Поиск на сайте

 

Доверяй, но проверяй - по такому принципу работают депутаты Думы города Невинномысска

 

Исполнение бюджета Невинномысска из года в год «страдает» от «недугов», которые приводят к нерациональному расходованию денежных средств. Горожане всё чаще слышат о том, что сделано, но практически ничего о том, как это сделано. Однако говорить об этом необходимо, ведь количество без качества - категория бесполезная.

 

Игра в «пинг-понг»
Проверив на днях результаты исполнения городского бюджета за 2007 год, депутаты и порадовались, и огорчились. Радоваться было чему: городской «кошелек» заметно потяжелел. Невинномысск получил доходы в сумме более 1,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2006 годом «привес» составил почти 35%. Правда, собственных доходов бюджет имеет чуть больше половины от общей суммы. Остальное - это субсидии, субвенции, дотации, а также прочие поступления из федерального и краевого бюджетов, различных фондов.
Как бы то ни было, неважно, откуда приходят средства: сами заработали или получили «по разнарядке», ведь проблем в городе немало, и лучшее лекарство от них - достойное финансирование.
Благодаря пополнению бюджета, горожане смогли почувствовать, как ускорились работы по строительству моста через Кубань, капитальному ремонту жилого фонда, школ, детских садов, больниц и поликлиник, учреждений культуры. Окрепла материально-техническая база муниципальных учреждений, новое оборудование получали учреждения здравоохранения, обустраивались детские игровые площадки, ликвидировали стихийные свалки, реконструировали и строили дороги, сажали деревья и кустарники. Выросла зарплата бюджетников, родителям ввели компенсацию расходов по оплате за детский сад. Впрочем, администрация и сама много рассказывала о том, сколько и чего она сделала.
Однако обязанность депутатов не только голосовать за то, куда направить деньги, но еще следить, чтобы тратились они и по закону, и по уму. А критика - это не компромат, и служит она не для того, чтобы сводить счеты с оппонентами, а для исправления ими ошибок. Более того, за критику надо не просто благодарить, а делать из нее серьезные выводы. Например, анализировать просчеты в исполнении бюджета и стараться их не повторять впредь, ибо цена вопроса - миллионы рублей, от грамотного распоряжения которыми зависят судьбы тысяч невинномысцев.
Самая большая проблема бюджета заключается в неравномерном освоении бюджетных средств. Причем каждый год картина повторяется: первые месяцы расходы значительно ниже плановых, затем, ближе к концу года, - резкие скачки. Вот и в прошлом году основная нагрузка по расходам пришлась на четвертый квартал - почти 40 % от общей суммы.
Такие лихорадочные траты, понятно, не приведут ни к чему хорошему. Примеров того, как ремонт дорог и кровель проводился в осеннее ненастье и в канун Нового года, полно. Но о каком качестве работ вообще можно говорить в таком случае? Вот и появляются ямы на дорогах едва ли не раньше, чем дорожники отчитаются о проделанной работе, а не успевшему перевести дух от борьбы с коммунальщиками населению вновь капает на голову.
Слабость специалистов исполнительной власти Невинномысска особенно заметна в планировании: за прошлый год администрация вносила предложения по изменению бюджета 10 (!) раз, что при грамотном подходе просто немыслимо. Так, три раза в течение года корректировался план доходов и расходов по летней оздоровительной кампании. При этом в мае баланс по этой статье вырос на 1,8 млн. рублей, а в сентябре примерно на эту же сумму уже уменьшился. Такой вот своеобразный «пинг-понг» казенными деньгами.
Остались неизрасходованными целевые средства и безвозмездные поступления на обеспечение противопожарной безопасности. А впервые поступившая на счета города субсидия из краевого бюджета на поддержку казачьих обществ так и не нашла своих получателей, а потому полностью будет возвращена. Смогут ли после этого казаки убедить краевое правительство в том, что от финансовой помощи сами они не отказывались, и решатся ли вновь попросить денег?
 
Ликвидация последствий
Но если в приведенных примерах счет идет на десятки тысяч рублей, то по разделу «Жилищное хозяйство» - уже на миллионы. Еще в апреле прошлого года, рассмотрев вопрос об увеличении ассигнований на капремонт жилья, депутаты усомнились: имеются ли в достатке трудовые ресурсы и время, чтобы эффективно освоить дополнительные средства? Чиновники администрации лишь отмахнулись: мол, повода для беспокойства нет. В итоге краевые субсидии на капремонт многоквартирных домов сумели освоить только наполовину.
Ни одно из структурных подразделений администрации города в 2007 году так и не смогло освоить выделенные средства полностью. Этот вопрос депутаты не раз поднимали на заседаниях Думы, указывали на низкое качество работ, давали конкретные рекомендации, как исправить ситуацию. Но к концу года выяснилось, что зависли не только коммунальные деньги (24,5 млн. рублей), но и по другим статьям: 17 млн. рублей в сфере образования, 4 млн. - в здравоохранении. Всего набралось около 80 млн. рублей.
Завершать год с такой сомнительной «экономией» стало уже печальной традицией. В 2005 году, по данным постоянной комиссии Думы по бюджету, налогам и экономической политике, остатки на счетах составили более 53 млн. рублей. Их, правда, удалось «перетащить» в бюджет следующего года, но в конце его остаток вырос до 73,56 млн. рублей, а в 2007 году - почти до 147 млн. Если учесть ежегодное удорожание товаров и услуг, эти средства, не потраченные вовремя, обесценятся настолько, что запланированная работа и вовсе останется не выполненной, а горожане будут уповать лишь на счастливый случай, вроде просьбы в прямом эфире к президенту.
Объективных причин для такого положения дел, по соображениям горадминистрации, достаточно: завышенные требования федерального законодательства, запоздалое проведение торгов, недобросовестные подрядчики, постоянно затягивающие сроки выполнения работ... Однако главная причина неэффективного исполнения бюджета, о которой чиновники старательно умалчивают, кроется в их необдуманных действиях и слабом контроле.
Взять, к примеру, конкурсы. Комиссия выбирает подрядчика, предложившего наименьшую сумму для реализации проекта. Администрация трубит на весь город о сэкономленных деньгах, но объекты в итоге сдаются с массой невыполненных работ, а от населения идет поток жалоб.
Только по денежным средствам, выделенным из резервного фонда российского правительства для покрытия расходов на ликвидацию последствий градобоя, на федеральный уровень поспешили вернуть без малого 3,5 млн. рублей. И это при том, что из 294 домов, на ремонт которых поступили средства, чуть ли не половина осталась без внимания городской администрации, а остаток денежных средств на эти цели на конец 2007 года составил более 10 млн. рублей. А уж коль скоро первый замглавы Олег Мазур в недавнем выступлении заявил, что «главным направлением работы администрации города была и остается (выделено мною. - Авт.) ликвидация последствий градобоя 2006 года», конец этого «направления» горожане увидят еще не скоро. Хотя давно уже пора переключиться на решение других проблем.
Несмотря на отчеты администрации об успешном выполнении долгожданного благоустройства окраин, похоже, бесконечно будет тянуться история с прокладкой канализации в частном секторе. Три года длится эта эпопея, в землю закопали огромные деньги, а результатов не видно. Если, конечно, не считать перерытых улиц, нарушенных коммуникаций и обманутых надежд.
На одном из участков по ул. Трудовой, перекрестке пер. Плеханова с ул. Хоперской, «зависла» сумма в миллион рублей, в том числе собранных и с населения. Выяснилось, что в процессе строительства допустили отклонения от проекта, и запустить канализацию в эксплуатацию в ближайшее время не представляется возможным.
 
Неподъемная ноша
Помимо неравномерности расходования средств и накопления остатков на счетах, серьезные претензии вызывают нарушения бюджетного законодательства, которые также обошлись городской казне в миллионы рублей. Перечислять нарушения можно долго, однако один пример заслуживает особо пристального внимания и общественности, и правоохранительных структур. Касается он лицея №1, учреждения, подконтрольного отделу образования администрации города.
Серьезные нарушения финансовой отчетности, а также фальсификация документов позволили незаконно выплатить подрядчику 3,6 млн. рублей. Как можно было упустить из-под контроля такую сумму?
Не из простых ситуация с детским лагерем «Гренада». Фактические затраты на оздоровление одного ребенка вдвое превысили плановые. Администрация не выполнила рекомендации Думы о газификации и водоснабжении лагеря, а расходы в сумме 442 тыс. рублей признаны нецелевыми. Будущее у лагеря, как и его репутация оздоровительного, комфортного и привлекательного для горожан учреждения, весьма сомнительно.
Несомненно, бюджет 2007 года оказался трудоемким, поскольку первоначально перечень объектов требовал расходов на 46 млн. рублей, а за счет средств краевого бюджета, предприятий, самих горожан они возросли в пять раз. Понятно, что такая нагрузка требует от исполнителей высокого профессионализма и организованности. Однако большие деньги оказались для администрации настоящим стихийным бедствием.
Еще в древние времена было подмечено, что с ростом богатства растут и заботы. Справляться с этими заботами администрации Невинномысска мешает неумение равномерно осваивать бюджетные средства, предвидеть и просчитывать возможные риски, а также элементарное отсутствие контроля за финансовой дисциплиной. Богатая казна для невинномысской исполнительной власти явно оказалась неподъемной ношей.

Сергей БАТЫНЮК,
депутат Думы
города Невинномысска

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях