Поиск на сайте

Екатерина II была мудрее современных чиновников от образования, считает читатель «Открытой»

 

Образование должно исходить из творческого процесса, когда учитель и ученик являются гармоничным целым. В таком тандеме они, подобно кубику Рубика, «собирают» себя через знания. Ученик в этом случае не раб процесса, а учитель развивается, сохранив в себе восприимчивость ученика.
В противном случае процесс познания становится мучительным для обеих сторон, так как в нем прослеживаются элементы насилия. Когда у школьника еще нет вопроса, а ему его дают сразу вместе с ответом, он мало что усваивает и понимает.
Хочется напомнить легенду о мальчике-индусе, сидящем на берегу в ожидании Учителя, чтобы вместе встретить восход солнца. Когда мальчика спросили, неужели солнце потемнеет для тебя, если ты увидишь его без Учителя, тот улыбнулся и ответил: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц».
А могут ли услышать подобный ответ наши учителя из уст своих учеников?
Это не значит, что нет талантливых, творческих педагогов. Но, к сожалению, самопознанию и самосовершенствованию они своих учеников не учат. И часто превращаются, согласно спущенным «сверху» директивам, просто в урокодателей – подобно «дятлам», вдалбливающим знания в головы школяров. Именно этому способствует и такая форма сдачи экзаменов, как ЕГЭ.
Экзамен для учеников, конечно, нужен. Но при этом у ребенка должен быть выбор. ЕГЭ хорош, например, для проверки точных наук, для учащихся с речевыми проблемами или замкнутых школьников.
Но будет ли объективной оценка тех выпускников, которые обладают развитой интуицией и способны запросто угадывать ответы на вопросы ЕГЭ, не понимая их? Как можно проверять знания через ЕГЭ по литературе, истории, биологии, географии, где необходимо умение рассуждать?
Ученик, готовящийся к сдаче ЕГЭ, стал напоминать живое дерево, у которого постоянно обрезают ветви.
Еще в период царствования Екатерины II были написаны «Наставления» для учителей, отрывок из которых хочется привести:
«В рассуждении способности к учению бывают:
а) Такия дети, которыя все скоро понимают, хорошо помнят и выученное употреблять умеют. Поэтому их не следует заставлять многое заучивать, но упражнять в выученном, чтобы сделать познания их более основательными.
б) Такия дети, которыя одарены хорошею памятью, но имеют мало рассуждения. Тех должно учить мыслить, не давать им заучивать наизусть, заставлять понимать, давать примеры, заставлять их пересказывать своими словами.
в) Такия ученики, у которых слаба память – объяснять наглядно, задавать менее, возбуждать внимание.
г) Тупых детей, которыя мало понимают и помнят, всевозможно облегчать им учение, сообщать самое нужное, не поступать с ними сурово и не отнимать у них строгостью охоты к учению».

 

Василий ГААЗОВ

 

Татьяна Ширшова18 февраля 2013, 23:29

"Образование должно исходить из творческого процесса, когда учитель и ученик являются гармоничным целым. Ученик ... не раб процесса, а учитель развивается... В противном случае процесс познания становится мучительным для обеих сторон, так как в нем прослеживаются элементы насилия". Полностью поддерживаю такую позицию и считаю ее единственно верной, так как ее практическое применение понятно студентам/ученикам/, приветствуется ими, учебный процесс становится творческим и конструктивным.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях