Поиск на сайте

С этих мудрых слов начался международный форум в стенах СКФУ, на котором говорили о будущем туристической отрасли Северного Кавказа

 
 
Горы, горцы или шашлык?
 

Что из этого главный бренд Северного Кавказа? Не угадали! Это Великий шелковый путь – множество караванных дорог, которые на протяжении почти полутора тысяч лет связывали воедино Азию, Ближний Восток и Европу.

Именно благодаря Великому шелковому пути начался расцвет Дербента (старейшего города России, который на днях отпраздновал 2000-летие). Караванные пути сходились в Маджаре (утопающей в золоте и садах столице Золотой Орды, на месте которой сейчас выстроен Буденновск) и Алхан-Кале и Джулате (крупнейших городах Алании, на месте которых сейчас лишь небольшие поселки).

Ректор СКФУ Алина Левитская на открытии форума напомнила, что воссоздание этого исторического богатства Северного Кавказа – одна из основных задач Минкультуры России.

Не случайно гранд-проект «Великий шелковый путь» еще в 2013 году вошел в число трех главных туристических направлений страны. Два других – это «Серебряное ожерелье» (турне по крепостям северо-западных регионов страны) и «Русские усадьбы» (турне по музеям-заповедникам Центрального Черноземья).

Руководитель комитета по туризму Республики Ингушетия Станислав Аристов рассказал на форуме, что сегодня гранд-проект уже начали реализовывать. Так, еще весной открылся новый туристический маршрут «Чайный экспресс», который повторяет кавказский участок Великого шелкового пути.

Комфортабельный поезд стартует из Москвы или Ростова (по выбору пассажира), а затем в течение недели следует через несколько городов – Черкесск, Назрань, Грозный, Дербент и Минеральные Воды. После прибытия состава на каждую станцию для туристов предусмотрены экскурсии к памятникам древности и природы.

 
Китайцы наступают на пятки
 

По словам Станислава Аристова, всего за полгода «Чайных экспрессов» было уже три, и каждый заполнен под завязку. Хотя, кстати, цена билетов кусается: с выездом из Москвы – 23 тысячи рублей, а с выездом из Ростова – 18 тысяч. И это только поездка, да плюс еще культурная программа – 20 тысяч рублей. С человека!

Тем не менее, говорит Аристов, только на первом поезде помимо российских туристов отправилась группа из двух десятков китайцев. И с каждым рейсом число азиатских туристов возрастает. Приходится даже печатать брошюры и подыскивать гидов, говорящих на китайском. В перспективе же отправления «Чайного экспресса» состыкуют с расписанием авиаперелетов из Пекина (например, через Баку в Минводы или напрямую в Ростов).

Аристов обратился с деловым предложением к студентам СКФУ, которых на открытии форума было несколько десятков. Сейчас ингушский комитет по туризму (а именно он координирует проект «Чайный экспресс») ищет людей, свободно владеющих китайским языком. В том числе, чтобы популяризовать красоты Северного Кавказа в азиатском сегменте интернета.

Что же привлекает китайцев на кавказских курортах? По мнению помощника министра по делам Северного Кавказа Сергея Прокопова, главный «манок» – это дешевизна. После того, как курс доллара и евро вырос вдвое, для иностранцев вдвое дешевле стало отдыхать в России.

Ну а для владельцев туристического бизнеса, напротив, приток иностранных отдыхающих (которые, ясно, расплачиваются валютой) – это вдвое больший поток выручки, чем прежде. То есть в выигрыше все!

 
 
Венецианский бизнес-карнавал
 

Есть такое понятие «индустрия гостеприимства», которое кочует по страницам деловых изданий и буклетов. Только, как мудро заметил Сергей Прокопов, гостеприимство – это не индустрия и не профессия, а состояние души. И для примера вспомнил своего приятеля, который однажды путешествовал на машине по Европе.

Мужчина заглянул в сельскую гостиницу, заказал себе жаркое и попросил у хозяйки спаржи (зеленые веточки красовались на полке). Хозяйка заказ приняла и куда-то пропала. Когда она вернулась, гость удивился:

– Почему вы так долго ходили за спаржей?

Женщина буднично ответила:

– Та, что на полках, сорвана еще утром. А я ходила к соседу, чтобы он нарвал вам с грядки свежей.

Теперь его друг, говорит Прокопов, отдыхает только в этой гостинице, причем уже не один, а с друзьями. Ведь гостеприимство не купишь ни за какую валюту и «отельные» звезды! Да и вообще, погоня за такими «звездами» – дело ненужное, уверена профессор МГУ, доктор географических наук Анна Александрова.

Профессор привела в пример два города в Италии, которые считаются главными туристическими Мекками страны, – Рим и Венецию. Поток отдыхающих здесь не иссякает круглый год, они оставляют в сувенирных лавках, отелях и ресторанчиках миллиарды евро ежегодно.

Только вот в Риме большинство из магазинов и гостиниц – это местные итальянские сети. Соответственно, полученная от турпотока прибыль остается внутри города, а затем «работает» на него.

Совсем другое дело в Венеции, где господствуют транснациональные бренды – международные сети отелей и ресторанов. Соответственно, деньги из кармана туриста путешествуют в конечном итоге не в муниципальный бюджет, а к заокеанскому «дядюшке Сэму».

 
 
Не хотите ли стать шоколатье?
 

Ключевым на открытии форума было выступление ректора СКФУ Алины Левитской, которая рассказала об успехах ее вуза в подготовке будущих хостесс, сомелье и отельеров. А ведь еще три года назад, когда университет только был создан, по специальности «Туризм» было всего одно бюджетное место, а по направлению «Сервис» - вообще ни одного. И это на весь Северный Кавказ, где уже тогда начали реализовывать туристические мегапроекты!

Сейчас, говорит Левитская, в вузе по «туристским» дисциплинам учится почти 800 студентов, а до 2025 года будет обучено 125 тысяч специалистов (в основном речь идет о послевузовской переподготовке).

По крайней мере, такие цифры закреплены в договоре, подписанном СКФУ с госкомпанией «Курорты Северного Кавказа». В рамках этого договора в СКФУ создан ресурсный центр, обслуживающий все регионы округа. Тут можно получить прикладные профессии – горничной, спасателя, водителя снегохода, цветовода, администратора гостиницы...

Всего разработано 85 учебных программ, и среди них весьма экзотичные: скажем, мастер карвинга (художественного вырезания из овощей и фруктов) или шоколатье (оформителя шоколада).

«Курорты Северного Кавказа» – давний и стратегический партнер СКФУ, он учредил именные поощрения для студентов и аспирантов вуза, которые развивают интересные проекты в сфере туризма. В рамках форума заместитель гендиректора «Курортов Северного Кавказа» Святослав Вильк вручил 10 стипендий  самым выдающимся студентам и пять грантов аспирантам (по 50 тысяч рублей каждому).

Все они на круглом столе «Будущее туризма» представили презентации своих проектов. Это, например, создание всесезонного детского лагеря SumWint, клуба любителей походов Max, мобильного приложения для туристов «Торук», гастрономического тура по Грозному и экскурсии по Грозному «Восставший из пепла»...

Ну и самый, пожалуй, масштабный проект – это всекавказский фестиваль кухонь, который представила магистрант-географ Таисия Шатова.

 
Архыз поднялся выше Альп
 

Лучших воспитанников СКФУ поощряют не только стипендиями, но и стажировкой в зарубежных вузах. По словам Алины Левитской, скоро будет  подписан договор с Гаагской школой отельного бизнеса (Нидерланды): его специалисты готовы запустить «Школу кавказского гостеприимства» на базе Пятигорского института СКФУ. Причем окружной университет станет первым вузом в России, который напрямую сотрудничает с Гаагской школой – самой продвинутой на планете в подготовке отельеров.

Стажировку студенты и сотрудники СКФУ проходят на курортах Турции и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Скоро будет запущена партнерская программа с тремя вузами Швейцарии – Глионским, Люцернским и Лозаннским (будет предусмотрена программа академического обмена и выдачи двойных дипломов).

Именно из этих вузов и вышли кадры, которые создали в Швейцарии «альпийский рай», притягивающий туристов со всей страны. Теперь готовить будут профи для горнолыжных курортов Северного Кавказа. Ну а, скажем, на единственном пока из запущенных курортов «Архыз» волонтеры из СКФУ ежегодно проходят практику.

В целом же на зарубежные стажировки специалистов, которые завтра будут сами учить гостеприимству, СКФУ потратил более 30 млн. рублей. Сумма кажется огромной, зато и подготовку сумели пройти 754 преподавателя. И каждый передаст прогрессивное знание еще десяткам студентов!

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях