Поиск на сайте

Ставропольчанка не только блестяще освоила гончарное производство, но и активно продвигает свою продукцию через Интернет

О Вячеславе Андреевиче Орлове мы писали на страницах нашей газеты. Бывший авиатор увлекся гончарным ремеслом и достиг на этом поприще отличных результатов. Он даже стал победителем чемпионата мира по гончарному искусству. Недавно я узнал, что он втянул в это многотрудное дело и свою невестку Юлию, которая открыла  мастерскую и успешно продает  изделия из глины через социальные сети.

Из корпорации - в мастерскую

Юлину мастерскую нашел по двум ориентирам – шиномонтаж и химчистка. Молодая керамистка (назовем ее так, потому что слово гончар существует только в мужском роде, не говорить же женщина-гончар) обитает на втором этаже маленького домика, там, где раньше чистили одежду. Юлия  не спешит менять вывеску. Ей это ни к чему. Она давно поняла, что традиционные формы рекламы, в том числе и уличная, в ее деле малоэффективны. Но об этом позже.

Поднимаюсь по металлической лесенке и стучусь. Дверь открывает симпатичная молодая женщина в фартуке с надписью: «Гончарная студия Орловых».

- Так вы все-таки не отделяете себя от Вячеслава Андреевича?

- Конечно, нет. Он для меня и учитель, и вдохновитель. Если бы не его поддержка, я бы не рискнула оставить офисную работу в крупной компании. Мне раньше и в голову не приходило, что буду заниматься ручным трудом. А вот свое дело хотелось открыть – но сегодня конкуренция огромная, все ниши давно заняты. А папа мне и говорит: «Берись. Здесь никогда не будет так тесно, как в торговле. Может, великих миллионов не заработаешь, но и бедствовать не будешь. А положительные эмоции я тебе гарантирую». Вот я и рискнула.

Свекор сделал для невестки два гончарных круга, а потом еще и печь для обжига. Поначалу она брала уроки у него в гараже. Но там зимой холодно, да и места нет. Мужской беспорядок – сильная вещь, действующая на многих дам разрушительно. Так что Юля предпочла отпочковаться. Ну, а в остальном сотрудничество самое тесное, фактически семейный бизнес.

Вячеслав Андреевич освоил много интересных технологий. За те пять лет, что я знаю его, он значительно продвинулся вперед, не случайно же стал лауреатом мирового чемпионата. Юлия признает здесь лидерство свекра, перенимает у него технические приемы.

- Но, безусловно, наши изделия отличаются. Даже один гончар не может сделать два одинаковых изделия, как под копирку, потому что это ручная работа. А уж у разных мастеров эти отличия обязательны. Это и называется своим стилем, своим лицом, почерком. В этом и прелесть ремесла. Ручная работа особенно ценится сегодня, в эпоху всеобщей стандартизации жизни, - говорит Юля, - поэтому гончарный круг никогда не будет вытеснен промышленной штамповкой. В ней жизни нет.

Рынок - не для меня

Знаю, что Вячеслав Андреевич предпочитает продавать свой товар на одном из рынков Ставрополя. У него там есть постоянная торговая точка. А основным способом продвижения товара является сарафанное радио.

Те, кто однажды купил его изделия, как правило, возвращаются к нему снова. Ну, и расхваливают его экологически чистую и полезную глиняную посуду перед знакомыми. Действует безотказно. Но круг таких почитателей все равно узок.

Еще одним способом продвигать  товар стало участие гончара в днях города и края, ярмарках. Он там не просто продает товар, а и демонстрирует процесс рождения из куска глины чудесных форм. Народ смотрит завороженно, а заодно и купит что-то. Таким путем Орлов даже до Кремля добрался.

- Папе нравится сам процесс торговли, он заодно и пообщается с людьми. Для него это как отдушина, - рассказывает Юля, - ну, а я, видимо, испорчена цивилизацией. На мой взгляд, это и утомительно,  а главное, неэффективно. Сразу решила, что буду продвигать товар через интернет.

Речи о создании своего интернет-магазина пока не идет. У Орловых даже на двоих нет столько товара. А вот подключить социальные сети Юля смогла, и это оказалось очень эффективно.

Например, она выставила фотографии своей продукции в сети «Инстаграм». И не просто выставила, а стала снабжать небольшими описаниями, комментариями в форме свободного разговора со своими подписчиками. Пишет легко, эмоционально, что, конечно же, вызывает и такие же эмоциональные и доброжелательные отклики. Получается, что не просто продвигает товар, а наслаждается общением с людьми.

Подруга стала давать ей интересные рецепты, и  они  вместе рассказывают, как приготовить то или иное блюдо с использованием керамической посуды. Прямо какой-то клуб по интересам складывается.

Фотографии Юля делает на смартфон, что предусмотрено правилами «Инстаграм», и что должно бы сразу снизить их художественную ценность до примитивного любительства. Но нет, Орлова и здесь оказалась талантливым человеком. У нее получаются вполне приличные натюрморты, как на хорошую зеркальную камеру. Не зря профессионалы говорят, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф.

Неудивительно, что люди стали активно покупать эксклюзивный товар. Тандем гончаров уже не справляется с заказами. Продукция расходится во все уголки нашей страны и даже за рубеж. Уже Юлии приходится быть не только производителем, но и логистом. Она уже подумывает, не пора ли брать помощников на работу.

Эмоции можно продавать

Одной из форм дохода стали еще и мастер-классы. Вячеслав Андреевич тоже практиковал такую форму заработка. Люди разных возрастов с интересом пробуют себя в гончарном ремесле и готовы платить за те эмоции, которые дают им глина и гончарный круг.

У многих это какая-то подсознательная потребность, как зов предков, что-то сродни тому, как многие любят смотреть на костер.

Если свекор проводил свои мастер-классы в гараже, что не всем могло понравиться, то невестка приглашает людей в уютную, по-женски обустроенную мастерскую, что, конечно же, подняло их на более высокий уровень.

- Желающих очень много, - рассказывает Юлия, - это и дети, и взрослые, и пожилые люди. Параллельно я рассказываю им об истории гончарного дела, о различных технологиях. Тут же в мастерской можно посмотреть разные виды глиняной посуды.

Опыт работы в крупной корпорации не прошел бесследно. Юлия нацелена на поиск новых маркетинговых приемов, чему всегда учили персонал в большой фирме. Например, она стала выпускать популярные сегодня подарочные сертификаты, которые рекламирует через Интернет.

Можно купить один или несколько уроков гончарного мастерства и подарить близкому человеку. Оригинальный, неизбитый подарок получается.

- Мне позвонил один парень из Москвы, наш земляк, сказал, что купил сертификат родителям на годовщину их свадьбы. Они потом приходили. Мама была очень горда за сына, что так оригинально и тепло поздравил их. С тех пор мы с ними стали приятелями. Вообще, я давно поняла, что у такого бизнеса - предоставлять людям положительные эмоции – очень хорошая перспектива.

Наше время жесткое, оно порой изматывает людей. И они все больше тянутся к природе, к  традиционной культуре, старинному быту, к тому, где можно найти умиротворение, отдохновение от цивилизации. Поэтому сейчас становится популярным, например, сельский туризм.

Гончарное ремесло – одно из самых древних, в его основе природные материалы, оно как нельзя лучше подходит для лечения души современного человека. Чувствую его благотворное влияние и на себе, и готова делиться этими чудесными эмоциями с другими.

Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора и Юлии Орловой
Ставрополь
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях