Ставропольцы знакомятся с древними «страшилками»: в краеведческом музее открылась выставка «Египетские мумии. У истоков времён»
Какие только страшилки не знают современные дети! Но мало кто задумывается, что у каждой из них есть свой конкретный автор. Например, сказки про нашествие зомби придумал американский писатель и путешественник Уильям Сибрук, который в 1929 году после посещения Гаити написал книгу «Белые Зомби».
За сказки про вампиров можно поблагодарить ирландского писателя Брема Стокера, который в 1897 году издал роман «Дракула». Благодаря Стокеру весь мир нынче боится и мумий: в 1903 году плодовитый ирландец сочинил книгу «Проклятие мумии, или Камень семи звезд».
Именно на рубеже столетий европейские археологи добились выдающихся успехов в разгадке тайн Древнего Египта: скажем, была открыта и изучена Долина царей, где похоронено шесть десятков фараонов. Среди них Сети I, который совершал завоевательные походы по всему Ближнему Востоку, от Ливии до Палестины.
Или, скажем, единственная в египетской истории женщина-фараон Хатшепсут. Более двадцати лет она была вынуждена править с наклеенными усами и бородой, поскольку традиции Египта запрещали быть на троне женщинам.
И на выставке, открывшейся на днях в краеведческом музее, представлены мумии этих выдающихся правителей. Конечно, не настоящие (подлинники хранятся в ведущих музеях Берлина, Лондона и Парижа), а их точные пластиковые копии.
Копии изготовили специалисты из санкт-петербургской фирмы «Популярные проекты», которую возглавляет врач-биомедик Светлана Кобрина.
Эксперты фирмы разработали уникальную методику, которая позволяет с точностью воссоздать облик древних мумий. Для этого пластмассовую основу в несколько слоев покрывают специальным составом (он держится в секрете), позволяющим визуально «состарить» экспонат на несколько тысяч лет.
Выставка с огромным успехом побывала уже во многих музеях Сибири и Дальнего Востока и, наконец, добралась до Ставрополя, где будет работать до конца апреля. Причем здесь представлены копии не только египетских, но и перуанских мумий.
Да-да, оказывается, бальзамировали своих усопших в разных уголках планеты. Правда, в каждой стране были свои погребальные ритуалы.
В Египте мумии клали в склеп лежа, руки усопших были вытянуты вдоль туловища или скрещены на груди. Ну а в Перу людей хоронили сидя. Порою даже и не хоронили, а выставляли мумии прямо в жилищах: в разреженном воздухе высокогорного плато они быстро «обеззараживались», не представляя никакой опасности для живых домочадцев.
Да уж, многие традиции древних современному человеку могли бы показаться жуткими. Например, в Египте в гробницы фараонов, жрецов и аристократов заживо замуровывали их слуг, музыкантов, телохранителей. Ведь считалось, что они могут понадобиться своему повелителю в загробном мире.
Впрочем, постепенно от этой жутковатой традиции отказались, и в могилы стали класть лишь человеческие фигурки – шавабти (алухпти). В переводе с древнеегипетского это слово означает «последователь» или «ответчик»: фигурка «отвечала» за своего умершего хозяина, выполняя вместо него тяжелую будничную работу в загробном мире.
На ставропольской выставке тоже можно увидеть копии шавабти, которые археологи извлекали из древних погребений. А еще множество других интересных экспонатов, которые позволяют воочию представить быт египтян: погребальные украшения, ритуальные ножи и бинты для мумий, канопы (глиняные горшки, в которых хранили внутренности умерших).
В центре экспозиции – большая инсталляция, которая изображает обряд мумификации. Совершает его Анубис – бог с телом человека и головой шакала, которого египтяне считали проводником в царство мертвых. На столе перед Анубисом лежит иссохшая мумия, которую бог со светящимися глазами туго обертывает бинтами.
Зрелище, конечно, не для слабонервных. Например, дети, с которыми я пришел в музей, перепугались от столь реалистичного вида мумий, словно вчера извлеченных из гробниц. Зато взрослому человеку на выставке, поверьте, будет очень интересно.
Сергей ЕВСЕЕВ
Добавить комментарий