Поиск на сайте

От  имени губернатора чиновники краевого правительства начали чёрный передел финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве Ставрополья

Расследование. Часть 1.

В редакции «Открытой» газеты оказались воистину сенсационные материалы. Это документы, подготовленные на имя губернатора края министерством ЖКХ. Из документов следует, что министерство, попирая все законы, развернуло активные действия по монополизации сферы расчетов в коммунальной сфере, устанавливая единоличный и безраздельный контроль за финансовыми потоками в отрасли.
Совершенно очевидно, что представленный губернатору план преследует исключительно интересы коммунальных воротил, обладающих огромным административным ресурсом, способных совершить этот контрреволюционный переворот в ЖКХ, где проигравшими станет все население края, которое обяжут за счет своих тощих кошельков обеспечить им роскошную жизнь.
Для реализации своих целей министерством учрежден Региональный расчетный центр, созданный и действующий вне закона, его отделениями планируют в ближайшее время накрыть весь край. Возглавляет эту «спецоперацию» замминистра ЖКХ со скандальным шлейфом Ольга Силюкова.
От имени губернатора края Владимира Владимирова министерство ЖКХ края начало полномасштабные атаки на бизнес в коммунальной сфере, запугивает проверками тех, кто пытается противостоять чиновничьему рейдерству.

Почему отрасль ЖКХ стала полем битвы?

В качестве предисловия приведу слова известного политолога Екатерины Шульман. Она закончила академию госслужбы при президенте Российской Федерации и стала известной в значительной степени потому, что умеет понятно объяснять сложные вещи.

Недавно она высказалась про то, что коммунальная отрасль, затрагивающая интересы всех без исключения россиян, стала по существу «второй властью», причем властью теневой - алчной и беспощадной.

Екатерина убеждена, что эта отрасль по факту гораздо больше политики, сильнее любых партий. Отключенное отопление в морозную пору гораздо быстрее выведет людей на улицы, чем какие-то лозунги и призывы.

По ее мнению, можно достаточно свободно критиковать политиков, даже  известных, но попробуйте задеть интересы коммунальных воротил. В этом случае, говорит Екатерина, огрести арматурой - это еще не самое страшное, что может с вами произойти.

Ее мысль легко проиллюстрировать: не все, надеюсь, забыли неравнодушного жителя Ставрополя Ивана Барыляка? Он доказал завышение тарифов (через прокуратуру!) в своей управляющей компании - ему «сшили» уголовное дело, упекли в тюрьму на 3,5 года, и на сегодняшний день он признан в стране и за ее пределами именно политическим узником.

Управление гигантскими потоками денег в принципе не может происходить вне связей с властными фигурами.

Тут далеко ходить тоже не придется: например, наш «знаменитый» Ставропольский городской расчетный центр (СГРЦ) учреждался непосредственно Комитетом по управлению муниципальным имуществом города и до сих пор является его «карманным предприятием», неприкосновенной и жирной дойной коровой.

Мы много писали про СГРЦ, но придется вернуться к теме расчетных центров, чтобы в концентрированном виде напомнить, в чем сущность и в чем опасность этих центров, большинство из которых занимаются вовсе не тем, что записано в законах и в их уставах.

Нужны ли вообще расчётные центры?

Расчетные центры были когда-то созданы для удобства населения по принципу «одного окна». Это было то, уже далекое время, когда все получали отдельные квитанции на свет, газ и воду (то есть платили не через управляющие компании, а напрямую).

И вот чтобы не бегать с платежами по разным «конторам», и были созданы такие центры, куда можно подойти со всеми квитанциями сразу - и оплатить все счета в одном окне.

На улице XXI век. Оплачивать можно все, что угодно электронными сервисами, не вставая с дивана. Ну, в крайнем случае, можно сходить к терминалу. Казалось бы, расчетные центры должны отмирать за ненадобностью, но не тут-то было! В чем же секрет их живучести? Да ровно в том, что они занимаются вовсе не тем, для чего когда-то создавались!

В своих многочисленных статьях про деятельность СГРЦ мы раз за разом подробно расписывали, в чем же состоят отступления от законов и чем это чревато.

Главная претензия к их деятельности состоит в том, что они вместо «кассовых» стали именно «расчетными», то есть незаконно перехватили на себя уставную обязанность управляющих компаний по начислению платежей.

Соответственно, раз у них в руках оказались все расчеты и платежи, то они стали выписывать от своего имени(!) и платежные квитанции, что уже не лезет ни в какие ворота: никаких коммунальных услуг они не оказывают, ни за что не отвечают, а деньги надо платить им!

ВС подтвердил: расчётные центры незаконны

Ровно год назад, 5 сентября 2016 года Верховным судом РФ было оставлено в силе определение кассационной инстанции по иску антимонопольной службы по Воронежской области к местному расчетному центру (он у них назывался процессинговой системой, но суть та же).

Читаем, что же считает законным Верховный суд?

«В результате указанных действий этого общества (то есть ЕПСС ЖКХ) и управляющих организаций собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ ВО», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем управляющих организаций, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.

…В данном случае …был изменен порядок внесения размера платы за коммунальные услуги без решения на то собственников помещений и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов. То есть жильцам было предложено (путем направления квитанций) осуществлять оплату не управляющим компаниям, а постороннему для жителей многоквартирного дома лицу - АО «ЕПСС ЖКХ ВО». 

Далее суд пришел к выводу, что заключение указанных соглашений фактически привело к навязыванию необоснованных условий собственникам помещений в многоквартирных домах.

Также суд делает обоснованный вывод о том, что управляющие компании фактически отказались от осуществления своих функций по приему платежей за оказанные ими жилищно-коммунальные услуги и допустили к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке и также является признаком, ограничивающим конкуренцию (пункт 1 части 4 статьи 11 «Закона о защите конкуренции»).

То есть Верховный суд в своем решении защищает одновременно и права граждан, и свободную конкуренцию, но коммунальщики Ставропольского края двинулись ровно в противоположном направлении - подальше от законов, поближе к деньгам.

Разумеется, и господин Никитин из ставропольского УФАС и тогда пальцем не погрозил в сторону нарушителей закона, и сейчас помалкивает, когда монопольным региональным расчетным центром пытаются накрыть весь край.

Вот таковы, увы, неизбывные особенности ставропольских реалий.

Коммунальных «стервятников» сменит монстр

Обратим внимание еще вот на что: воронежский расчетный центр не сотрясали скандалы, в его квитанциях не подменялись управляющие компании-двойники с неразличимыми названиями, с людей не взыскивали двойные суммы за вывоз мусора, в расчетах массово не «терялись» платежи граждан, как у нашего СГРЦ, воронежский центр не был «ходоком» в суды с безумными исками – но и его через Верховный суд настойчиво загоняли в рамки закона.

А к нашему СГРЦ со всем шлейфом скандалов никто не имел и не имеет никаких претензий: нет нареканий ни от «родителей» из мэрии, ни от министерства ЖКХ, ни от антимонопольной службы, ни от Госжилинспекции, ни от прокуратуры.

Вот такое «идеальное предприятие» и будет взято за образец, вот его «передовой опыт» и будет положен в основу при создании областного монстра – регионального расчетного центра с отделениями во всех городах.

Точно так же, как и при создании СГРЦ, закон начал нарушаться сразу при создании этого центра: он создан именно как ГУП (государственное унитарное предприятие), на его создание потрачены немалые бюджетные деньги. В этом мы тоже отличаемся от воронежцев: там процессинговый центр был создан как акционерное общество с длинным списком соучредителей, каждый из которых имеет доступ к финансовой документации, то есть там ведется тотальный контроль самими учредителями.

А что же у нас? Новый расчетный центр учрежден министерством ЖКХ, им же будет и контролироваться. Ну, примерно так же, как мэрия «контролирует» СГРЦ, только масштаб у новичка побольше – весь край: контролируемый кусок куда больше и жирней.

С первых шагов — и сразу вразрез с законом

Дело, конечно, не в отличиях от кого бы то ни было, а в грубом отступлении от закона: деятельность расчетных центров не является компетенцией госорганов и органов местного самоуправления.

Ради чего создаются ГУПы и МУПы подробно описано в п. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В этом пункте не указано, что МУПы и ГУПы могут создаваться для услуг консолидации расчетно-платежных услуг населения.

По закону ГУП учреждается субъектом федерации, но у нас в крае учредителем выступило почему-то министерство ЖКХ, а значит, ему будет доставаться вся прибыль как учредителю? Что ни шаг – правовой нонсенс!

Мы уже не говорим о том, что население не то что не заказывало такие «услуги» - оно ни сном ни духом не ведает, что ему приготовили эти новые «услуги» и что ему придется их оплачивать!

А ведь есть уже график – кого и когда накроет этими «услугами»: если бы не секретные документы, попавшие в редакцию, мы бы знать не знали, что наш Предгорный район стоит в графике «охвата» уже на начало сентября!

Дорога в обход законов протоптана давно

У читателей может возникнуть вопрос - почему они ничего не боятся? А потому что заранее знают, что все сойдет с рук, любые бесстыдства, любое глумление над законом - в органах, где им могли бы дать по рукам, у них везде свои люди.

Если можно так выразиться, то полигоном для отработки всех вопиюще наглых схем является ессентукская ассоциация «Партнер». Это яркий маркер, лакмусовая бумажка: пока он остается на плаву - про законность в крае можно не вспоминать.

В налоговой карточке «Партнера» записан вид деятельности «Управление домами на возмездной основе», а в социальных сетях руководитель «Партнера» Дмитрий Захарьящев прямо и открыто называет действительную сферу своих интересов - «распределение финансовых потоков».

Конечно, это некоммерческая организация. Курирующая «Партнер» Ольга Силюкова похитрее и свои цели так называть опасается, тем более в свободном доступе. Но то, что внедряется под флагом ГУП, по факту будет заниматься тем же самым – рулить финансовыми потоками, подгребая их под себя. Тем более, что у нового детища есть задел на будущее - у него в видах деятельности тоже записано «управление домами».

Так что планы, по всему, наполеоновские – захват в крае всего, что приносит прибыль.

Три года спячки – и в атаку без раскачки!

Региональный расчетный центр, о котором мы сегодня ведем речь, был создан еще в 2014 году. В крае уже около 30-ти разнообразных расчетно-кассовых центров, все они работают в «серой зоне», но кого в крае этим удивишь?

Теоретически вновь образованный центр мог тоже занять свою нишу, если бы предложил лучшие условия, чем его конкуренты, но для этого нужно работать, создавать репутацию, как говорят в народе – «упираться».

Но не для того создавался этот центр, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе. Есть другой путь – подключить мощнейший административный ресурс и с его помощью просто выкидывать сопротивляющихся с коммунального рынка.

С этого года центр-новичок (он же таинственный рейдер черного бизнеса) вышел из «спячки» и пошел завоевывать край с прямо-таки военной быстротой и натиском.

Разработана «дорожная карта» - когда и какой город должен пасть его жертвой, а именно: закрыть свои работающие центры, передать(!) «захватчику» помещения, оборудование, наработанные базы.

Да на каком основании вы это делаете, господа чиновники?! Только на основании того, что губернатор вам дал «отмашку», то ли не осознавая, что и сам вступает в противоречие с законом, то ли вполне все осознавая... Есть глубоко внедрившееся в нашу жизнь понятие  «беспредел», вот оно лучше всего характеризует ситуацию.

Возглавляет эту «спецоперацию» замминистра ЖКХ Ольга Силюкова. Ох, и правы же были мы, когда не спешили радоваться ее отставке с поста министра.

Мы сразу уверенно предположили, что новый министр Роман Марченко (преподаватель академии МВД из Краснодарского края) будет чисто номинальной фигурой. Управлять из-под ковра коммунально-криминальными денежными потоками по-прежнему будет все та же поднаторевшая в подобных делах Ольга Силюкова - так оно и вышло.

В узких кругах Силюкову полуиронически именуют «коммунально-криминальной королевой», будучи уверенными, что она в определенном смысле лишь исполнитель (разумеется, не без собственных финансовых интересов) глобальных целей коммунальных воротил, находящихся в глубокой тени. Роль же Силюковой - быть зримым их глашатаем и брать огонь на себя.

Коммунальная «королева» со шлейфом скандалов

За нашей непотопляемой коммунальной «королевой» тянется длинный шлейф скандалов: тут тебе и завышение нормативов по расходу электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, доказанное Верховным судом.

Тут и провал программы по расселению жильцов в многоквартирных домах с фальсификацией отчетности. Тут и включение в региональную программу по капитальному ремонту новых домов, входящих в ассоциацию «Партнер» с поддельными документами – чисто для распила!

Создание фейковой (то есть для отвода глаз) «школы потребителя», создание карманного ЖКХ-контроля - да много чего, газетного места не хватит! Ну и, соответственно, красноречивые цифры оценки уровня коррупции, который 80% процентов посетителей сайта министерства ЖКХ оценили как «высокий».

И вот именно такой персонаж «именем губернатора» втирает людям, как хорошо и замечательно будет работать новый центр – да с чего бы?! СГРЦ за 10 лет ума не дали, а тут «новенькие» сразу начнут работать с ангельской честностью?!

Только скажу о самой главной гнусности в этой ее бурной деятельности с «круизом» по городам края за государственный счет: как только кто-то из коммунальных предпринимателей начинает аргументированно возражать, она тут же начинает выяснять, что это за предприятие и обещает «прислать проверочку», то есть запугивает и шантажирует в открытую!

Если это не шантаж – то что такое шантаж?

А при чем тут губернатор? Вопрос интересный!

Готовя бумаги на имя губернатора по плану захвата ЖКХ новой группой лиц, министерство ЖКХ проводит стратегию натравливания губернатора на предпринимателей, ссылаясь на то, что действующие расчетные центры в городах и районах края «противодействуют выполнению ваших поручений по развитию краевой единой системы по начислению и сбору платежей».

Как и когда губернатор давал поручения коммерческим организациям – осталось загадкой. На сайте губернатора болтается единственная запись про ГУП РРЦ – от 2014 года, в «Консультант-плюсе» вообще ничего нет, так что в каком штабе и в каком виде губернатор дает такие далеко идущие поручения – остается загадкой.

А далее читаем: «…ведется работа по разъяснению управляющим организациям преимуществ сотрудничества с РРЦ».

То есть губернатора «подвязывают» как к нарушению антимонопольного законодательства с этой абсолютно незаконной «единой системой», так и к открытому лоббированию госчиновниками «своего» предприятия на конкурентном рынке.

У этого предприятия (ГУП РРЦ) есть свой руководитель Г. Калоев, который, как говорят, двух слов связать не может нормально - так за него целый замминистра Силюкова работает, крутится, как белка в колесе! Какой ее интерес так расшибаться? Ну не говорить же о чистом энтузиазме? А кто же будет контролировать финансовые потоки со всего края?

Многие руководители коммунальных предприятий и РКЦ крайне возмущены происходящим - пишут жалобы во все инстанции, пойдут в суд. А ну как удастся доказать незаконность всей этой затеи, от которой густо несет запахом грандиозной аферы? Как тогда будет выглядеть губернатор?

Мне кажется, самое время над этим задуматься и первому лицу края и всем, кто ясно понимает, с какой скоростью несется край к жилищно-коммунальной катастрофе для населения Ставрополя - к беспощадной обираловке жителей коммунальными воротилами.

P.S. Этой статьей мы начинаем цикл расследований теневых схем реализации в крае жилищно-коммунальной «контрреволюции» в интересах новых рейдеров и новых атак на благосостояние граждан, опустошения их и без того полупустых кошельков.

Читайте - сенсаций будет много.

Раиса АБРАМОВА,
руководитель краевого
общественного движения
«Народная инспекция»
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях