Поиск на сайте

Главные дорожные мегапроекты на Ставрополье в ближайшие годы будут реализованы в краевой столице и Кисловодске.

Оба города «закольцуют» скоростными трассами, полностью разгрузив исторический центр и спальные микрорайоны от транзитного транспорта, обещает министр Игорь Васильев

В министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья отчитались о положении дел в транспортной отрасли региона. В минувший четверг члены краевого Общественного совета выслушали доклад министра Игоря Васильева и руководства Минераловодской железной дороги. А на следующем совещании, в июне, ожидают с докладом руководство двух аэропортов – Ставрополя и Минеральных Вод.

Тариф «неэкономный»

На заседание Общественного совета пригласили заместителя начальника (по территориальному управлению) Минераловодской железной дороги Дмитрия Лукьяненкова. Членов Общественного совета он цифрами поначалу даже порадовал: за прошлый год на Ставрополье перевезли почти 6,3 млн. пассажиров, в том числе 4,4 миллиона – в электричках (это на 2% больше, чем было годом ранее) и 1,9 миллиона – в поездах дальнего следования (рост на 0,7%).

Что касается электричек, то каждый год правительство Ставрополья заключает договор с Северо-Кавказской пригородной пассажирской компанией (СКППК) о перевозке пассажиров. Дело в том, что себестоимость таких перевозок (из-за малого расстояния) слишком велика, а значит, они очень дороги для пассажиров.

В прошлом году экономически обоснованный тариф, который подсчитывает Региональная тарифная комиссия (РТК), составил 3 рубля 5 копеек за каждый километр пути, а в нынешнем он вырос на 3 копейки (хотя для населения с учетом того, что правительство возмещает разницу, составил лишь 2 рубля 65 копеек).

Часть стоимости каждого билета возмещается СКППК из краевого бюджета. Скажем, в прошлом году компания получила от правительства Ставрополья в виде компенсации за понесенные убытки 124 млн. рублей, а в нынешнем году – 52 миллиона (хотя убытки планируются на уровне 102 миллионов). Кроме того, по словам Лукьяненкова, правительство возместило СКППК уже и убытки за 2015 год (это еще 51 млн. рублей).

Пассажир желает комфорта

По словам Лукьяненкова, сегодня железнодорожный транспорт на Кавминводах проигрывает конкуренцию автомобилистам. С этим связано, например, то, что в этом году доходы от электричек сократились на Ставрополье на 13%. Не растет и наполняемость вагона, уже много лет она держится на уровне 15 человек (хотя в идеале должно быть не менее 25-30 пассажиров).

Лукьяненков привел пример прошлого года, когда из Элисты возобновили курсировать поезда до Москвы (по два вагона в неделю). И уже спустя полгода от них РЖД отказались – пассажиров было слишком мало. Ведь сегодня на поезде ехать до столицы нужно почти 40 часов, а на автобусе (хотя и не с таким комфортом, конечно, как в купе) – вдвое быстрее.

Именно по экономическим причинам пришлось пойти на непопулярные меры, рассказал Лукьяненков. Были отменены электрички с самой низкой наполняемостью – четыре пары поездов на участке «Кисловодск – Минеральные Воды» и по две пары на участках «Минеральные Воды – Конаково» и «Минеральные Воды – Стодеревская».

Вероятнее всего, ночная электричка, которая курсирует между Минводами и Буденновском (здесь тоже мало пассажиров, в отличие от утренней), также будет передвинута на другое направление – от Минвод до Невинномысска.

Куда «передвинут» электрички

Можно ли снова вернуть поездам былую популярность? Лукьяненков уверен, что это реально только при двух условиях: низкий тариф и высокое качество сервиса.

С прошлого года между Кисловодском и Минводами бегают две новенькие электрички, которые приспособлены даже для перевозки инвалидов. А в этом году по всему краю начался процесс модернизации вокзальной инфраструктуры: меняется освещение на платформах, а на вокзалах – кассовые блоки и системы безопасности...

Правда, среди всех вокзалов, которые перечислил Лукьяненков, не оказалось Ставрополя. Для РЖД он давно не в приоритете, и вкладывать в средства в его развитие компания не считает нужным.

Что касается и других вокзалов, где оборот пассажиров составляет более 100 тысяч в год (скажем, в Минводах, Невинномысске, Буденновске), РЖД также пришлось отказаться от амбициозных планов. Поначалу предполагалось создать здесь транспортно-пересадочные узлы – то есть чтобы рядом с железнодорожным был автовокзал, где действовал бы единый билет. Но денег на все это у РЖД не хватило.

Лукьяненков обещал, что до конца года изменится ситуация с вокзалом в Невинномысске. Пассажиропоток тут огромный, а вот сервис – никудышный: привокзальная площадь с дорожками разбита, нет даже нормальной стоянки. Сейчас РЖД решают вопрос с администрацией Невинномысска, чтобы обменять несколько земельных участков, на которых появилась охраняемая платная стоянка.

Ростовчан ждут в Пятигорске

В нынешнем году, обещал Лукьяненков, будет запущен новый туристический поезд из Ростова-на-Дону и Москвы до Пятигорска и Кисловодска. Группы отдыхающих будут приезжать сюда в комфортабельных вагонах, гулять по городу с экскурсоводами, а после ночевки – обратно. Специально для приема таких поездов на вокзале Пятигорска даже появится новая посадочная платформа, говорит Лукьяненков.

А вот что касается тарифов, то вряд ли стоит ждать их серьезного снижения. Пожалуй, единственное исключение – это маршрут «Кисловодск – Москва», где скоро начнут курсировать двухэтажные поезда. В них, обещает Лукьяненков, тариф будет в среднем на треть ниже, чем в обычном пассажирском поезде.

Стоимость проезда в новой «Ласточке» (она будет курсировать между Кисловодском и Ростовом-на-Дону вместо скоростного поезда) останется прежней. Вообще же снизить тариф и сделать поезда быстрее (чтобы люди охотнее ездили на электричках, нежели на автобусах) можно только при одном условии, говорит Лукьяненков, – это модернизация железнодорожных путей. Но сегодня у РЖД, увы, на такие огромные инвестиционные проекты денег нет.

Дороги и амбиции

Вспомнили на совещании о проекте, который недавно озвучил мэр Невинномысска Михаил Миненков на Градостроительном совете при губернаторе, – построить «спрямляющую» железнодорожную ветку от города химиков до Ставрополя.

Проект строительства «сдвоенной» (автомобильной плюс железной) дороги между двумя городами был разработан еще в 1937 году, но даже в советские годы на него средств не хватило. А сегодня и подавно. Даже примерный порядок цифр Миненков губернатору назвать не смог - уж слишком велик замах.

Впрочем, как уверен министр Игорь Васильев, сегодня важно и нужно ставить столь амбициозные задачи: именно инфраструктурные стройки могут стать драйвером для экономического роста. Средства можно привлекать не только из бюджета, но и частных инвесторов (в том числе иностранных) на условиях государственно-частного партнерства.

По принципу концессии, вероятнее всего, будет строиться автодорога от Кисловодска до Красной Поляны, говорит Васильев, который уже проводил переговоры с инвесторами из Китая и Италии.

Длина будущей автодороги – 210 км, из которых необходимо построить лишь 60 километров (в том числе два горных тоннеля длиной 7 и 5 км), а еще 125 км существующей трассы модернизировать, расширив ее до двух полос движения в каждую сторону, и перевести в категорию федеральной.

Столица в скоростном «кольце»

Новая «сочинская» автотрасса должна начаться от Северо-Западного обхода Кисловодска, по которому пойдут потоки транзитного транспорта. Обход длиной 50 км свяжет улицу Промышленную, поселки Нежинский, Индустрия и Аликоновка и новый микрорайон «Аликоновский».

В этот микрорайон сейчас переселяют граждан из ветхого жилья из центральной части Кисловодска. В ближайших планах – переселение 1,5 тысячи человек, хотя, как заявил Игорь Васильев, эта программа затронет не менее 20 тысяч кисловодчан. По словам министра, весь исторический центр Кисловодска должен стать исключительно пешеходным (ну и плюс велодорожки, как без них).

Проезд по новой автотрассе, связывающей Кисловодск и Сочи, будет платным – именно за счет этой платы и должны окупиться вложения инвестора. Еще один проект, который удастся реализовать на принципах концессии, говорит Игорь Васильев, – это строительство нового обхода Ставрополя длиной 25 км.

Новая дорога должна «закольцевать» две существующие федеральные трассы – выезд на Ростов-на-Дону (на севере) и на Невинномысск (на юге). С восточной стороны Ставрополя новая трасса пройдет по вантовым мостам, чтобы не нарушать экосистему федерального заказника «Русский лес».

Все это позволит разгрузить не только центр города, но и выезды из спальных микрорайонов (204-й квартал, Северо-Западный и Юго-Западный районы), ведь люди будут объезжать город именно по кольцевой скоростной трассе. А вот для транзитного транспорта (в первую очередь грузового) проезд по этой дороге будет платным. Стоимость проекта, по словам Игоря Васильева, – более 10 млрд. рублей.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях