Поиск на сайте

В обществе образовался огромный культурный и нравственный вакуум

 

Недавно Госдума России пополнилась двумя новыми депутатами от Ставрополья. Причем обмен оказался, что и сказать, необычным: на место суровых мужчин – Валерия Зеренкова и Юрия Эма, ушедших работать в краевой Белый дом, пришли две молодые дамы – Ольга Тимофеева и Ольга Казакова.
С каким багажом они отправляются в столицу, в откровенном интервью «Открытой» рассказала Ольга КАЗАКОВА, которая до ухода в Москву возглавляла, пожалуй, самое нервное ведомство в крае – Министерство культуры.

 

– Ольга Михайловна, вы почти десять лет занимались молодежной политикой. И ваше назначение на пост министра культуры края многие восприняли с удивлением. Почему вдруг такой резкий разворот?
– Я бы не сказала, что это разворот. Ведь я долгое время занималась организацией досуговой деятельности. И когда мне предложили возглавить Минкультуры, передо мной как раз и поставили задачу – модернизировать, омолодить эту отрасль.
– В смысле избавиться от пожилых сотрудников?
– Ни в коем случае! Речь шла прежде всего о том, чтобы привлечь как можно больше молодых зрителей, слушателей, посетителей. Не секрет ведь, что сегодня молодежь стороной обходит библиотеки, филармонии, Дома культуры, музеи – в общем, все то, что и находится на «попечении» государства. Ребята пытаются реализоваться через альтернативные формы объединения.
И как министр культуры, пришедший из «молодежки», свою задачу я видела в том, чтобы соединить юношеский креатив и опыт людей, десятки лет отдавших культурной сфере Ставрополья.
– Можно этого добиться без «омоложения» руководящих кадров?
– Нельзя! Впрочем, дело даже не в возрасте, а в образе мышления. На Ставрополье  очень много людей, перед которыми я преклоняюсь! Вениамин Вениаминович Госданкер - наш знаменитый, легендарный музейщик. Каждый раз, когда с ним говорила, мне казалось, что я вижу ангела. Необычайно чистый, светлый человек. И в то же время, несмотря на солидный возраст, он креативный, фонтанирует новыми идеями, увлекает молодежь.
Даниил Аркадьевич Осиновский – великий дирижер. Сколько он сделал и продолжает делать для популяризации хорошей музыки! Восхищена Ольгой Васильевной Красниковой, директором музея «Дача Шаляпина», которая его превратила в культурную Мекку, эталон для всего края.
Много в крае прекрасных людей. Но, увы, в работе пришлось сталкиваться и с теми директорами, кто давно застыл на месте и не пользуется уважением даже своих коллективов.
– Правильно ли судить об эффективности работы того или иного директора, не будучи самому «человеком культуры»?
– Мне кажется, это заблуждение: культурой, мол, может заведовать только балерина или певец. Это столь тонкая сфера, где всё строится на «человеческом измерении»: понятно, каждый певец уверен, что только он своим голосом вдохновляет людей, каждый танцор, режиссер, художник считает себя лучшим на свете.
Творческие люди – эгоисты в хорошем смысле слова. А «толчок» к развитию отрасли может дать именно человек со стороны, но с управленческим, административным, государственным мышлением.
– А что реально за годы работы в правительстве Ставрополья вам удалось сделать?
– В комитете по делам молодежи – очень многое. Особенно учитывая, что эта сфера только еще начинала развиваться. Удалось создать команду и подобрать людей, которые и сейчас занимаются молодежной политикой.
Мы создали Лигу КВН, молодежный парламент, экологические, студенческие и волонтерские отряды, муниципальные учреждения по работе с молодежью в каждом районе края. И главное, что удалось сделать, – конечно, форум «Машук». Это все наше… Говорю наше, потому что на личный счет заслуги записывать не привыкла – это работа огромной команды из разных ведомств.
Особенно приятно, что сегодня «Машук» стал эталоном для всех регионов Северного Кавказа: с нынешнего года такие же форумы проводятся во всех республиках, это своего рода отборочные «ступеньки» для того, чтобы со своим проектом попасть на «Машук».
– Ну а что сделать не удалось?
– Основная проблема, с которой я столкнулась на чиновничьей работе – что в комитете по молодежи, что в Минкультуры, – это огромный, просто колоссальный «моральный» вакуум в обществе. Мы просто потеряли целых два перестроечных поколения. Тех детей, родители которых, чтобы как-то выжить, «таксовали» и «челночили». Эти дети не ходят в музеи не только потому, что им там скучно, но и потому, что родители не приучили.
– Но вернуть стране «потерянное поколение» – не слишком ли масштабная задача? Одному человеку, даже целому ведомству решить ее не под силу…
– Вернуть невозможно, но необходимо сделать всё, чтобы не потерять следующие. И для этого каждый должен на своем месте что-то делать.
Работая в Минкультуры, я в числе своих приоритетов поставила возрождение сельских клубов. В советское время клуб был центром организации всего местного сообщества: здесь и знакомились, и отдыхали, и обучались. Сейчас клубы на Ставрополье в жутком состоянии. Я все это своими глазами видела, когда весь край объездила в конце прошлого года.
Чтобы клубы «поднять», нужен 1 млрд. рублей. У края таких денег нет, у нас весь бюджет Минкультуры – 700 миллионов. Поэтому сегодня краю необходима целевая программа развития сельских клубов на ближайшие 3-5 лет.
– Можно ли проблемы культуры решить только за счет того, чтобы «залить» отрасль деньгами? Мне кажется, это однобокий подход.
– Конечно, дело не только в средствах, дело в кадрах и в желании работать для людей.  Никто и не собирается «заливать» культуру деньгами. Да и нет в бюджете таких огромных сумм. Деньги не распылять надо, а «вести» за конкретным человеком – в данном случае, за умным, креативным, прорывным управленцем.
Вот пример. Андроповской районной библиотекой заведует молодая женщина Елена Тюря. Я когда в библиотеку эту сельскую зашла, мне показалось, что попала в Санкт-Петербург! У директора и ее сотрудников современный инновационный подход к своему делу. И люди сюда хотят идти работать. Но проблема, что таких библиотек – одна-две-три на весь край, а остальные...
– Значит, не хватает «креативных» кадров. И где их взять?!
– Для начала нужно не уничтожать то, что есть. Я очень благодарна вашей газете за то, что недавно подняли проблему с ликвидацией факультета искусств в Ставропольском пединституте. Только благодаря тому, что вы не замолчали ситуацию, от этой идеи отказались.
То есть кадры для культуры – библиотекари, педагоги, экскурсоводы – они есть. Но когда молодой человек, который искренне желает что-то изменить, приходит в коллектив, где директор – диктатор, ретроград, ему ничего не надо… Конечно, у него сразу весь запал пропадает.
– Но вы за полгода работы министром никого не уволили.
– Трудно, морально трудно  увольнять людей, которые на своих местах сидят тридцать, сорок лет. Они действительно заслуженные, но просто когда-то остановились в своем развитии.
Вот посмотрите, скажем, на Пермь – сегодня она претендует на звание «культурной столицы» страны. Там сегодня биеналле современного искусства, модные галеристы, десятки выставок. Значит, сумели руководители региона создать такую микросреду, чтобы весь этот креатив был востребован!
– Всё-таки Пермь сложно сравнивать со Ставрополем – там и инвестиции другого масштаба, и менталитет у людей иной.
– Давайте по порядку. Инвестиции. Да, безусловно, нужно привлекать деньги в культуру. Так же, как в строительство или ЖКХ. Чем эта отрасль хуже остальных?! Думаете, нет бизнесменов, которые готовы вкладывать деньги в музейные или фестивальные проекты?! Их много.
Наша задача – разработать и предложить им адекватный бизнес-проект, а не просто ходить с протянутой рукой: дайте немножко денег. Надеюсь, новый министр культуры сможет продолжить работу в этом направлении.
А по поводу менталитета… Можете посмотреть на соседний Краснодарский край: точно такой же регион - аграрный, транзитный, курортный, как Ставрополье. И всегда считался по-южному консервативным. Только выставок там на порядок больше проводится, чем у нас. И молодежь охотно идет в бюджетные филармонии, музеи, концертные залы. Они смелее вовлекают молодежь, больше ей доверяют, а мы все боимся.
– А с чем на посту министра приходилось бороться? 
– С людским равнодушием, с недобросовестными застройщиками... Приносили на согласование строительные проекты, которые, убеждена, надо было нещадно «зарубить» еще на самом раннем этапе. Например, один бизнесмен захотел застеклить Колоннаду у входа в Курортный парк Кисловодска. Но это же просто кощунство!
Вообще, я убедилась, что вопросы строительства в крае – это самое проблемное место нашего Минкультуры. Например, реконструкция здания «лермонтовской» библиотеки в Ставрополе. У нее смета - миллиард рублей, из них нашли и освоили за десять лет меньше половины. Где остальное брать?! И кто вообще такую смету составлял?!
То же самое и с нескончаемой реконструкцией театра кукол. Нужно внимательно проработать сметы, если суммы необоснованно завышены, поправить и только тогда повторно начинать работу с федеральными структурами. И будучи в Госдуме, я готова подключиться к решению этих вопросов.
– Вступив в должность губернатора, Валерий Зеренков обещал, что вы откажетесь от думского мандата и останетесь краевым министром. Почему передумали?
– Честно скажу: надеюсь, что, работая на федеральном уровне, принесу больше пользы нашему краю.

 

Беседовал 
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях