Поиск на сайте

Качество новых дорог во многом зависит от контролёров. В крае для объективного строительного и технического надзора в дорожной сфере имеются все условия

 
 
Дорожников критикуют все, даже те, кто пешком дальше булочной за углом своего дома давно уж не выходил. Асфальт в дождь кладут, в час пик перекрывают основные магистрали, из-за чего образуются километровые пробки, покрытие держится осень-зиму, а весной его вместе со снежком убирают дорожные службы... И нередко эти претензии бывают справедливы.
Но есть иной взгляд на ремонт и качество наших дорог - глазами самих дорожников, которые ситуацией владеют «изнутри». Им есть что рассказать, и вовсе не в свое оправдание, а для полной объективности картины.
С этого номера «Открытая» запускает на своих страницах новый проект - серию материалов о дорогах глазами самих дорожников, интервью с руководителями строительных, ремонтных и контролирующих предприятий, в которых постараемся разобраться в проблемах отрасли, поговорим о качестве дорожных работ, об ответственности, новых технологиях. Да и время для этого очень даже подходящее - сезон большого дорожного строительства в крае в самом разгаре.
Недавно краевое министерство дорожного хозяйства и транспорта доложило об окончании ремонта участков дорог «Новопавловск - Курская - Моздок», «Георгиевск - Урухская - Орловка», «Зеленокумск - Никольское - Степное». Продолжается реконструкция оползневого участка автодороги «Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды». Работы ведутся повсюду - в крупных городах и дальних хуторах, в объектив дорожников попали широкополосные федеральные трассы и узенькие дворовые проезды. Окончательные итоги масштабного ремонта будут подведены через пару месяцев, а пока - о том, кто и как следит за ходом работ.
Итак, наш собеседник - руководитель крупнейшего в крае предприятия в области строительного и технического надзора ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог» Гамлет БАБАШЕВ (на снимке).
 
 
 
 
- Гамлет Арсенович, вы отрасли отдали более тридцати лет, пройдя все этапы профессионального роста, значит, дело свое знаете досконально. Как воспринимаете критику, ведь дорожников ругают часто?
- Критику готов выслушивать спокойно. Вот и «Открытая» со своих страниц не раз проходилась по нам, так это только на пользу пошло. От диалога отворачивает не критика, а безосновательные нападки.
- Но тогда хотелось бы услышать, а как вы лично оцениваете качество ставропольских дорог? Они хорошие или плохие?
- В целом дорожная сеть в крае сложилась лет сорок-пятьдесят назад, спланирована была грамотно, за что спасибо нашим отцам и дедам. А поскольку сеть очень живая, разветвленная, то в новых магистралях остро не нуждается. Вместе с тем ее постоянно надо усовершенствовать - ремонтировать, расширять, проектировать, строить новые развязки и объездные пути, пуская грузовики в обход сел и городов.
Основной проблемой ставропольских дорог является их значительный износ, несоответствие современным нагрузкам. Построенные с расчетной нагрузкой в шесть тонн на ось, сегодня дороги испытывают нагрузки 40-50-тонных грузовиков. Результат вы видите сами.
Вместе с тем край обладает всеми необходимыми материалами и оборудованием для усиления дорожных одежд. Нужен лишь взвешенный, последовательный подход.
- Нам есть с чем сравнивать. Взять хотя бы Краснодарский край или Ростовскую область, с которыми состязаться очень непросто...
- Не спорю, дороги Кубани и Дона лучше ставропольских, но тут надо понимать, что бюджеты соседей на порядок больше нашего. В соотношении «цена-качество» Ставрополье выглядит, поверьте мне, очень достойно. Более того, соседство с сильными и богатыми территориями, как Краснодарский край и Ростовская область, стимулирует нас подтягиваться, не отставать.
При непосредственном участии инженерно-технической службы нашего предприятия были отремонтированы большие участки, входящие в опорную сеть автодорог на наиболее загруженных и социально значимых направлениях: «Ростов-на-Дону (от М-4 «Дон») - Ставрополь», «Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское», «Светлоград - Благодарный - Буденновск», «Александровское - Новоселицкое - Буденновск», «Георгиевск - Новопавловск», «Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды».
Но  вы правильно заметили: все познается в сравнении. Не хочу никого обидеть, однако среди наших соседей по Северо-Кавказскому федеральному округу мы занимаем далеко не последнее место, в чем я убедился лично. Гости края из центральных регионов России также отмечают хорошее качество наших дорог.
- Тут в одном предвыборном информационном бюллетене прошла любопытная информация: больше половины жителей края считают плохие дороги главной проблемой своих городов и сел. Что скажете?
- Чтобы спорить с этим аргументированно, надо знать, откуда такие сведения вообще взялись. Одно дело - опрос проводили специалисты по всем научным канонам, другое - студенты, сделав десяток звонков по телефону.
Могу предположить, что речь идет о дорогах муниципального значения, с которыми ситуация действительно сложная. Едва въезжаешь в село и сразу понимаешь - ремонта здешние дороги не видели еще с брежневских времен. И то, что больше половины селян недовольны местными дорогами, - сущая  правда.
Но тут, хочется верить, ситуация тоже меняется к лучшему. В крае в этом году стартовал уникальный проект «Сельские дороги», о чем мы только мечтать могли. На первом этапе это масштабное начинание, рассчитанное на три года, уже охватило 96 из 214 населенных пунктов. Семь поселений впервые получат в свое распоряжение устойчивые транспортные направления с выходом на опорную магистральную сеть. До конца года планируется освоить около 1,9 миллиарда рублей, выделенных на эти цели.
И повторюсь: если мы говорим о дорогах федерального и регионального значения, то их качество, заявляю ответственно, на высоте.
- Года три назад, когда только заговорили о создании краевого дорожного фонда, эта инициатива подверглась критике: мол, дело не в том, как хранить деньги, а как использовать их. Что можете сказать сегодня - идея прошла проверку временем?
- Даже не сомневаюсь в этом. Если раньше «дорожные» деньги лежали в бюджете в общем котле и могли уйти на что угодно, то сегодня они приобрели целевое назначение. Это дает возможность планировать работы, выстраивать долгосрочную стратегию развития отрасли.
Если говорить о нашем предприятии, то оно от государства никаких преференций не получает, хотя и является государственным. На общих основаниях участвуем в конкурсах, зарабатываем свой хлеб сами, полагаясь только на свои силы.
- Дирекция строящихся автомобильных дорог, можно сказать, монополист в профильном рыночном сегменте, для качественного исполнения работ у вас есть техника, кадры, опыт. Что же мешает вам побеждать?
- А то, что приоритетным условием победы в конкурсе является цена. Кто меньше запросит за свои услуги, тот и получит подряд. Логика в этом есть, но в погоне за дешевизной зачастую страдает качество. Условия рынка не должны быть абсурдными, и государство напрямую должно быть в этом заинтересовано. Например, предусмотреть антидемпинговые меры, квалификационные процедуры.
Для того, чтобы качественно и в полном объеме выполнить работу по строительному контролю, необходим определенный штат специалистов, транспорт, оснащенная лаборатория и много чего еще. Имея все это, конечно же, мы не можем конкурировать с фирмой из двух человек. У нас разная затратная часть, из которой складывается ценовое предложение. Таковы правила игры, очень несовершенные, несправедливые, но изменить их мы не можем, это вопрос действующего законодательства.
На мой взгляд, должны быть установлены такие критерии, которые до проведения конкурсных процедур позволят заказчикам определить профессиональный уровень и техническую оснащенность потенциальных подрядчиков.
- Правда, что в этом году одна из фирм выиграла конкурс на строительный и технический надзор дворовых территорий и дорог в Ставрополе, опустив стоимость работ до… одной копейки?
- Да, такой факт был. Если подобное имеет место, значит, это кому-то выгодно. У государства есть все полномочия спросить, кому и зачем.
- Должный профессиональный уровень, о котором вы упомянули, чем он поддерживается на примере вашего предприятия?
- В первую очередь это более 80 грамотных специалистов, треть которых отмечены медалями, званиями, грамотами. На балансе предприятия содержатся две передвижные лаборатории - это комплекс уникального импортного и отечественного оборудования, позволяющего проводить практически любые исследования - от определения качества традиционных материалов до научных изысканий.
