Поиск на сайте

Пока дорожная отрасль края опирается на государственные унитарные предприятия, в её развитии можно не сомневаться, убеждён директор ГУП СК «Ипатовское ДРСУ» Михаил ЮРИН

 
Жалоба на имя президента
 

- И ругают дорожников, и жалобами заваливают! Вот, взгляните! - Руководитель Ипатовского ДРСУ Михаил Юрин  протягивает мне бумагу, которая ушла во все инстанции, в том числе на имя президента Владимира Путина. - Хорошо рабочий день начался, - шутит директор, - думаю, продолжение последует.

Изучаю бумагу. Это жалоба от жительницы Туркменского района на то, что федеральная трасса «Ипатово - Казгулак» заброшена, изрыта колдобинами, разбита и не имеет самого дешевого асфальтового покрытия. Состояние дороги, как говорится, ни в какие ворота.

- Михаил Витальевич, как же так получается? - интересуюсь. - До глухих хуторов грейдеры и катки дошли, а федеральная трасса бесхозная. Понимаю, федеральные дороги не ваша забота, но все же… Людям неважно, кто там и за что отвечает, вы же дорожники, к вам и претензии. Уж лучше сами разберитесь, чем президент поможет...

Молодой энергичный директор на эмоции не скупится, но из берегов не выходит, к ситуации, скорее, относится с юмором. Хотя какой тут юмор, когда «продолжение» следует тут же - по жалобе звонят из министерства и требуют разобраться немедленно, дать ответ по всем правилам.

- Да какой ответ! - спорит с замминистра Юрин. - Дорога «Ипатово - Казгулак» - это обычная грунтовка, даже гравием не обсыпана, а в жалобе она превращается в федеральную трассу. Летом по ней разгоняются до 80 километров в час, но осенью-весной она, правда, расквашена. На этот случай есть объездная дорога, что идет через Казгулак и дальше до Летней Ставки, - асфальтированная, хорошего качества…

К незаслуженным нареканиям в свой адрес привыкнуть трудно. Остается не принимать их близко к сердцу, что в коллективе делать стараются, только не всегда получается. Обидно бывает, когда дорогу ремонтировал частник, к обязанностям своим подошел из рук вон плохо, а шишки сыплются на Ипатовское ДРСУ - они, мол, главные здесь, они и в ответе.

А «отвечать» есть за что: помимо Ипатовского, предприятие курирует Петровский, Туркменский, Арзгирский и Апанасенковский районы, в его подчинении тысяча километров дорог. Но одно дело - жалоба на качество или отсутствие дорог, другое – повальные проверки всевозможных контролирующих структур.

Михаил Витальевич своего отношения к проверкам не скрывает, ибо сталкивается с ними чуть ли не ежедневно, расходуя немало сил и нервов. Не с теми проверками, что проводят профильные службы, а чиновничьими, к дорогам не имеющим никакого отношения.

- Попробуй подступись к какому-нибудь обществу с ограниченной ответственностью, отхватившему выгодный подряд. Дорогу чинит в крае, а зарегистрировано в Дагестане. Да его просто найти невозможно! А мы вот как на ладошке - почти шестьдесят лет с момента основания предприятия находимся в Ипатово по одному и тому же адресу. Съезжать не собираемся, ведем прозрачную бухгалтерию, отвечаем за каждый рубль перед министерством дорожного хозяйства и правительством.

 
 
Где должны писаться законы
 

Отдельный разговор о том, что такое конкурсы за право получить подряд на строительство или ремонт дороги. И тут тоже открывается много чего любопытного - не в пользу частных фирм.

Например, частника просто невозможно привлечь к обслуживанию дорог, он даже не заявляет о своем участии в конкурсе. А дороги делать надо. Кому? Остается, что госпредприятиям, которые и закрывают собой самые проблемные, а то и невыгодные экономически направления.

Частник любит подряды «жирные», и за них бьется до последнего. Но вот какая получается арифметика: все дорожники знают, что «падать» на торгах больше 20 процентов от стартовой цены - значит остаться без штанов. Это против всяких законов экономики. Но ООО «Рога и копыта» смело сбивает цену на треть, забирает подряд, и как потом решаются финансовые дела, чтоб в прибыли остаться, одному богу известно.

Но решает! За это бы и надо спрашивать, а не потрошить проверками госпредприятия, как раз и задающие планку качеству дорожного строительства. Изменить ситуацию может разве что федеральный законодатель. Но как объяснить там, «наверху», что низкая цена подряда оборачивается низким качеством работ и, в конечном итоге, потерями для казны?!

- Я готов рядом со своим креслом поставить еще одно - для законотворца любого уровня и фракции, - живо реагирует Юрин, - потому что законы пишутся тут, «на земле». Пусть пообщается с людьми, выслушает, чем недовольны они, нередко и обоснованно,  «отобьет» пару-тройку проверок, послушает наших бухгалтеров, наконец с мастерами и прорабами по объектам поездит…

Свое понимание вопроса, но уже со своей колокольни, имеется у главного инженера предприятия Николая Ивановича Деньщикова, в дорожной отрасли проработавшего без малого два десятка лет, и все в родном ДРСУ.

- Представьте, что цену контракта на аукционе опустили до критической 20-процентной планки. При таких условиях мы сделаем свою работу как надо, получим даже прибыль, пустив ее на зарплаты и новую технику. Но как, скажите, использовать новейшие технологии и материалы, которые, кто бы спорил, на порядок увеличивают срок службы дорожного полотна, однако при этом и стоят немалых денег? Это практически невозможно.

Не подумайте, что мы работаем по старинке и варганим своими силами битум в «кошеварке», как раньше, за прогрессом стараемся поспевать, - продолжает Николай Иванович. – Но, как инженеру, мне хотелось бы, конечно, не поспевать за прогрессом, а идти вровень с ним.

 
 
«Ущемление» только на пользу
 

Впрочем, выход, считают мои собеседники, есть. Скажем, такой: все контракты свыше десяти миллионов рублей отдать ГУПам, с которых можно спросить по всей строгости, можно заставить переделать за собственный счет, наконец наказать. Что ни говори, но именно на государственных предприятиях сумели еще сохранить чувство ответственности в его советском, высоком, наполнении.

А подряды до 10 миллионов рублей «торговать», как это происходит сегодня. Пусть развивается малый бизнес, латает ямки на дорогах, делает подъездные пути, занимается тротуарами и дворовыми территориями, к которым не предъявляют таких жестких требований, как к дорогам регионального значения.

Да, в этом легко можно усмотреть ущемление частника. Но если такой расклад пойдет на пользу всем нам, водителям и пассажирам, если от этого выиграет бюджет, а сэкономленные деньги пойдут на развитие отрасли, то, может, такое «ущемление» и впрямь оправданно?

В деньгах государство не купается, а муниципалитеты и подавно. Кто же против будет пустить сэкономленный рубль, скажем, на обеспечение безопасности детей?

Недавно глава одного поселения попросил у Ипатовского ДРСУ возле школы обустроить пешеходный переход. Это значит - надо положить «полицейского», нанести разметку, поставить фонари, установить по обе стороны от перехода ограждение на протяжении 50 метров. Ничего лишнего, все согласно действующим стандартам, правилам и нормам.

Начали считать - выяснилось, что переход обойдется в миллион рублей. И это если по-скромному. Такие суммы и в городах не всегда найти могут, что уж о селах говорить.

 
 
На морях не так жарко
 

Чтобы использовать на практике профессиональные секреты, нужно знать подконтрольные дороги как свои пять пальцев. В том, что каждый поворот, съезд, участок отражен не только на карте, но и в памяти директора, главного инженера, прораба, мастера, убедиться несложно.

Выезжаем в город, где идет ремонт проезжей части по улице Гагарина, одной из самых оживленных. Часть дороги уже сделали, постелив свеженький асфальт, еще часть планируют закончить до конца года.

Один за другим, гуськом, ползут три катка, обеспечивающие на полотно разную нагрузку. Чуть поодаль, совсем по-черепашьи, движется асфальтоукладчик. Рядом в дымящемся чаду лопатами машут рабочие.

Зевать тут некогда: проморгаешь момент - и асфальт превратился в твердую глыбу. Исправить нельзя - только переделывать, а за это голову снимут.

Сверху давит солнце в 37 градусов по Цельсию, под ногами в 140 градусов шкварчит асфальт. Приходит странная мысль: предложи рабочим сейчас путевку на море, на солнышке погреться, так и лопатой получить можно… В такие горячие часы даже мастера с прорабами не слишком-то наседают на подчиненных - нервы на пределе.

Мимо проносится молодой человек лет тридцати, одновременно успевая раздавать указания водителям катков и рабочим. Это Женя Фёдоров, прораб, парень здоровьем крепкий, характером жилистый, сам не расслабляется и другим не дает. Окончил Ростовский дорожный институт, пришел на предприятие и трудится без оглядки на трудности.

Вообще с прорабами предприятию повезло особенно, о чем директор Михаил Юрин успел сообщить мне раза три, с какой бы стороны ни рассуждали о буднях Ипатовского ДРСУ.

- Посмотрите, какая колейность там, где еще не коснулись ремонта, - показывает Евгений на дорогу, откровенно говоря, не первой свежести. - Это такой дефект дорожного покрытия, когда изменяется его поперечный профиль. Причем накат только с одной стороны, что ведет из города в сторону Элисты.

Догадываюсь, что по одной стороне груженые машины ходят чаще, чем по другой, они и «проминают» дорогу. Причина, оказывается, проста. Справа и слева расположены элеваторы, в город большегрузы заходят пустые, а обратно - полные зерна. Тут же напрашивается вопрос: разобьют ведь дорогу все равно, может, ямочным ремонтом стоило обойтись?

 - Ямочный ремонт делаем, но через пару недель снова дорога в выбоинах, - объясняет Евгений. - Можно поврежденный участок полотна выбрать фрезой, потом уложить геосетку, а сверху укатать асфальт. Этот способ более надежный но, увы, затратный. Потому принято решение улицу Гагарина сделать заново, а чтобы не подвергать ее большим испытаниям, в обход города построить новую дорогу.

 
 
Без подряда - никуда
 

Это последнее начинание - серьезное, затратное, но для города назревшее давно, необходимое как воздух. Ипатовский обход уже «проторговали», победителем конкурса вышло Ипатовское ДРСУ. Дорога в четыре километра соединит трассу «Астрахань - Элиста - Ставрополь» от поста ГАИ с улицей Гагарина возле пересечения со Школьной, что на городской окраине.

Проект Ипатовского обхода готов и лежит объемной стопкой расчетов и чертежей, шириной в пару кирпичей, в директорском кабинете. А на месте будущей дороги уже кружат экскаватор с бульдозером.

- В этом году решено закончить с переносом коммуникаций, а на следующий год, как только установится погода, сразу же приступить к строительству новой дороги. - Прораб Алексей Демченко, тоже выпускник ростовской школы дорожников, показывает направление, в котором пройдет трасса. - Вот она перспектива, вот стабильность предприятия, на котором работают три с лишним сотни человек. Не на рынке заграничными шмотками торгуют, а обеспечивают краю мобильность и конкурентоспособность.

Разве поспоришь? Наверное, это и есть государственный подход. Подход, который прививается хорошим подрядом, а с ним и достойной зарплатой. Как ни крути, а выходит, что дефицит грейдеристов, бульдозеристов, водителей катков и грузовиков в стратегической для края отрасли устраняет именно стабильный, прибыльный подряд. А за ним, невзирая на пахоту с семи утра до половины десятого вечера, в течение полного светового дня, видится и перспектива.

Будет предприятиям поддержка - гляди, и толковая молодежь потянется в отрасль, обретая себя в настоящей профессии, не боясь сменить костюмчик промоутера на спецовку дорожника.

 
Олег ПАРФЁНОВ
Ипатово
 
 
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Ирса (не проверено)
Аватар пользователя Ирса

Хорошая отрасль края, "закопать" можно нужную сумму, так, что любому и не снилось. А каждый год, все заново!

Пожилой уже я! (не проверено)
Аватар пользователя Пожилой уже я!

Буквально на днях ездил из Пятигорска в Ипатово.Дороги везде нормальные.Даже через Октябрьское новый асфальт.По городу дороги разные,но вполне терпимо и ремонтируются.
По поводу пешеходных переходов. В селе Северное Александровского района увидел несколько пешеходных переходов,оборудованных лежачими полицейскими и даже один перекресток оборудован внимание: работающим светофором!!! В небольшом селе!!! Значит могут,если хотят!
К примеру город Лермонтов,население под 30 тысяч,ни одного светофора!

Ирина (не проверено)
Аватар пользователя Ирина

Ипатовцы! Приезжайте в Ставрополь, возьмите нас на поруки! Отремонтируйте дорогу от Пирогова до мкр-на Олимпийский, уберите столбы, сделайте вдоль дороги широкие тротуары с высокими бордюрами и со стоками по дороге, да и помогите нашим миллионерам на ул.Салова отремонтировать дорогу до Перспективного!

Добавить комментарий