Поиск на сайте

В Ставрополе появилось новое электронное издание - «Культурный слой: журнал для избранных»

 

Презентация журнала   прошла в краевой библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, и выдалась на редкость дискуссионной, без малого скандальной, но в самом творческом смысле этого слова. Таким, видно, и задумал издание его основатель, известный в крае литератор Виктор Кустов (на снимке).

Вообще Виктор Николаевич человек смелый, можно сказать, отчаянный. В 2001 году он запустил в крае литературный журнал «Южная звезда». Ни денег, ни административного ресурса для столь масштабного начинания у него не было. Единственное, что было, - жгучее желание дать пишущим людям возможность публиковаться, а читателям, любящим родную речь и дорожащим русским словом, - получать удовольствие от хорошей литературы.

 
 

 

А еще журнал был необходим самому его отцу-основателю, ибо, как он признался, работа с рукописями делает его оптимистом.

Тогда  заделом послужил исторический роман нашего земляка Анатолия Лысенко «Быстрые волки» - о том, что происходило на южных просторах России перед крещением Руси. Потрясающе интересная вещь о взаимодействии культур на стыке цивилизаций! Но роман не только дал старт журналу, а еще определил отношения издателя с властью.

В книге есть сцены, описывающие языческие обряды, в которых местные чиновники увидели много непристойного и разлагающего общество, хотя эксперты ничего похожего не усмотрели. Но этого хватило, чтобы журнал выпал из списка тех, кому помогают.

Впрочем, об этом Виктор Кустов еще расскажет, когда «Южная звезда» будет отмечать свое пятнадцатилетие. А сегодня поводом для встречи стало событие не менее революционное в культурной жизни края.

***

Идея создания электронного журнала, который бы стимулировал на собственное творчество всех, от профессионалов до начинающих, витала давно, но стартом, как и в случае с «Южной звездой», послужила конкретная вещь - «Страсти по Андрею. Жертвоприношение» Игоря Поветкина, размышления о Тарковском и его творчестве.

Материал Кустов прочитал с огромным любопытством, но публиковать в своем журнале не стал, объяснив свой отказ собравшейся в библиотеке публике так: «Не тот формат».

Да будет вам, воскликнет читатель, ныне в журнал и в газету можно всунуть что угодно,  время идеологических, жанровых, эстетических и прочих форматов далеко позади! Так-то оно так, а вот ведь как оказалось: не формат и - точка!

Так родился первый номер «Культурного слоя» ( http://cult-sloy.ru/ ). Однако говорить, что весь он, от корки до корки, «не в формате», нельзя. Журнал в первую очередь создавался для литераторов, историков, культурологов, а само издание ориентировано на публикации философского, исследовательского, литературоведческого и литературно-критического характера. Главная особенность материалов - документальность, полемичность, отражение оригинальных точек зрения, не совпадающих с общепринятыми. Требований к качеству материалов, само собой, никто не отменял.

Им, людям неравнодушным, ищущим и в своем творческом поиске рискующим экспериментировать, этот новый культурный слой просто необходим. К слову, на момент презентации в Сети уже было выложено семь номеров, что, хочется верить, хороший знак: журнал состоялся, и жить будет долго.

География авторов обширна - от Ставрополья до Китая и США. Раскруткой издания никто не занимается, но этого и не требуется - авторы сами выходят на редактора и шлют материалы.

Однако не стоит думать, что журнал сплошь утрамбован заумными публикациями, для рядового читателя неподъемными, хотя не без них.

В шестом номере, например, автор из Шпаковского района Владимир Крыласов в повести «Жизнь Емельяна Крыласова» увлекательно рассказал драматичную судьбу своего деда - участника Первой мировой, в Гражданскую повоевавшего за белых и за красных, отмотавшего срок, прошедшего Великую Отечественную, в послевоенное время руководившего колхозом…

Для того поколения, может, это и обычный жизненный путь, ведь судьбами история крутила так, что нам и в страшном сне не привидится, но соль в том, что автор насытил повесть массой потрясающих по своему любопытству деталей.

В четвертом номере опубликованы воспоминания Анны Кузнецовой «Сама с собой» - откровенно о себе, о жизни, о театре. Автору уже за восемьдесят, живет она в Москве. Таких мемуаров больше нигде не найдете.

Под рубрикой «Бесценные уроки» идут материалы о пребывании известных людей на Кавказских Минеральных Водах. Настоящий кладезь для краеведов. А вот под рубрикой «Молот графомана» (вот уж понимай как хочешь!) в журнале опубликовался известный в крае автор Али Сафаров. Несмотря на то, что в 2013 году он уже печатался с исследованием «Тайны книг» в «Южной звезде», теперь вот попал в «Культурный слой».

Тогда Сафаров «имел смелость сообщить о новом взгляде на привычные предметы научного рассмотрения». Уже в предисловии огорошил читателя тем, что книги Ильфа и Петрова о похождениях Остапа Бендера глубоко мистические, а вот роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - самая что ни на есть бытовая вещь о простых людях и их жизни.

На том опыте неформатного прочтения классиков и современников Али Сафаров не остановился, попав в итоге на страницы электронного журнала. Теперь взялся за осмысление произведений Дмитрия Быкова, Виктора Пелевина, Дины Рубиной и других.

Все бы ничего, если бы в число «других» не попал нобелевский лауреат Иосиф Бродский, которого, по словам Сафарова, он любит, но что не помешало ему по-особому взглянуть на цикл стихов о Венеции.

Эта «особость» во взгляде и вышла автору боком - в зале оказались люди, не смирившиеся с тем, что «кто-то там» великого поэта превратил в безграмотного школьника. Вступилась за Бродского Ольга Кравцова, которая под впечатлением прочитанного не спала три ночи и не успокоилась, пока не написала ответ на оригинальное прочтение Сафарова. Впрочем, сам автор сдаваться не собирался и в своем суждении, кажется, только окреп. Спор разгорелся жаркий и беспощадный! Таких презентаций в стенах Лермонтовки, пожалуй, еще не бывало. Ну а кто прав в том споре, читатель пусть решает сам - отзыв Ольги Кравцовой на публикацию о Бродском появится в ближайшем номере журнала.

Теперь понимаю, что двигало Виктором Кустовым, решившимся на издание журнала «для избранных» - тех, кто до последнего патрона готов биться за свою точку зрения, отстаивать свое мнение, свою позицию. Их бы энергию да нашим элитам - глядишь, катались бы мы как сыр в масле.

Но особенность творческих людей в том как раз и состоит, что им, по большому счету, ни политика, ни экономика неинтересны, весь запас своих душевных сил они готовы расходовать в сфере духовной, где не создают прибавочной стоимости и не куют политических капиталов.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

О. К. (не проверено)
Аватар пользователя О. К.

Это не "цикл стихов о Венеции." Не позорьтесь... Грамотеи.))

Добавить комментарий