Поиск на сайте

В краевой библиотеке им. М.Ю. Лермонтова прошли губернские чтения, посвящённые русскому прозаику, драматургу, публицисту, уроженцу Ставрополя Илье Дмитриевичу Сургучёву

К чтениям библиотекари подготовили выставку всего, что связано с именем Сургучева, его творчеством и биографией. Книги, журналы, газеты, театральные афиши, картины едва уместились в отведенном для них месте.

«Раскрученный и популярный писатель, - подумалось сразу, - такого внимания удостаиваются не многие». О чем еще может мечтать настоящий творец?

Актер краевого театра драмы Илья Калинин прочитал отрывок из «Китежа», знаменитого очерка о Ставрополе, который Сургучев опубликовал всего за несколько дней до смерти в далеком от родной стороны Париже. Вещь трогательная, щемящая сердце!

«Тяжело и больно - и в эту минуту, такой затерянный и такой от всего родного отрешенный, я хочу хоть через эти печатные столбцы, хоть мысленно, хоть только прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя!»

Перечитайте «Китеж» и убедитесь: понять любую страну с ее экзотикой, традициями, нравами и обычаями куда проще, чем ту, что, по выстраданному замечанию Розанова, «слиняла в три дня».

Нет более той страны, в которой родился и жил Сургучев, с которой связывал писательское будущее. Нет и того избранного Богом места, которое он так любил - до дрожи, до самозабвения.

Мещанско-купеческий Ставрополь на Кавказе давно превратился в город-призрак.

Нынешние неюбилейные четырнадцатые чтения пришлись на дату самую круглую - столетие Октябрьской революции, которая сделала писателя и гражданина Сургучева изгоем, выкинула его на чужбину без права быть упокоенным в родной земле.

Тему революции  писатель не обошел в своем творчестве, но касаться ее ныне остерегаются. И совершенно напрасно, ведь «Большевики в Ставрополе» лежат в основе всей эмигрантской прозы писателя.

«Я никогда и никак не мог понять, как седовласые, длиннобородые, солидные русские люди, которые прежде не резали, семь раз не отмерив, - теперь шли за мальчуганами, большей частью - выгнанными семинаристами, - шли, не рассуждая, слепо веря, - шли, грабили, убивали своих же братьев по крови, по вере, мучили их и издевались».

Тут бы стоило оговориться: сведения о большевистском терроре в Ставрополе, упомянутые Сургучевым, имеют документальное подтверждение. Иное дело - оценка событий. Но этот процесс затянулся, и нет ему конца. Хуже – в обществе нет самого диалога.

С видеообращением к участникам слушаний обратился Дмитрий Николаев, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, в частности, сказав: «Сургучев станет символом Ставрополья, так же как Есенин стал символом Рязанской губернии».

Так оно и было бы, наверное, если бы не та самая вышеупомянутая вещица, что изрядно «подпортила» писательскую биографию Сургучева в глазах наших современников.

Относиться к памфлету можно по-разному, но вычеркивать его из наследия писателя - значит идти против исторической правды. «Большевики» превратились почти что в политический манифест, который по-прежнему звучит остро и отдает болью.

Этим и объясняются «советы» оставить политику, заняться литературой, говорить о том, кто лучше читает по местному телевидению Сургучева, и не трогать его биографию.

А как полезно было бы каждому поставить себя на место писателя - и в обстоятельствах 1917-го, и 1920-го, когда он покинул Россию, и в 1940-х, во время оккупации Франции немцами. Попробовать откровенно, наедине с собой, ответить на вопрос: а как бы ты поступил, окажись в железных тисках времени?

Только дано это не всем, и биография писателя уже породила лживые выкрики «патриотов», понятия не имеющих ни о высокой литературе, ни о российской истории. Ежегодные Сургучевские чтения на площадке краевой библиотеки стали сегодня как раз тем заслоном, который не дает опорочить имя писателя и гражданина.

Еще одна дата, мимо которой нельзя пройти, - ровно тридцать лет назад в московском издательстве «Наследие» тиражом в двести тысяч(!) экземпляров вышла повесть «Губернатор». Это самый большой тираж среди писателей русского зарубежья, открытых в современной России. Три десятка лет отделяют писателя от практически полного забвения до широкой известности. Много ли это?

Наконец недавно в свет при деятельной поддержке краевого правительства вышел четырехтомник Ильи Сургучева - событие в жизни края и страны, как говорили когда-то, огромной культурной важности. Но и это, обещали на чтениях, еще не все - издание произведений писателя будет продолжено. В очередной том, к слову, включат «Ночь» - повесть, составляющую трилогию с «Губернатором» и «Мельницей».

По словам бессменного ведущего губернских чтений профессора Александра Фокина, в изучении наследия писателя минувший год сложился весьма удачно. В Санкт-Петербурге к изданию готовятся произведения Сургучева, которые не публиковались ранее.

Удалось разыскать ряд неизвестных доселе фотоснимков Ильи Дмитриевича, а также программки и рецензии на его пьесы. В театральных архивах сохранились рукописи пьес Сургучева с пометками автора, стеклянные негативы из постановок по его произведениям.

Подарок горожанам готовят художники. В этом году Ставрополь отметит свое 240-летие, и к этой дате задумано осуществить замечательный проект - презентовать серию картин и рисунков по произведениям Ильи Сургучева.

Олег ПАРФЁНОВ

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях