Как реформировать ветеринарную службу на Ставрополье, мнение специалиста
Летом Госдума сразу в трех чтениях рассмотрела пакет поправок к федеральному закону «О ветеринарии». Уже на этапе первого чтения субъекты внесли в этот документ множество предложений и замечаний. Однако когда законопроект попал на рассмотрение в Совет Федерации, сенаторы удивились – почему мнение региональных властей в нижней палате парламента не учли?!
Очень многих сенаторов смутила норма, которая касается оформления ветеринарно-сопроводительной документации (ВСД) ветврачами. Новый законопроект предусматривает сразу три группы должностных лиц, имеющих право оформлять такие документы.
Первая – это должностные лица государственной ветслужбы.
Вторая – специалисты в области ветеринарии, которые в государственной ветслужбе не работают, но аттестованы в порядке, установленном правительством.
Третья – это индивидуальные предприниматели и уполномоченные лица тех организаций, которые производят или торгуют подконтрольными товарами (список которых устанавливает Минсельхоз России).
Сенатор Геннадий Савинов поинтересовался у представителей Минсельхоза, кто же конкретно будет нести ответственность, если в том или ином регионе произойдет эпизоотия (то есть вспышка ветеринарной инфекции). Ответа не было.
Не услышал сенатор ответа и на другой важнейший вопрос: кто именно будет подписывать допуски для специалистов третьей группы? Тем более учитывая, что сегодня в стране и так существуют две автономные ветслужбы – Россельхознадзор и департамент ветеринарии в Минсельхозе России.
Бывало, конечно, что ветеринарная служба и в советские годы «прогибалась» под власть. Был однажды такой случай. Пограничная служба задержала следовавший с территории Китая эшелон со свининой: ветврачи нашли тушки, зараженные классической чумой.
Мясо нужно было сжечь на границе, но тут поступил звонок от члена Политбюро Николая Булганина: «Поезд пропустить!» Свинину раздали в ресторанах вплоть до Красноярска... Так в азиатской части страны и появилась классическая чума, которая ежегодно уносила сотни тысяч свиней, дошла она даже до европейской части России.
Да и в наше время вводили запреты на ввоз молочных продуктов из Белоруссии или вина из Грузии. А спустя некоторое время эти же продукты снова «поехали» из-за границы в Россию. Ну а населению так никто и не удосужился объяснить, с чем был связан запрет, – то ли на территории наших братских республик были скоротечные пандемии, то ли панзоотии. Откуда теперь ждать опасность?!
Вернемся же к проекту закона «О ветеринарии», который рассматривал парламент. Фактически дополнительно к уже двум существующим ветслужбам добавляется еще одна – некие эксперты, аттестуемые напрямую в правительстве. Мне как специалисту совершенно неясно, что это за ветслужба. Неужели «карманная» для кого-то из чиновников?!
Три группы проверяющих, независящих друг от друга, – это полная путаница, да и потенциально возможная коррупция. А ведь есть еще и ветслужбы силовых ведомств, которые также занимаются экспортно-импортным контролем продукции.
Борются с эпизоотиями и ветврачи на производстве – в колхозах, на заводах, фермах. В масштабах страны это сотни тысяч человек. Но, увы, в новом варианте закона о них ни слова нет.
Говорила об этом и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко: по ее мнению, сегодня федеральная ветслужба очень плохо координирует свою работу с региональными властями.
Кроме того, не работает она даже и с законодателями: на заседании Совета Федерации, где обсуждали закон, самого председателя Россельхознадзора Сергея Данкверта не было (прислал он вместо себя заместителя Николая Власова).
В ходе дискуссии многие сенаторы и предложили принять новую версию базового закона «О ветеринарии», а не кучу отдельных «заплаток» к нему. В итоге законопроект был принят со множеством изъянов, хотя и большинством голосов.
Валентина Матвиенко поручила провести тщательный мониторинг применения норм закона в регионах страны в течение как минимум полугода. Также губернаторы вместе с сенаторами должны подготовить свои предложения, как нужно усовершенствовать закон.
Почему сегодня стал возможным такой разлад в важнейшей отрасли – ветеринарной, от которой зависит продовольственная безопасность страны?! Да во многом потому, что министрами сельского хозяйства в России были люди без профильного образования: Алексей Гордеев – железнодорожник, Елена Скрынник – врач-кардиолог, Николай Федоров – юрист, Александр Ткачев – инженер-механик...
Судя по всему, у них весьма поверхностное представление о сельском хозяйстве в целом и о ветеринарии в частности. Да и нынешний глава Россельхознадзора Сергей Данкверт имеет дипломы экономиста и инженера-механика. А ведь в ветеринарной службе без профильного образования (да еще и без практического опыта) никак нельзя!
Позвольте вспомнить опыт организации ветеринарного дела, который существовал в царские времена. Более трехсот лет тому назад первый шаг в создании государственной ветслужбы сделал Петр I. И на протяжении трех столетий она была едина: подчинение, как в армии, сверху до самого низа.
Причем до 1917 года ветслужба находилась в ведении МВД. Ведь степень ошибки ветврача очень велика. Через его руки проходит не только продукция, которая попадает на стол потребителю, но и корма для всей живности. Ошибись ветврач в определении качества – и больницы целого города могут не собрать всех заболевших! И многие такие случаи в истории известны.
Мое глубокое убеждение как специалиста – ветеринарией на всех «этажах» должны заниматься только ветврачи, а не механики и юристы. Так же как и в здравоохранении нет места людям, не имеющим медицинского образования.
А результат работы этих горе-реформаторов мы и сами видим. Если так пойдет и дальше, то очень скоро наша страна, которая еще недавно считалась самой передовой в ветеринарии, может откатиться к уровню начала XX столетия!
Добавить комментарий