месте городской типографии (на улице Советской) сейчас расположен ночной клуб Polygon, а краевую типографию (на улице Артема) скоро займет торгово-офисный центр. Планировалось также вывести из центра Ставрополя автовокзал, но затем от этой идеи отказались.

Снесен завод «Красный металлист», выпускавший деревообрабатывающие станки: здесь будет построен жилой комплекс. Присматриваются застройщики и к огромной пустующей территории завода поршневых колец. Всего же общая площадь промышленных и коммунально-складских территорий в Ставрополе – почти 2 тысячи гектаров. Ясно, что это лакомый кусок для бизнесменов

Еще четыре года назад гордума приняла стратегию развития Ставрополя, одна из задач которой – поэтапный вынос промышленных и производственных предприятий из жилых (селитебных) районов города.

В стратегии были перечислены конкретные улицы, где не должно остаться производств. Естественно, это центральная часть Ставрополя, а также улицы Буйнакского, Октябрьская, 1-й и 2-й Юго-Западные проезды, Чапаевский проезд. Именно здесь расположены, в частности, городская овощебаза, швейная фабрика «Восход», фармацевтический завод «Биоком», мебельный завод Zebrano и другие предприятия.

Эти производства, естественно, не должны были сразу после принятия стратегии закрыться. Речь в документе шла о том, что администрация Ставрополя перестает выделять новые площади под расширение уже работающих предприятий, и они, столкнувшись с отсутствием новой земли, просто «переедут» на новое место.

Новой площадкой для их размещения должны были стать индустриальные парки на окраинах городов. Скажем, в Ставрополе таких парков сегодня целых три – «Северо-Запад» (на улице Коломийцева), «Фармацевтика» (на Старомарьевском шоссе) и на месте автозавода «Автоприцеп-КамАЗ» (на проспекте Кулакова).

Также планировалось построить грузовую железнодорожную станцию «Ставрополь-II» с шестью путями (восточнее существующего вокзала). Ну а автодорога должна была связать индустриальный парк «Северо-Запад» по тылам существующих предприятий с федеральной автотрассой «Кавказ».

Правда, норма, закрепленная в стратегии развития города, все эти четыре года так и оставалась декларативной. А недавно с просьбой ее отменить в администрацию Ставрополя обратился упомянутый уже завод «Биоком», который расположен в Чапаевском проезде.

Сегодня это самое современное производство лекарств в Ставрополе, построенное с нуля на средства фармацевтических корпораций CIA и Ely Lilly.

Здесь выпускают более тридцати наименований таблеток и инфузионных растворов (в основном дженерики). В прошлом финансовом году выручка «Биокома» составила почти 14 млн. евро.

Недавно индийская фармацевтическая корпорация Lupin сообщила о покупке 100% акций завода «Биоком». Генеральный директор Lupin Винита Гупта заявил, что в результате покупки завода индийцы смогут получить доступ к рынкам не только России, но и стран Восточной Европы.

Да вот незадача: в стратегии развития Ставрополя индийские инвесторы увидели норму, которая гласит – все промышленные предприятия с Чапаевского проезда должны быть убраны. «Биоком» обратился в городской комитет по экономическому развитию с просьбой эту норму из стратегии изъять.

Чиновники, в свою очередь, обратились в гордуму, которая на минувшей неделе единогласно (и даже безо всякого обсуждения!) целый абзац из стратегии развития изъяла. А ведь депутатам стоило бы не просто подымать руки, а поразмыслить, за что именно они голосуют.

Ведь благая идея – вынести за границы Ставрополя вредные и опасные производства - с 2011 года так и не заработала. Не действуют обещанные индустриальные парки, нет новых дорог (автомобильной и железнодорожной) для вывоза продукции. Так какой здравомыслящий инвестор захочет переносить работающий завод за тридевять земель, тратя на это сотни миллионов?!

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий