Ставрополь обрёл памятник самому противоречивому монарху в отечественной истории
Инициатива создать памятник Николаю исходила от Императорского православного палестинского общества и Ставропольской митрополии. Работы по изготовлению и установке монумента весом 4,5 тонны оплатила компания «Газпром трансгаз Ставрополь».
Гендиректор компании Алексей Завгороднев был почетным гостем на открытии монумента. Ему торжественно вручили почетный знак памяти архимандрита Антонина (Капустина) – высшую награду Императорского православного палестинского общества – за вклад в дело паломничества и миссионерства.
Вместе с другими VIP-гостями Завгороднев получил уменьшенную копию монумента. Изготовил бюст скульптор Александр Аполлонов из Краснодара, один из самых, пожалуй, известных зодчих на юге страны. В его послужном списке почти все государи-императоры России, кроме Петра I.
Символично, что накануне торжества в Ставрополе памятник императору Николаю I открылся и в Подмосковье, и тоже авторства Александра Аполлонова. Появился он во дворике Николо-Берлюковского мужского монастыря, дополнив Романовскую аллею из пяти памятников членам правящей династии.
За столь плодовитую работу в деле увековечивания государей-императоров Аполлонов еще в 2011 году получил орден Святой Анны III степени из рук главы российского императорского дома Романовых – великой княгини Марии Владимировны. Специально для этого она прилетела из родного для нее Мадрида.
Да, ныне здравствующие члены императорского дома предпочитают для жизни Европу, а не Россию-матушку. И знали бы об этом их высокочтимые предки! Именно при Николае I империя принялась окапываться, чтобы избежать «тлетворного» влияния Европы, развращенной либеральной философией Просвещения.
«Православие. Самодержавие. Народность» – под этим лозунгом три десятилетия царствовал Николай I. Надпись эта обрамляет и мраморный постамент ставропольского бюста императора.
Лозунг знаком каждому школьнику, но не всякий вспомнит, что это суть «теории официальной народности», которую впервые изложил в докладе императору в 1833 году министр народного просвещения Сергей Уваров.
Уваров убеждал царя, что Россия – это богоизбранная страна, объединенная чувством соборности, долготерпения и безграничной преданности обожествленному монарху. А потому нет и не может быть здесь никаких социальных потрясений! Все беды соборной России только от развращенной, эгоистичной Европы. О, как это напоминает сегодняшние дни!
При Уварове был введен многолетний запрет на преподавание в университетах философии, начались репрессии против всех традиционных конфессий, кроме православия (главный удар был нанесен по старообрядчеству, отрицавшему церковную и государственную иерархию как таковую).
Глядя из современного дня, одни назовут императора Николая I консерватором и ретроградом, другие будут восторгаться утопической, но искренней верой в «богоизбранность» Руси.
В сквере около памятника несколько уютных лавочек в «николаевском» стиле, сидя на которых можно молча подумать о роли Николая I в истории страны, а главное – о роли России в истории мира.
Комментарии
"Императорского православного палестинского общества..." сколько в мире ещё неизведанного осталось после этих строк.
Где ты, Диоген...
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий