Поиск на сайте

Ставропольские меценаты на общественных началах реализуют уникальный проект в поддержку Северного флота под названием «На волне патриотизма»

 
Наш степной край дал стране стольких героев-моряков, что не знать их имён  и заслуг не может всякий уважающий себя ставрополец, который гордится  своей малой родиной и людьми, её прославившими
 
 
 
Луис Мартинес - ставропольский моряк
 

Ставрополье считается краем сухопутным, но при этом тесными узами оно связано с флотом. Пожалуй, самый известный моряк - это Иван Бурмистров, командир подводной лодки, первый среди военных моряков удостоенный звания Героя Советского Союза.

Бурмистров участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканских сил. В феврале 1937 года под именем Луиса Мартинеса он принял командование одной из 16 подводных лодок ВМФ.

Субмарина получила задание перекрыть водный путь в порт Пальма-де-Майорка (он находился под контролем франкистских сил), чтобы туда не могли попасть торговые суда с провизией.

Затем Бурмистров стал капитаном субмарины, носившей имя «Исаак Перал» водоизмещением 925 тонн. Лодка патрулировала область между Кабо-Гата и Гибралтарским проливом, чтобы предотвратить прибытие на полуостров войск генерала Франко из Северной Африки.

 
Подлодка «Исаак Перал», установленная в Картахене.
 

Бурмистров стоял у руля субмарины десять месяцев, за это время она несколько раз подвергалась авианалетам. Во время очередного авиаудара лодка была сильно повреждена, однако была восстановлена и снова вернулась в строй после окончания гражданской войны.

Памятным эпизодом войны в Испании для нашего земляка стал невероятный бросок через патрулируемый врагами Гибралтар. Миновав жерло пролива, лодка радировала: «Гибралтар пройден!».

Но наибольшим своим достижением Иван Бурмистров считал охранение транспортов, перевозивших испанских детей в порты Ленинграда, Одессы, Севастополя.

После возвращения из Испании Бурмистров командовал дивизионом, а затем бригадой подводных лодок Черноморского флота. С февраля 1941 года - командир отдельного дивизиона в отряде строящихся и капитально ремонтируемых кораблей Черноморского флота. В этой должности вступил в Великую Отечественную.

После окончания Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова Бурмистров командовал отдельным дивизионом строящихся подводных лодок Балтийского флота, преподавал на кафедре тактики флота в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, затем в Тихоокеанском высшем военно-морском училище.

В 1987 году первый серийный супертраулер был назван «Иван Бурмистров». Это еще одна дань памяти Отечества достойному сыну, почетному гражданину Ставрополя, жизнь которого служит примером потомкам.

Сын прославленного подводника, Анатолий Бурмистров, был командующим ракетно-технической базой на Камчатке, стоял у истоков краевого отделения Общероссийского движения поддержки флота.

 
Герои на море из сухопутных краёв
 

Нельзя не вспомнить о Леониде Севрюкове, морском летчике, который в 1942 году совершил подвиг в небе Новороссийска. Он сбил вражеский бомбардировщик, еще один таранил, но сам погиб. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.

Посмертно получил это звание и Михаил Сотников, уроженец Кочубеевского района, который командовал катером во время форсирования речки Шпрее в Германии во время битвы за Берлин.

Дивизионом сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы в годы Великой Отечественной войны командовал ставрополец капитан-лейтенант Николай Сипягин. Он участвовал в легендарной высадке морского десанта на «Малой земле» под Новороссийском, за что получил звание Героя Советского Союза. Погиб 1 ноября 1943 года в ходе высадки десанта на Керченский полуостров.

Уроженец Минеральных Вод Василий Минаков, морской летчик, участвовал в освобождении Крыма. Геройскую звезду он получил за потопление немецкого транспорта «Тея», на борту которого находилось 3500 вражеских солдат и офицеров.

Ну и как не вспомнить о Михаиле Коробейникове из Буденновска, который служил радистом на легендарной «Щуке», в январе 1945 года потопившей десятипалубный круизный лайнер «Вильгельм Густлофф».

Сергей Зюзин, родом из Георгиевска, во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте, командовал дивизионом «морских охотников» (дозорных катеров). За блестящую организацию высадки морского десанта в порту Лиинахамари Мурманской области был награжден золотой звездой Героя Советского Союза. Уже после войны дослужился до звания контр-адмирала (выше - только адмирал флота).

Контр-адмиралы, вышедшие из Ставропольского края, - это Федор Зозуля, бывший в советские годы начальником Главного штаба, первым заместителем главнокомандующего ВМФ. Два родных брата контр-адмиралы Иван и Павел Дубягины - уроженцы Петровского района. Старший, Иван, командир атомной подлодки «К-115», в сентябре 1963 года совершил первый в мировой истории переход через Северный Ледовитый океан подо льдом. За пять дней корабль преодолел 1570 морских миль.

А Павел Дубягин был заместителем командующего пятой Средиземноморской эскадрой. Советские моряки под его командованием участвовали в двух арабо-израильских войнах (Войне на истощение и Войне Судного дня), а затем в разминировании Суэцкого канала. Тогда наша страна выступала на стороне коалиции арабских государств, в которую вошли Сирия, Египет, Палестина и Иордания.

Вице-адмирал Петр Святашов родом из Кочубеевского района, принадлежал к поколению «детей войны», работал слесарем в Невинномысске. Дослужился до командующего Средиземноморской эскадрой, был начальником штаба Черноморского флота.

 
Адмиралы, которыми гордится флот
 

Еще один легендарный флотоводец, заместитель командующего Северным флотом - пятигорчанин Борис Харченко. В 1971 году он в должности командира электромеханической боевой части атомного подводного крейсера стратегического назначения, на борту которого находилось 16 баллистических ракет, участвовал в походе подо льдами Арктики на Северный полюс.

Уже в современную эпоху из Ставрополья вышли многие прославленные моряки. Например, родившийся в Минводах контр-адмирал Геннадий Леонов, который до трагической гибели (разбился на самолете в феврале 1981 года) возглавлял разведку Тихоокеанского флота.

Не так давно морской авиацией Северного флота командовал генерал-майор Александр Отрощенко, а сегодня он - командир 45-й армии ВВС и ПВО, одного из оперативных объединений Военно-космических сил России. Это единственный генерал, вышедший из стен Ставропольского высшего военного авиационного училища, окончивший его в 1985 году. Служил на Тихом океане, на Черном море...

Ставрополец, вице-адмирал Сергей Симоненко был заместителем командующего Северного флота. В свое время командовал 3-й флотилией стратегических атомных подводных лодок в Гаджиево - пункт базирования субмарин в Кольском заливе, в сотне километров от Мурманска.

Назван он в память легендарного Магомеда Гаджиева, командира первого дивизиона первой бригады подлодок Северного флота, защищавшего Родину в годы Великой Отечественной войны и удостоенного звания Герой Советского Союза посмертно. Один из его потомков - Салаудин Гаджиев заведует отделением офтальмологии в горбольнице Ставрополя.

 
Степняки построили свой миноносец
 

Ставрополье всегда оказывало поддержку флоту. Традиция эта начинается еще с русско-японской войны, когда был учрежден «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования» (Доброфлот).

В Риге был построен эскадренный угольный миноносец «Трухменец ставропольский» водоизмещением 500 тонн, переданный Практическому отряду обороны Балтийского побережья в июне 1905 года. Использовался он в качестве минного крейсера 2 ранга, охранявшего в том числе императорскую яхту «Штандарт».

 
Миноносец «Советский Дагестан» («Трухменец ставропольский»).
 

Более 330 тысяч рублей на его постройку передали в фонд Комитета по усилению флота местные туркменские, ногайские и калмыцкие общины, отродясь не видавшие моря, за что благодарственное письмо направил им тогдашний губернатор Бронислав Янушевич.

Для сравнения, эмир Бухарский (на его деньги был построен одноименный эскадренный миноносец) выделил 1 млн. рублей, граф Алексей Орлов-Давыдов - 400 тысяч, граф Александр Шереметьев - 200 тысяч.

Казанское земство и финляндский сенат перечислили по 300 тысяч, Московское городское кредитное общество - 250 тысяч, московский Дворянский клуб - 100 тысяч. На многих квитанциях, поступивших в комитет, числилась сумма в один рубль.

За неделю до вооруженного восстания в Петрограде командование корабля «Трухменец ставропольский» принял капитан 2 ранга Лев Галлер. Позднее он перешел на сторону Советской власти, стал командующим Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1920 году крейсер был переименован в «Мирза Кучук», затем пережил еще не одно переименование, а службу закончил в Каспийской флотилии под именем «Советский Дагестан».

В 1907 году на средства Доброфлота в Германии был построен мирный, товаро-пассажирский пароход «Котик», позднее переименованный в «Ставрополь». Он был приведен во Владивосток, несколько лет использовался в качестве транспорта, а в 1931 году обращен в гидрографическое судно.

В 1932 году были созданы Морские силы Дальнего Востока (впоследствии Тихоокеанский флот), и на «Ставрополе» подняли военно-морской флаг. Корабль нес боевое дежурство в бригаде заграждения и траления в качестве минного заградителя уже под названием «Ворошиловск». Участвовал в краткосрочной войне с Японией в 1945 году, а затонул в октябре 1950 года при разгрузке мин в бухте Новик на острове Русский (Владивосток).

 
Минный заградитель «Ворошиловск» («Ставрополь»).
 
С годами дружба только крепнет
 

Со Ставропольем связано немало и других флотских традиций.

Скажем, ГУП «Крайкоммунэлектро» в 2000-х годах стало первым в крае предприятием, взявшим шефство над одним из боевых кораблей на Черноморском флоте - базовым тральщиком «Лейтенант Ильин».

В 1997 году «Ставрополем» был назван пограничный сторожевой корабль. Построен он в 1989 году и с тех пор служит на Каспии.

С 1989 года на Новороссийской военно-морской базе несет службу базовый тральщик, носящий имя «Минеральные Воды». Название это он получил после того, как администрация города в 2000 году взяла над ним шефство.

Долгое время с 1983 года в составе Каспийской флотилии числился большой ракетный катер «Буденновск», предназначенный для борьбы с малоразмерными надводными кораблями в прибрежной зоне. В прошлом году катер был выведен из расчетного состава ВМФ. Сейчас обсуждается идея установить корабль в качестве памятника-музея в Михайловске. 

 

Есть еще одна идея - создать сквер героев-подводников перед зданием завода «Нептун», который производит оптику для субмарин. Украшением сквера должна стать рубка подводной лодки с Северного флота с именами моряков-ставропольцев.

Поддержку этим начинаниям оказывает краевое отделение Общероссийского движения поддержки флота, которое возглавляет капитан первого ранга Юрий Виноградов. Благодаря ему в прошлом году, в преддверии 70-летия Великой Победы, в стенах 18-й школы Ставрополя открылся музей морской славы.

Но самая, безусловно, известная патриотическая акция связана с шефством Ставропольского края над 31-й дивизией атомных подводных лодок в Гаджиево, где, напомним, служили наши земляки Борис Харченко и Сергей Симоненко.

Дружеские связи насчитывают уже почти два десятилетия, а первый шефский десант высадился на берегах Кольского залива в 1999 году. Неизменно многие годы сопровождал его губернатор Александр Черногоров. Сегодня проект курирует губернатор Владимир Владимиров.

Два года назад на средства, собранные ставропольскими благотворителями, удалось восстановить филиал Военно-морского музея «Краснознаменная подводная лодка «К-21» в Североморске. Эта субмарина в годы Великой Отечественной войны служила защитником арктического конвоя PQ-17, на борьбу с которым Гитлер бросил отборные силы ВМФ, в частности, сверхтяжелый линкор «Тирпиц» (подлодка «К-21» торпедировала линкор в июле 1942 года).

 
Море растит своих патриотов
 

Наконец два года назад в крае по инициативе общественного деятеля Николая Савостина и при поддержке губернатора создан молодежный воспитательный проект «На волне патриотизма».

Главной своей задачей участники проекта считают воспитание у молодежи патриотизма, любви к Отечеству, к его многовековой истории и культурному наследию. Цель общественников - вырастить достойных граждан России, чувствующих всю меру собственной ответственности за свою Родину.

Каждый школьник, каждый студент должен понимать, какой огромный труд надо проделать ему во имя светлого будущего, во имя процветания Отечества. И воспитание подрастающего поколения проходит на достойных примерах и славных традициях армии и флота.

В рамках проекта был заключен договор между краем и 31-й Краснознаменной дивизией атомных ракетных подводных крейсеров Северного флота. Объект шефства выбран неслучайно - Николай Савостин сам проходил военную службу на Северном флоте и поддерживает теплые дружеские связи с 31-й Краснознаменной дивизией.

За время существования проекта прошло много мероприятий, но самое яркое из них - акция «Школьники Ставрополья на волне патриотизма!» Мероприятие было приурочено к 110-й годовщине подводного флота России и проводилось исключительно на средства спонсоров.

Так, весной этого года ставропольская делегация из 33 человек посетила в Мурманской области войсковые части и соединения Краснознаменного Северного Флота. Лучшие из лучших, победители военно-патриотической игры «Зарница», лично увидели новейшие образцы российского вооружения - подводные лодки, крейсеры, морскую авиацию. Ребята приняли участие во встречах с моряками-подводниками - Героями России.

Да и кто вообще должен рассказывать о патриотизме, как не настоящие герои! Можно без конца сыпать высокими словами, но сила в действии. В общественной организации как раз и создают нужную для патриотизма почву.

Сегодня организаторы проекта готовятся к очередной поездке на Северный флот в конце июля, ко Дню ВМФ, а в состав делегации, как и прежде, войдут талантливые дети.

 
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»
 
Подробнее о проекте «На волне патриотизма» на страницах «Открытой» в одном из ближайших номеров расскажет его руководитель Николай Савостин.
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях