Поиск на сайте

Советские комиксы, зло и остроумно высмеивавшие фашистов, Гитлера и его приспешников, для детей военного поколения зачастую были первыми в их жизни «образовательными программами», по которым они учились русскому языку, политической истории и географии, а главное – любви к Родине

 

Именно так «самообразовывался» и маленький мальчик Володя из села Арзгир. Но и сегодня 80-летний Владимир Андреевич Молчанов , деятельный общественник и автор «Открытой» газеты, назубок помнит и азартно декламирует стихотворные куплеты к антифашистским плакатам, считая их блестящим образцом советской патриотической поэзии военных лет

 

Владимир Молчанов

В мой детский мир вошла война

От взрывов вздрогнула страна,
В слезах и горе наша хата.
В мой детский мир вошла война
Шершавым языком плаката.

 

Это стихотворение я написал много-много лет спустя после войны, к которой часто возвращался в своей  неуспокоенной памяти.

«Шершавым языком плаката» - строка из поэмы В. Маяковского «Во весь голос». Когда началась Великая Отечественная война, мне не было и пяти лет. Мы жили в селе Арзгир, где моя мама работала заведующей районной библиотекой.

«Заведующая» - это для солидности. На самом деле мама выполняла и обязанности уборщицы, и была художником-оформителем. Сама оформляла стенды и писала лозунги. Весь штат сотрудников библиотеки был в одном ее лице.

Библиотека занимала две комнаты в помещении районного Дома культуры, где с первых же дней войны разместился районный мобилизационный призывной пункт.

Через несколько месяцев после начала войны закрылся наш детский сад, и мне пришлось вместе с мамой ходить к ней на работу.

Слоняясь по помещениям Дома культуры, я знакомился с образцами выставленного там оружия, рассматривал расклеенные на стенах плакаты и лозунги, по которым учился читать. Я оказался на попечении мобилизованных на фронт вчерашних мирных жителей, среди которых были и педагоги, и бывшие военные, призванные из запаса.

Они-то и стали моими первыми учителями, а первым моим букварем были плакаты. Через два-три месяца на маминой работе с такими учителями я уже свободно читал надписи на плакатах, воспринимая изображенные на них карикатуры как реальность.

Портрет румынского дуче

Конечно, я тогда еще не знал, что большинство плакатов в маминой библиотеке были написаны известными художниками Кукрыниксами, а подписи к ним, по которым я учился читать, написал советский детский поэт Самуил Яковлевич Маршак.

Очень запомнился мне плакат с изображением стоящей на задних лапах собаки с человеческой головой, врезались в мою детскую память и стихи:

Вот Антонеску, сукин сын,
Стоит, хвостом виляя,
Он предал немцам всех румын
На берегу Дуная.

 

Сегодня это четверостишие можно найти в сборниках Маршака под заголовком «Пес Антонеску». А когда я читал развешенные по стенам библиотеки и Дома культуры плакаты, я еще не знал тогда, что Йон Антонеску - румынский диктатор (1940-1944), что его правительство ввергло Румынию в развязанную фашистской Германией войну против СССР.

Но я всей своей детской душой был убежден: Антонеску - это предатель. И только после войны, когда учился в школе, узнал, что в 1946 году по приговору Народного трибунала Бухареста Антонеску был казнен как военный преступник.

Это что же - вся Европа?!

Иногда в одном плакате было сразу несколько отдельных картинок, а подписи к ним составляли целое стихотворение.

Помню один из таких плакатов, на котором была изображена воюющая против нас Европа, и в картинках была рассказана целая история. Довольно длинный для детского сознания текст стихотворения помню до сих пор, наверное, потому, что его небольшие кусочки были помещены под каждой картинкой и поэтому легче запоминались. Вот это стихотворение:

Кличет Гитлер Рибентропа,
Кличет Геббельса к себе:
- Я хочу, чтоб вся Европа
Поддержала нас в борьбе!
- Будет драться вся Европа! -
Отвечали два холопа.
И пустились вербовать
Многочисленную рать.
Швед из города Берлина,
Три бельгийца с половиной
Да подручный Дорио
Встать готовы под ружье.
Опереточный испанец
С шайкой жуликов и пьяниц -
Вот фашистский легион
Всех мастей и всех племен.
Вызвал Гитлер Рибентропа
И спросил, нахмурив лоб:
- Это что же - вся Европа?!
- Вся! - ответил Рибентроп.
 

Кроме Гитлера никаких фашистских вождей - Геббельса и Рибентропа - я тогда еще не знал. Но зато потом в ранние школьные годы я пытался догадаться, кого же конкретно имел в виду Маршак, когда писал о шведе из Берлина и трех с половиной бельгийцах.

Этот эпизод был особенно запоминающимся на картинке. И меня очень интересовал вопрос, как будет стрелять на войне половина того бельгийца, который на плакате был изображен висящим на костылях?

Нашел позже, уже в постсоветские времена, и сведения о Жаке Дорио, французском коммунисте, который во время Второй мировой войны поддержал фашистскую Германию и даже получил известность как фашистский политик во Франции во время оккупации ее Германией.

Жак Дорио вошел в историю как ярый антикоммунист, фашист и коллаборационист. Однако коммунистический период его политической биографии продлился 14 лет, фашистский же - менее девяти лет.

Любовь моя останется пеплом

Я уже сейчас обдумываю свое «библиотечное» детство и начинаю задумываться, почему в антивоенных плакатах так часто звучала тема Франции. Я, например, искренне плакал, глядя на плакат, на котором была изображена лежащая девушка, одетая в трехцветное платье, горло которой душила нога Гитлера, обутая в валенок. И надпись:

Горло Франции поваленной
Придавил сапог лаваленный.

 

Я не знал тогда, что девушка в трехцветном платье символизировала на плакате Францию, так как одета была в платье цветов французского флага. Валенок на плакате в моей детской душе никаких вопросов и противоречий не вызывал, поэтому слово «лаваленный» я относил исключительно к валенку, а что такой обуви ни Франция, ни Европа не знали, меня не интересовало вообще. Ведь я-то прекрасно себе представлял, что это такое.

О том, что Лаваль - предатель французского народа и государства, мне разъяснил мой добровольный учитель из мобилизационного пункта. А когда вырос, я узнал, что Пьер Лаваль - премьер-министр Франции. Он сконцентрировал в своих руках во время Второй мировой войны сразу три министерских портфеля - министра иностранных и внутренних дел, а также министра информации.

Это именно он разрешил на неоккупированной территории Франции деятельность гестапо исключительно для борьбы с французским Сопротивлением, создал французский аналог гестапо (милицию), руководил арестами и отправкой на уничтожение евреев Франции.

Видимо, поэтому сразу после освобождения Франции от немецкой оккупации Лаваля расстреляли.

Обед без конфет

Моя дотошность и любознательность порой ставили в тупик моих учителей. На одном из плакатов были изображены два севших обедать гитлеровца, на которых сыпались бомбы, сброшенные с наших самолетов, и стихотворный текст:

Только начали обедать
Толстый Франц и тощий Фриц,
Прилетела их проведать
Вереница наших птиц.
 
Вместо хлеба - бомбы с неба
Принесла она врагам.
Вместо мяса - три фугаса,
Каждый в триста килограмм.
 
А на третье - не бомбошка,
А хорошая бомбежка!

 

Вот эта «бомбошка» поставила на уши всех обитателей мобилизационно-призывного пункта, поскольку никто не мог сказать, что это такое. Только сейчас из Интернета я узнал, что бомбошка - маленькая конфета, названная так потому, что напоминала круглые помпончики на французских беретах.

Но то ли мои учителя никогда не ели конфет, то ли не носили французских беретов. Что-то внятно объяснить мне тогда никто не смог.

Гигиена войны

Карикатуры на плакатах порой сопровождались, быть может, несовершенными по форме, но очень понятными по содержанию, доходчивыми до каждого стихами.

Плакат, на котором отображены будни гитлеровских вояк, - офицер перед строем фашистов. И надпись:

Сверкая глазами, начальник-барон
Скомандовал: «Руки по швам!»
Но видя, что чешется весь батальон,
Скомандовал: «Руки по вшам!»

 

Картинки были до того эмоционально яркими и выразительными, что мы, мальчишки, смеялись до слез, представляя, как чешутся от паразитов фашисты. Вероятно, похожее действие оказывали эти смешные картинки и на солдат, исподволь заставляя их в трудную военную годину соблюдать личную гигиену. И не быть в этом похожими на врага.

История юного Фрица

Во всех плакатных карикатурах, нацеленных на военную пропаганду, доносилась до советских воинов главная мысль: перед ними жесткий, безжалостный, хорошо обученный враг. Вот этому пример: каждый фрагмент плаката имел стихотворное сопровождение, или, наоборот, каждое четверостишие снабжалось карикатурой для наглядности:Юный Фриц, любимец мамы,

В класс пришел сдавать экзамен.
Задают ему вопрос:
- Для чего фашисту нос?
«Чтоб вынюхивать измену
И строчить на всех донос.
Вот зачем фашисту нос».
 
Вопрошает жрец науки:
- Для чего фашисту руки?
«Чтоб держать топор и меч,
Чтобы красть, рубить и жечь».
 
- Для чего фашисту ноги?
«Чтобы топать по дороге -
Левой-правой, раз и два».
 
- Для чего же голова?
«Чтоб носить стальную каску
Или газовую маску,
Чтоб не думать ничего».
(Фюрер мыслит за него.)
 
Похвалил учитель Фрица:
«Этот парень пригодится,
Из такого молодца
Можно сделать подлеца».
 
Рада мама! Счастлив папа!
Фрица приняли в гестапо.

 

Над юным Фрицем смеялись и взрослые, и дети. У Маршака было свое, особенное оружие - острое слово, которое поднимало дух солдат, идущих в бой.

У стихотворения «Юный Фриц» - интересная история. Его опубликовали в газетах, а потом из стихотворения получился киносценарий, по которому сняли фильм. А ещё - пьеса для кукольного театра. Маршак специально написал её для выступления на передовой. Но об этом я узнал уже после войны.

Сказка про замёрзшего солдата

Этот запомнившийся мне плакат, вероятней всего, был издан в конце 1941 года, после победоносного сражения под Москвой. Под елью стоит сгорбившийся, одетый в шинель фашист, в соломенных лаптях поверх сапог, а перед ним наш, русский, румянощекий Морозко.

Трещат сороки, снег пушист
В лесу и на прогалинке.
«О чем задумался, фашист?» -
Спросил морозец маленький.
 
«Не подходи ко мне, мороз,
И ни о чем не спрашивай.
Насилу ноги я унес
От холода от вашего».
 
«У нас еще морозов нет, -
Сказал морозец маленький. -
Вот погляди, идет мой дед,
На нем тулуп и валенки.
 
Он вас, непрошеных гостей,
Уложит спать под елками,
Он проберет вас до костей
Холодными иголками.
 
Шагает он по всей стране,
Метелью землю кутая.
А ну-ка, накидай им, дед,
Что значит стужа лютая!»
 

Моя мама часто читала мне в военные годы это стихотворение перед сном. Я представлял себе где-то далеко за линией фронта замерзшего немца и радовался, что у нас морозные зимы, что даже природа встала на борьбу с фашизмом.

Я - ставропольчанин

А вот продолжение плаката с яркой сценкой - лихие советские кавалеристы, в добротных полушубках, с шашками «подвысь», гнали толпу обезумевших от ужаса гитлеровцев. И снова стихи:

Махнул рукой старик мороз -
И снег свалился грудами
С высоких сосен и берез,
Сверкая изумрудами.
 
Шальная русская пурга
И парни краснощекие
Неслись, преследуя врага,
Через снега глубокие.
 
Они громили злых гостей,
С пути сбивая в стороны -
В сугроб, в овраг, куда костей
Не заносили вороны.

 

Я почему-то был убежден, что стихи и картинка - это фрагмент из битвы под Москвой, а краснощекие парни - герои-доваторцы, наши земляки ставропольцы, составлявшие основу кавалерийского корпуса генерала Льва Михайловича Доватора.

Но даже если это не так, я буду верить и придерживаться этой версии, потому что в нее я верил еще в детстве, потому что я - ставропольчанин.

Долг платежом красен

Как бы ни был силен враг, как бы ни был жесток, возмездие неизбежно. Помню плакат с названием «Долг платежом красен». На плакате - сгорбленный крестьянин, он рукой касается шапки, а перед ним фашист-офицер стоит, направив пистолет в голову старика. Надпись:

Днем фашист сказал крестьянам:
- Шапки с головы долой!

 

На второй картинке тот же старик саблей отсекает голову фашисту.

Ночью отдал партизанам
Каску вместе с головой.
 

Плакаты вселяли уверенность в победе, крепили дух и боеспособность Красной армии в обращениях к славным традициям русского народа. А еще вселяли уверенность в людей, оставшихся в тылу врага и развернувших там партизанское движение. Партизаны в лесах знали - Красная армия всегда придет им на помощь в трудный момент.

Исторический путь к победе

На фоне изображений А. В. Суворова и В. И. Чапаева - идущие в атаку красноармейцы, с винтовками. И надпись:

Бьемся мы здорово,
Колем отчаянно -
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
 

Какого бойца, какого советского человека оставит равнодушным такой плакат? Он был создан в самом начале войны, но до самых последних дней висел на стене в маминой библиотеке.

Плакат разошелся по всей стране, я видел его как-то в музее Оренбурга на выставке военных плакатов, когда приезжал туда в командировку.

«Потеряла я колечко»

Не могу сейчас вспомнить или восстановить хронологию появления того или иного плаката, но содержание многих из них говорит само за себя.

В начале 1943 года, сразу же после ухода оккупантов из села и возобновления работы мобилизационно-призывного пункта, на стенах помещений Дома культуры и библиотеки появились новые военные плакаты, но уже с другими сюжетами, с другим настроением - спокойной уверенностью в победе.

На одном из них (судя по содержанию, это было уже после освобождения Сталинграда) изображен закутанный в шаль Гитлер и причитающий:

Я была у Волги-речки,
Любовалась на волну.
Все полки мои в колечке,
И фельдмаршал мой в плену.
До свиданья, Волга-речка,
Не увидимся мы вновь.
Потеряла я колечко,
Потеряла я любовь.

 

Кукрыниксы для названия этого плаката взяли слова из русской народной песни «Потеряла я колечко» и от себя добавили: «А в колечке 22 дивизии», так как под Сталинградом 22 дивизии немецкой армии были взяты в плен.

Упоминался в стихах к плакату и фельдмаршал фон Паулюс, который вместе со своей дивизией сдался в плен. Сведений о том, кто переделывал слова народной песни о колечке специально для плаката, я не нашел. Возможно, это сами художники чутко уловили иронию слов.

Вместе победим фашистскую гидру!

Географические познания мои ограничивались в то время только окрестными селами да станицами. Но благодаря многочисленным моим учителям повышалась не только моя грамотность, но и общий кругозор.

На плакате, где был изображен Гитлер, с одной ноги которого стаскивают сапог щипцами с символикой двух стран (как потом мне объяснили, это были флаги США и Великобритании), я прочел:

Не шапка, а сапог на воре,
Как говорится, загорится,
Но мы уверены, что вскоре
Сапог клещами снимут с фрица.

 

Так я узнал, что есть такая страна Италия, по форме на карте напоминающая сапог, что она захвачена фашистами, и чтобы её освободить, высадились американские и английские солдаты. Это предопределяло очень хорошее наше отношение к Америке и Великобритании, мы очень хотели, чтобы война поскорее закончилась.

Личности фашистских главарей - Гитлера и Геббельса - явно в жизни не соответствовали параметрам истинных арийцев, но на карикатурах они выглядели омерзительными до предела. Вероятно, именно поэтому мне запомнились два последних из многочисленных плакатов.

На одном - змея с головой Гитлера, извивающегося в позе кобры, в которую уперлись три приклада винтовок с символикой СССР, США и Великобритании.

И грянут грозно три державы,
Сомкнутся в боевом строю,
Сотрут с земли кошмар кровавый,
Добьют фашистскую змею.

 

На другом - патефон с открытой крышкой, в качестве адаптера (звукоснимателя) голова Геббельса, изо рта вылетают слова «то-таль-ная мо-би-ли-за-ция!!!». И стихотворение:

У Геббельса есть патефон -
Немецкой техники новинка.
Поет любую песню он,
Покуда вертится пластинка.
Теперь же песнь его печальная -
Мобилизация тотальная...

 

Тотальная мобилизация

Поражение  под Сталинградом  Германию потрясло. Тревога чувствовалась и в тылу, и на фронте. Сегодня военным историкам известно, что  13 января 1943 года Гитлер подписал приказ  о тотальной мобилизации – «широком использовании мужчин и женщин в целях обороны рейха».

Все немцы в возрасте от 16 до 65 лет и немки от 17 до 50 лет должны были встать в ряды вермахта или к станкам оборонных предприятий.  О начале краха фашистской армии стали говорить даже дети.

Всего этого мы, дети, тогда еще не знали, но с удовольствием читали написанное кем-то стихотворение на мобилизационном пункте для уходящих в армию новых солдат.  Сегодня военные историки говорят, что стихотворение это было напечатано в конце войны в газете «Красная Звезда».

Но до конца войны было еще почти два года, а стихотворение давно «вошло в народ», его читали и слушали с удовольствием на мобилизационных пунктах, в госпиталях, смеялись от всей души, а хлопали - просто оглушительно.

Жил в Берлине старый дед,
Ему было до ста лет.
Еле ноги волочил
И ночной колпак носил.
 
Был тогда войны разгар,
К нам приехал комиссар.
Шлет он деда на войну
Защищать Дойчланд-страну.
 
Дед воскликнул: «О, майн готт!
Мне пошел сто первый год,
Мне пора ложиться в гроб –
Как же я пойду в окоп?»
 
Но ответил комиссар:
«Ты совсем еще не стар,
Кто моложе двухсот лет –
Марш на фронт!
Хайль Гитлер, дед!»
 
Дед поохал, покряхтел,
Каску на колпак надел,
Взял с собой горшок и зонт
 
И отправился на фронт.
А вчера пришел пакет:
Пишут – деда больше нет.
По дороге на Восток
Он рассыпался в песок.

 

Вместе с этим немецким дедом из сатирического стишка  рассыпался в песок и Третий рейх. А Третий Рим, как называют Москву, стоит как ни в чем не бывало... Правда, нет больше СССР - страны, победившей фашизм. Но ВОЙНА была. И была ПОБЕДА... Пришла и осталась навсегда в памяти и в истории.

Карикатурный век

Это был конец лета 1944 года. Первого сентября я пошел в первый класс, поскольку, несмотря на свою «просвещенность», писать и считать меня никто не учил.

Сейчас, глядя с вершины своих лет на события далеких «грозовых-сороковых», являясь свидетелем того, как мы проигрываем информационную войну нашим соперникам, я считаю, что одна из причин этого - предание забвению роли поэтов-сатириков и художников-карикатуристов.

Большевики победили в Гражданской войне не без поддержки такого пропагандистского жанра, как «Окна РОСТА». Советский народ выиграл Великую Отечественную войну, и нельзя не учитывать в этом роли «Окон ТАСС».

«Печать - самое острое, самое сильное оружие нашей партии», - писал В. Ленин. Это надо иметь в виду и сейчас, использовать опыт прошлых лет, бороться и побеждать в информационно-пропагандистской войне «шершавым языком плаката».

Кстати, западные и американские СМИ прибегают к такому карикатурному жанру и сейчас, используя критику в формате комиксов.

Владимир МОЛЧАНОВ

ДЕТИ ВОЙНЫ

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить

Александр Твардовский, «Рассказ танкиста», 1942 г.

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
 
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
 
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
 
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И черт его поймет, откуда бьет.
 
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
 
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
 
Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
 
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
 
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
 
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
 

Комментарии

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Хочу поблагодарить Автора- Владимира Молчанова и Редакцию "Открытой для всех и каждого" за такой необычный и от того очень интересный материал по исследованию одного из вариантов наглядной агитации в годы войны- плаката. Очень трогательно- что это рассматривается через призму детского возраста- в котором автора статьи застала война. Ни в коем случае нам всем нельзя забывать о тяжелых уроках и тяготах, принесенных Великой Отечественной войной, не пощадившей ни- взрослых, ни- детей! И материал этот Владимира Молчанова необходимо прочитать и сохранить в каждой школе, в каждом классе- как образец гражданского мужества и преданности своей Родине! Я желаю Владимиру Молчанову и дальше сохранять бодрость, быть примером активности в борьбе с окружающей несправедливостью- и конечно же- крепкого здоровья! С праздником!

ольга алексеева (не проверено)
Аватар пользователя ольга алексеева

вот такой исторический экскурс по военному детству, по воспоминаниям и эмоциям на основе военно-патриотических комиксов. Очень понравились комментарии...я считаю надо написать книгу включая туда эти плакаты. ЭТО часть нашей истории, пропаганда такая была необходима даже для
детей с целью понимания "кто наши враги" на самом деле. Да и этот экскурс, ликбез необходим для молодого поколения с целью сравнительного анализа нынешних европейцев и западников....все то же самое, все те же враги в виде НАТО

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Мне кажется- что такое понятие- как "враги в виде НАТО"- давно ушло в прошлое! Они в свое время противостояли социалистическому лагерю. который в настоящее время разрушен, причем в большинстве своем изнутри! Сейчас свое понимание реальности, но- Подвиг Советского народа, населения страны от мала до велика- навсегда останется в памяти человечества независимо от политического устройства государств! И именно это надо объяснять молодому поколению.

ольга алексеева (не проверено)
Аватар пользователя ольга алексеева

ЗА 20лет страны НАТО (европейские страны и сев.америка)нанесли колоссальный урон Ливии Ираку, Афганистану,Сирии,разрушили югославию, бомбили дважды Сербию, Боснию, спонсировали военные нелегимтные перевороты, поддерживали своих "сукиных детей"кровавых диктаторов:Саакашвили, Аристида. НАТО уничтожило более 100миллионов народов, а гитлеровская коалиция с фашистской германией и верноподданическими европейскими странами--60миллионов. Никогда-никогда нельзя верить европейским, западным странам, поэтому воспитывать детей как патриотов:любить и готовности защищать родину нужно на патриотической литературе, тех же комиксах. Именно сплоченность от детей до пожилых в тот тяжелейший период помогла отстоять нашу страну, СССР.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Очень важно то, что в заключительной части наших комментариев мы абсолютно с Вами единодушны! Спасибо!

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях