Поиск на сайте

В крае саботируются требования руководства страны об общественном контроле в сфере ЖКХ

 

В Жилищном кодексе РФ наравне с государственным и муниципальным контролем, наконец, появился пункт о контроле общественном.

Впрочем, общественники и раньше претендовали на кураторство отрасли, пытаясь войти во всевозможные наблюдательные советы при министерствах, создавая свои организации. Кое-что им удавалось, но по большей части чиновники общественных контролеров от себя отгораживали, закрывали доступ к информации, отметали полезные наработки, делая вид, будто не замечают громких разоблачений коммунального мошенничества. То есть вроде и действовали общественники в рамках правового поля, но были не у дел.

Нет надежды, что ситуация изменится и теперь. О том, что поправка в ЖК РФ на уровне края едва ли способна что-либо изменить, понимает и руководитель регионального центра «ЖКХ-контроль» Сергей Харитонов. Как и то, что серьезных побед в борьбе с коммунальными проходимцами организации достичь так и не удалось, ограничившись точечным решением проблем.

Эффектом «широкого действия» в деятельности «ЖКХ-контроля» можно считать  лишь то, что чиновникам на закон приходится оглядываться чаще. Да и сами люди стали грамотнее - разбирают по косточкам нормативно-правовую базу, жалуются, судятся.

А не судиться нельзя. За семь месяцев этого года в крае выявлено 8300 нарушений закона в сфере ЖКХ. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост составил 77%! С одной стороны, это сигнализирует о том, что краевой коммунхоз агонизирует. А с другой - свидетельствует о возросшей общественной активности. В том числе благодаря и просветительским проектам «ЖКХ-контроля», по итогам года занявшего третье место в стране, проведя такую разъяснительную работу, какая чиновникам и не снилась.

Несмотря на это, почти за полтора года существования организации ей так и не удалось пробиться ни в одну из контролирующих отраслевых структур, что позволило бы успешно пресекать воровские коммунальные схемы. Независимый контроль чиновникам не нужен.

Еще одна новость из области ЖКХ - обязательное лицензирование деятельности УК. Закон вступил в силу с 1 сентября и коснулся 194 управляющих компаний, зарегистрированных на территории края.

Между тем, по оценкам регионального центра «ЖКХ-контроль», половине УК и близко нельзя выдавать лицензии, что подтверждается  многочисленными жалобами граждан.

Казалось бы, задачи комиссии по лицензированию и надзорных правоохранительных органов полностью совпадают с теми, что ставит перед собой общественный контроль, - избавить людей от бездельников и воров в системе управления многоквартирными домами. Вот бы где общественности сказать свое веское слово. Не тут-то было!

Формирование лицензионной комиссии в крае завершено, никого из активистов «ЖКХ-контроля» в нее не включили. Однозначно, намеренно, осознанно. Вывод очевиден: в самой комиссии обосновались люди, которых к ней нельзя было подпускать и на пушечный выстрел.

За членство в комиссии, рассказывают, шла драка. Едва запахло деньгами, тут же на горизонте нарисовались саморегулируемые организации (СРО), о которых до этого никто ни сном ни духом не знал. А ряд руководителей УК, не стесняясь, комментируют: мол, лицензию купим и будем работать как прежде.

Пару недель назад в «ЖКХ-контроле» проводили для сотрудников управляющих компаний бесплатный семинар по вопросам лицензирования, заготовили экзаменационные билеты, позвали юристов, коммунальщиков, чиновников. От УК не явился никто.

И впрямь, а зачем, когда купить можно все, что хочешь, - лицензию, лояльность администрации, охранную грамоту. По словам Харитонова, некоторые УК даже объявили среди жильцов сбор средств на покупку лицензии.

Настораживает и то обстоятельство, что лицензирующим органом в крае является управление по строительству и жилищному надзору, созданное на базе жилищной инспекции (руководитель С. Лапчинский), которая в свою бытность контрольных функций не только не выполняла, но и прямо способствовала процветанию беззакония. Нулевая результативность любых обращений в жилинспекцию превратила ее в пустейшую организацию. Тот факт, что краевая комиссия по лицензированию обошлась без общественников «ЖКХ-контроля», еще раз подтверждает: коррупция в сфере контроля над УК обретет лишь более завуалированные формы.

Кроме того, в кресле начальника управления оказался Валерий Савченко, освобожденный от должности в администрации Ставрополя. А в замах у него ходит бывший главный жилищный инспектор края г-н Лапчинский.

Между тем Верховный суд РФ подчеркнул: «Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом». Это значит, что на управдомов распространяются требования закона «О защите прав потребителей».

Если потребителя обидели, то суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней и штраф с обидчика. Правда, штраф взыскивается в том случае, если жилец в УК обращался с обоснованной претензией, а там от него отмахнулись. Уплата штрафа за ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей осуществляется за счет прибыли управдома, а не из кармана жильцов.

И еще один существенный момент. Как говорится в разъяснениях Верховного суда, «бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере)». Иными словами, не жильцам надо доказывать вину управдома - он сам должен оправдаться.

Если, конечно, сумеет. И конечно, если сами граждане не будут давать спуска коммунальным беззаконникам.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях