Поиск на сайте

Какие образы, смыслы и символы дарит ставропольский живописец, график, педагог Владимир Грибачёв?

 

Выставка мастера открылась в помещении  ставропольского отделения Союза художников России и продлится с месяц.

Известен Владимир Грибачев не только в творческой среде, но, может, как никто иной среди ставропольских художников, в самых широких слоях обывателей. И не потому, что он приверженец эпатажа, просто образы его несут в себе тайну, в них хочется всматриваться, пейзажи его понятны, близки и лиричны даже тем, кто по жизни шагает в сытой уверенности, все знает о ней и на все вопросы имеет точный ответ.

Народу в зале Союза художников на открытии выставки набилось порядком: коллеги, студенты, поклонники, наконец люди с улицы. Немало теплых слов прозвучало в адрес художника, и словам этим, казалось, не будет конца - редкий случай, когда выступающие сами выстраивались в очередь к микрофону, когда никого не надо подталкивать и вытягивать из него «пару слов». Люди искренне благодарили и восхищались мастерством и трудолюбием художника, желали всего и много.

Герой дня застенчиво улыбался, и видно было, что он счастлив. Ибо счастье не только в творчестве и самоотдаче, а еще когда есть люди, которые могут разделить с тобой твою радость и оценить результат твоего труда.

В Ставрополь Владимир Грибачев перебрался из Буденновска в начале 1990-х. До этого им была уже создана известная графическая серия пейзажей и натюрмортов «Маджарская осень», цикл офортов «Провинция». Ставрополь хотя и не Париж, но многое здесь пришлось пересмотреть, и главное - подлежали переоценке сами объекты внимания художника.

Хочешь или нет, но бытие определяет сознание. Так, томимые июльским зноем степи и утопающие в густом мареве лесополосы уступили место человеку с его страстями и думами. Переломным в некотором смысле моментом сам художник считает цикл из двенадцати гравюр «Песнь молодого вина».

Грибачев один из немногих в крае, кто широко, с любовью работает в графике. Пристрастие к офорту, ксилографии, автолитографии, линогравюре - техникам ныне немодным - у него с детства. Корни этой любви - в советском прошлом, когда газеты много печатали рисунков пером и тушью передовиков труда, пейзажи, даже натюрморты. А язык линогравюры, которым Грибачев владел в совершенстве, привил его школьный учитель рисования Владимир Викторович Гладков - на конец 60-х - начало 70-х в стране как раз и пришелся расцвет графики.

Одновременно с этим художником завладела история Ставрополя с его роскошными особняками, кривыми улочками, народными гуляньями, ярмарками, храмами, булыжными мостовыми, бульваром, старыми вывесками.

Вот тут и сошлись два начала - офорт и история города. Так родилась серия рисунков, гравюр, картин под общим названием «Старый город», а работы «У Крепостной горы», «Николаевский проспект», «Ставрополь торговый» стали знаковыми.

Вот один ну очень большой городской чиновник застыл у картины из триптиха «Катание на ставропольских горках». Самый центр, на углу улицы Дзержинского и проспекта Октябрьской революции, в прошлом Вельяминовской и Театральной. Важные купцы, бабы в платках и мужики в картузах, разгоряченная детвора, гимназисты - все катаются на санках, лавируя среди сугробов в человеческий рост.

Картина чиновника впечатлила по-своему: «А в наше время таких завалов в центре города не бывает». И заключил: «Хорошо работаем!»

Изначально проект старого города начинался как коммерческий, но скоро наполнился для художника смыслом куда высшим. Грибачев загорелся познанием ушедшего Ставрополя - домами, торговыми лавками, людьми, его населявшими. Вот ведь как судьба распорядилась: сотни графических и живописных работ художник посвятил не своей малой родине - Буденновску, который бесконечно любит и ни на что не променяет, а тому месту, где довелось жить, которое тоже полюбил, но по-своему, чувствами человека уже пожившего, много переосмыслившего.

Отдельного внимания заслуживает серия акварельных работ с изображением города наших дней. Ничего не приукрашено, но глядя на знакомые места, еще раз понимаешь: Ставрополь очень красивый и уютный. Тихая провинция, где еще остается место истории и природе, органично сочетающихся с отражением в лужах огней светофоров и навороченных иномарок. Да такой город просто нельзя не полюбить, особенно осенью и зимой, заметаемый листьями и снегом.

Лирик, политикой интересующийся на уровне обывателя, Грибачев представил на выставке и самое, может быть, известное полотно «День города, или Ветер перемен». Старый Ставрополь, а над ним на воздушных шарах парят Суворов, Ермолов, Николай I, чета Раиса и Михаил Горбачевы, Медведев и Путин, Пушкин и Лермонтов... В отдельной корзине с надписью на шаре «Быть добру!» сидит бывший мэр Дмитрий Кузьмин. Ох, как далеко ветры перемен занесли Дмитрия Сергеевича, так, что и спецслужбам не вернуть его на родную землю...

В сентябре художник проведет в здании Союза по пр. Маршала Жукова, 46, ряд бесплатных мастер-классов по теме «Что такое офорт?». Притащит 400-килограммовый станок и покажет класс! Приходите, больше никто не расскажет вам, что такое офорт. Да, не забудьте поздравить художника с днем рождения - 24 августа ему стукнуло 66.

А редакция «Открытой» желает вам, Владимир Яковлевич, здоровья и новых трудовых побед! Вы очень похожи на героя вашей собственной картины «Несущий», ибо тоже несете в мир новые образы, символы, смыслы важные и нужные. Несите и впредь их, это нужно всем нам!

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий