Поиск на сайте

Как укрепить кадетское образование на Ставрополье, делится мыслями профессор СКФУ, известный учёный-педагог Александр Беляев

 

 

 
Тяжёлые времена настали
 

За последние годы кадетское образование приобрело необыкновенную популярность в России. Поступить в кадетский корпус порой труднее, чем в престижный вуз. И дети, и родители, выбирая кадетскую школу, убеждены, что уж здесь благодаря порядку, дисциплине, подбору педагогических кадров обеспечат качественное образование, а главное – воспитание, основанное на лучших традициях.

Именно такие учебные заведения способны помочь детям, лишившимся заботы и попечения родителей. Подростки, обладающие хорошими физическими задатками, которых влечет к профессиям, связанным с риском, необходимостью владеть оружием и спецтехникой, далеко не всегда имеют возможность поступить в образовательные учреждения, соответствующие их склонностям. И именно таким мальчикам кадетские учебные учреждения способны дать, как говорится, шанс в жизни.

В настоящее время кадетских учебных заведений в России насчитывается около двух с половиной сотен. С одной стороны, это свидетельствует об их востребованности, с другой – не может не приводить к ведомственной разобщенности, к размыванию традиций, к отсутствию надлежащих условий подготовки юношей к «службе Отечеству на военном или гражданском поприще».

В результате, как отмечают даже сами педагоги, воспитанники и их родители, ослабевает дисциплина, изживаются традиции, сокращаются программы дополнительного образования.

В Общественной палате РФ недавно состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы кадетского образования в России». Председатель комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина выразила тревогу по поводу положения кадетских корпусов в ближайшей перспективе.

«Наступил не лучший период и у детей кадетского образования, и у классов, которые являются кадетскими. Мы получаем много жалоб, которые говорят о том, что есть попытки вывести кадетское образование на более легкие программы обучения, убрать ответственность с государства за содержание детей и переложить ее на родителей», – говорит Духанина.

 
 
«Честь имею!» – не пустой звук
 

Назрели преобразования и в кадетских школах Ставропольского края. Сейчас в нашем регионе работают четыре таких учреждения – в Ставрополе, Железноводске, Пятигорске и Буденновске. Из них только буденновский корпус – краевого подчинения.

А чтобы сохранить кадетские школы, их необходимо, в соответствии с новым федеральным законом «Об образовании», передать из муниципального на региональный уровень. Этот вопрос стал предметом обсуждения на совместном заседании ставропольского экспертного клуба и патриотической платформы регионального отделения «Единой России».

Перевод кадетских школ из муниципального подчинения в краевое назрел не только по юридическим основаниям, но и по морально-этическим. Очень заметен низкий нравственный потенциал местных «элит».

Непрекращающаяся череда коррупционных скандалов, в том числе с участием служителей Фемиды и «оборотней в погонах», не может не вызывать тревоги у общества. И какой же пример подают местные чиновники, депутаты, защитники закона и правопорядка юным кадетам, готовящимся к военной и гражданской службе?!

Стержнем кадетского образования в России всегда были понятия чести и достоинства. Еще в дореволюционных кадетских корпусах существовали девизы: «Сам погибай, а товарища выручай!» (Варшавский суворовский корпус), «Дисциплина – прежде всего!» (2-й Московский), «Жизнь – царю, сердце – даме, честь – самому себе!» (Владикавказский).

Поступив в корпус, современный кадет дает клятву уважать традиции учебного заведения, с честью и достоинством носить звание и форму, не обманывать, не лгать, не хвастать, не оправдываться тем, что «все так делают».

При встрече и расставании со старшими кадеты звонко заявляют: «Честь имею!» Но какой осадок остается в благородных сердцах кадетов, когда они видят, что к власти дорвались люди, у которых нет чести?!

По существу, современные кадеты стоят сейчас на распутье: либо, став взрослыми, сохранить верность чести и достоинству как жизненным принципам, либо пойти по кривой, но проторенной старшими дорожке.

 
 
Ставрополью нельзя отставать
 

Чем живет современное кадетство? Кадеты со всей страны участвуют в работе международного военно-молодежного форума стран СНГ, прозванного «Кадетским «Селигером», осваивают программу Вячеслава Летуновского «Менеджмент по Суворову».

Участвуют в смотре-конкурсе за звание «Лучший казачий кадетский корпус России». Победителем в этом году стал Новороссийский кадетский корпус, которому вручено переходящее знамя президента, диплом Минобрнауки РФ первой степени и грант в размере 3 млн. рублей.

В Петербурге открыта кадетская школа IT-технологий. Здесь созданы специализированные классы сетевых технологий и мультимедийного оборудования, лаборатории программного обеспечения и робототехники, 3D-центр.

В Казани воспитанники участвуют в игре-квесте в рамках фестиваля «Мы любим Кремль» (это альтернативная экскурсия по Казанскому кремлю). Участвуют в олимпиадах, фестивалях, марш-парадах, в гражданско-патриотической кадетской смене учащихся Союзного государства «За честь Отчизны».

На территории Северо-Кавказского суворовского училища, воссозданного в 2014 году во Владикавказе, оборудованы городок для игры в пейнтбол, скалодром для занятий по горной подготовке.

Но что нужно сделать сегодня, чтобы кадетское образование на Ставрополье не отставало от других регионов, в том числе соседних – Кубани и Дона?! Например, директор Ставропольской кадетской школы им. А.П. Ермолова Алексей Хитров считает, что необходима разработка целевой программы по развитию кадетских школ на территории Ставрополья.

 
 
Проблемы нужно решать коллегиально
 

На мой взгляд, необходимо создать межрегиональный научно-методический центр кадетского образования, учредителем которого могут стать министерства образования Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев.

Будущие стандарты кадетского образования обязательно потребуют увеличения контингента педагогов-мужчин, офицеров запаса. Все они должны пройти психолого-педагогическую подготовку для работы с детьми. И именно в Ставрополе для этого есть достаточные возможности.

Например, в СКФУ создан Центр гражданского и патриотического воспитания. Здесь наряду с курсами повышения квалификации осуществляется обучение по таким магистерским программам, как «Воспитательная работа с молодежью», «Педагогика и психология дополнительного образования детей», «Менеджмент в образовании»...

Преподаватели нашей кафедры педагогики и психологии профессионального образования СКФУ подготовили учебно-методический комплекс «Организация воспитательной работы в кадетском корпусе». Безусловно, он также будет востребован!

Необходимо и создать в Ставропольском крае постоянно действующий коллективный орган, озабоченный состоянием кадетского образования. Этот орган должен и осуществлять мониторинг качества такого образования.

Свои усилия могли бы объединить члены краевой Общественной палаты, директора кадетских школ, преподаватели вузов, представители ветеранских организаций. Ведь конечная их цель – это развитие такого кадетского образования, которое бы отвечало чаяниям и задачам, стоящим перед Российским государством.

 
Александр БЕЛЯЕВ,
доктор педагогических наук, профессор
кафедры педагогики и психологии СКФУ
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Роман Уруймагов (не проверено)
Аватар пользователя Роман Уруймагов

Александр Васильевич является "светилом" данной тематике, сам является обладателем кадетского образования. Считаю, что государство в лице минобороны и минобразования должно развивать и более активно вовлекать молодежь в обучение в этих корпусах. Там закладывается дисциплина, верность Родине и национальным традициям. Особенно полезно для детей из группы риска и детей офицеров погибших при исполнении служебного долга.

Ганс (не проверено)
Аватар пользователя Ганс

Как - то все размыто, существуют кадетские школы Минобразования РФ к которому относится очень сильная и уважаемая кадетская школа имени генерала Ермолова в муниципальном образовании Ставрополь и система довузовского образования в суворовских (нахимовских) и кадетских училищах и корпусах Министерства обороны РФ (и одно - МВД РФ), на которые автор вряд ли повлияет.

Добавить комментарий