Одно время даже рассматривался вопрос создания в крае исследовательской базы стройматериалов, от песка до битума, с учетом капризного местного климата, когда за сутки температура через ноль скачет по нескольку раз. Потом что-то застопорилось, но к этой теме, думаю, мы еще вернемся.
Наши специалисты могут подобрать оптимальный состав и тип асфальтобетонной смеси для дороги любой загруженности, оценить качество уже готового дорожного полотна без его разрушения. Таких современных лабораторий, как у нас, в стране единицы. Одно оборудование тянет на десятки миллионов рублей.
Эти деньги мы могли бы направить на зарплаты, премии, расширение социального пакета для сотрудников, но решили вложить в развитие. Потому что работать дедовскими методами в эпоху высоких технологий невозможно.
Мы - предприятие государственное, и должны задавать тон всем остальным структурам, которые работают по нашему профилю, ведь от качественного контроля в конечном итоге зависит качество дорог, по которым мы ездим.
- Несмотря на несовершенство законодательства, наделяющего подрядом того, кто меньше запросит денег, без работы вы не останетесь - дороги будут ремонтировать всегда, а побед в конкурсах и на вашу долю хватит…
- Хватит, конечно, но мы ведь заботимся не только о прибыли предприятия, а в равной мере еще о состоянии дорог в крае, от чего зависит его имидж и рейтинг в списке других регионов. Плохо, когда мало заработали. Но еще хуже, когда понимаешь, что к контролю того или иного участка автодороги наши конкуренты подошли не столь ответственно и профессионально, как могли бы сделать мы.
Муниципалитеты нас вполне оценили и с удовольствием сотрудничают с нами, поскольку понимают: от качества контрольных мероприятий напрямую зависит срок службы дорог.
Сегодня району повезло - выделили деньги на ремонт, и когда дадут в следующий раз, посмотрят, насколько эффективно были потрачены средства ранее. Поэтому контроль должен быть таким, чтоб пять лет проблем с дорогами не возникало. В конце концов, от качества дорог зависит репутация и карьера главы администрации района. 
Но гарантировать победу в конкурсе муниципалитеты, увы, нам не могут.
- Если не ошибаюсь, все дорожно-строительные организации имеют у себя лаборатории, позволяющие контролировать качество покрытия. В принципе, они могли бы обходиться без внешнего контроля, скажем, вашего предприятия?
- Самоконтроль - дело для дорожников не только полезное, но и обязательное. Не имея своей лаборатории, никто не допустит вас к ремонтным и строительным работам. Однако есть тут ряд нюансов.
Без стороннего надзора, как показывает практика, просто не обойтись - всегда найдется тот, кто захочет сэкономить, схалтурить. Но даже при наличии у фирмы классного контрольного оборудования нет гарантии того, что дорогу оно сдаст в эксплуатацию в лучшем виде.
- Почему?
- Потому что дорожникам сегодня остро не хватает квалифицированных кадров - инженеров, проектировщиков, механизаторов, технологов. Подрядчик и рад бы сделать работу на «отлично», да не хватает ему грамотных и опытных специалистов! Фирма на свои недоработки глаза закроет, а мы заставим переделывать.
- И часто приходится заставлять переделывать?
- Не часто, стараемся реагировать сразу, но бывает.
Этим летом, например, нас не устроило качество полотна на одном из ремонтируемых участков региональной дороги. Выдали подрядчику предписание, а заказчик уже заставил его срезать уложенное с браком асфальтобетонное покрытие и сделать новое.
- Может получиться так, что брак пройдет на начальном этапе - закладке полотна, о чем вы и догадываться не будете?
- Исключено. Как только автогрейдер опустил нож на дорожное покрытие и до окончания нанесения разметки, мы неотлучно контролируем ход работ. И качество, и объем, и сроки. Если работать по совести, то это не каждому под силу. Естественно, подрядчику не нравится, когда его заставляют переделывать, тем более что помимо потери времени он несет и финансовые издержки. Но ничего не поделаешь, такова специфика нашей работы.
- Гамлет Арсенович, раскройте секрет: можно класть асфальт в дождь или нет? Говорят, сейчас есть присадки, которые позволяют это делать…
- Класть асфальт в сырую погоду крайне не рекомендуется. А потому скажу так: лучшая присадка - это строгий график работ, пик которых приходится с мая по конец сентября. Все стороны, занятые на строительстве или ремонте дорог, в этот период должны работать без надрыва, чтобы и технологии соблюдались, и качество проверялось в штатном режиме. Как только сбивается график, тут же все идет кубарем. Сами понимаете, в спешке ничего хорошего получиться не может.
- Скандал вокруг реконструкции проспекта Кулакова в Ставрополе, где побывал лично губернатор и темпами работ остался недоволен, не стихает. Хотя деньги под это дело выделили немалые - 316 миллионов рублей. Причиной отставания от графика называли то грунтовые воды, то проливные дожди. К ремонту даже решили подключить одно из краевых ДРСУ, чтобы наверстать упущенные сроки. Справятся?
- Надеюсь. Для этого и мы на участке днюем и ночуем.
Но причина отставания от графика, как мне кажется, не столько в дождях и грунтовых водах, сколько в нехватке у подрядчика квалифицированных кадров, о чем мы уже говорили. 
Проблема подготовки профессионалов в дорожной отрасли - наша общая беда. Все мечтают сидеть в чистых, комфортных офисах и руководить. А человек труда, которого так воспевали и превозносили в советские годы, стал неприметен, инженерные специальности не престижны.
- На вашем предприятии как обстоят дела с кадрами?
- На сегодняшний день предприятие не испытывает острого дефицита специалистов, во многом из-за взвешенной кадровой политики. Мы бережно относимся к нашим специалистам, не оставляем без внимания ветеранов дорожной отрасли, даем возможность быть полезными общему делу по мере сил и возможностей каждого.
Радует,  что в коллектив по собственной инициативе приходят молодые инженеры. В этом отношении предприятию везет, «белоручек» среди них нет. С гордостью могу сказать, что за последние годы мы воспитали целую плеяду молодых специалистов - профессиональных, добросовестных, принципиальных, нашедших себя в профессии и жизни.
На предприятии создаются трудовые династии. Может, и громко звучит, но это так. Когда дети хотят повторить путь своих родителей, это говорит о многом.
 
Беседовал
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 
 
 
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий