Поиск на сайте

Прошедшая на Ставрополье «Ночь  искусств» побудила молодёжь открыть неизвестные и переосмыслить уже знакомые страницы родной истории

«Ночь искусств» – это придуманная Минкультуры России акция, которая не имеет аналогов ни в одной стране. В эту ночь бесплатно распахивают свои двери кинотеатры, библиотеки, музеи, филармонии, культурные центры, парки…
И если в 2013 году в первой «Ночи искусств» принимали участие две сотни учреждений (да и то в основном столичных), то в нынешнем – уже на порядок больше. Проходила акция под девизом «Искусство объединяет» и посвящена была, естественно, столетию Октябрь-ской революции.

 

В краеведческом музее Ессентуков вспоминали писательницу Ефросинью Керсновскую. К сожалению, ее имя сегодня незаслуженно забыто, а ведь должно стоять в одном ряду с Солженициным или Варламом Шаламовым, честно рассказавших о советском ГУЛАГе.

Польскую дворянку по происхождению, Керсновскую в 1941 году выслали из Бессарабии на спецпоселение в Томскую область. Спустя год она бежала оттуда, ее поймали и обвинили в шпионаже в пользу Японии. Третий приговор Керсновская получила за то, что «в феврале 1944 года... в свинарнике... повторила свой... разговор... опошляя Советскую конституцию, враждебно отзываясь о советских писателях».

На самом деле она критически отозвалась об антирелигиозных стихотворениях Маяковского, за что и была приговорена спецколлегией Новосибирского областного суда к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения из Норильлага переехала в Ессентуки, где прожила почти тридцать лет. Здесь она писала мемуары, изданные под названием «Сколько стоит человек».

О житии Керсновской, на долю которой выпало два десятилетия ссылок и лагерей, подробно рассказывали в музее. Чтобы связать память поколений, после «Ночи искусств» посетители музея зажгли на улице свечи в память о безвинных жертвах революции, Гражданской войны и репрессий.

В кисловодском музее «Крепость» вспоминали о другом летописце смутного времени – писателе Андрее Губине, создателе бессмертного романа «Молоко волчицы» (автор работал над ним с 1947 по 1967 годы). Эпопея повествует о трагедии казачества, искусственно расколотого революцией на «белых» и «красных» – и литературоведы ставят «Молоко волчицы» в один ряд с «Тихим Доном».

В советские годы книга фактически находилась под запретом, а всероссийское признание пришло к Губину только в 1995 году, когда его отметили Шолоховской премией. Посетители «Крепости» в «Ночь искусств» читали страницы бессмертного романа.

Рассказывали им о жизни кисловодского новомученика, всемирно известного музыканта и музыкального педагога Василия Сафонова, которого современники называли «Баяном русской музыки». Большевики, захватившие Кисловодск, пытали его вместе с семьей в застенках ЧК, и однажды сердце пожилого музыканта не выдержало – он умер от сердечного приступа.

И снова на кисловодской «Ночи искусств» не забыли о молодежи, которой недосуг листать пыльные архивы и мемуары. Для них показали фильм «Герой», посвященный Гражданской войне, где главную роль (дворянина Андрея Долматова) исполняет популярный певец Дима Билан.

Пятигорский краеведческий музей приготовил для посетителей в «Ночь искусств» лекторий, посвященный «революционной» истории Кавминвод. Открылась в музее выставка «На изломе эпох», на которой собраны раритеты раннего советского времени. Буденовки, казачьи фуражки, пулеметные ленты, портупеи, сигнальные фонарики…

Особая гордость музея – наградная сабля, которая принадлежала Григорию Мироненко, командующему 1-й Ударной советской шариатской колонной. Эта колонна была создана в Пятигорске по приказу революционного комиссара всея Кавказа Серго Орджоникидзе и состояла из кабардинцев, балкарцев, ингушей, осетин и иных горцев.

Сражалась колонна по всей Терской области, выбивала войска Лазаря Бичерахова из Дербента и Махачкалы (которые он занял при поддержке англичан), подавляли антисоветский мятеж казаков Моздокского округа…

Вспоминали в музее и новомучеников, среди которых три владыки, возглавлявших Пятигорскую епархию: в 1933 году в Ростове-на-Дону был расстрелян архиепископ Павел (Вильковский), в 1937 году в Пятигорске – епископ Никифор (Ефимов), а в 1939 году в Ставрополе – архиепископ Мефодий (Абрамкин).

Увы, обо всех этих черных страницах истории Кавминвод и Ставрополья рассказать даже за одну «Ночь искусств» нереально. Ведь и поныне историки спорят, кто чего стоил в то сумеречное время. И иные по многу раз меняли жизненный «окрас». О таких приспособленцах повествует экспозиция «Это наша с тобой биография…», открывшаяся в стенах музея изобразительных искусств в Ставрополе.

***

Из запасников музея в Ставрополе извлекли живописные, скульптурные, графические работы в стиле социалистического реализма. Иные не демонстрировались зрителю уже четверть века, с момента распада СССР, иные – вообще никогда, рассказала искусствовед Ольга Бендюк.

На половине работ – Ленин. С детьми, рабочими, солдатами, декретами, на могиле Карла Маркса… Есть портреты Серго Орджоникидзе и Сергея Кирова.

А вот – сцены казни белогвардейцами чекистки Ксении Ге (именно она в Кисловодске запытала до смерти композитора Василия Сафонова) и Григория Анджиевского (председателя Пятигорского реввоенсовета). Ге было 27 лет, Анджиевскому – 21.

Вспоминали в ставропольском музее и персонажей куда более приятных. Оказывается, нынешний год – юбилейный для многих художников края, работы которых можно было увидеть в выставочном комплексе «Золотой фонд». Это скульптор Ирина Шеховская и живописец Исай Шаулов (отмечают их столетие), заслуженный художник России Павел Гречишкин, пятигорский живописец Владимир Кузнецов и кисловодчанин Михаил Эйзериков (95-летие), скульптор Николай Акуленко (90-летие)…

Открылись в канун «Ночи искусств» и новые помещения музея на проспекте Карла Маркса, где теперь работает постоянная выставка, посвященная казакам-некрасовцам. Ее открытие также приурочено к памятной дате - 55-летию возвращения казаков, изгнанных в Турцию, на родину.

 

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях