Поиск на сайте

 

В настоящее время тариф на перевозки в поездах пригородного сообщения в Ставропольском крае самый высокий на Юге России. Почему?

 

 

Не секрет, что пассажирские перевозки в пригородном сообщении являются планово-убыточным видом деятельности, поддерживаемым перекрестным субсидированием за счет финансовой деятельности компании ОАО «Российские железные дороги».
Опыт европейских стран показывает: потери на железнодорожных перевозках в пригородном сообщении покрываются государствами за счет дотаций, когда осуществляется государственный заказ на перевозки по социально-значимым маршрутам.
А что происходит у нас, в Ставропольском крае?
Как удалось выяснить, проблему решить здесь, к сожалению, пока не удается. Потери ОАО «РЖД» от этого вида перевозок в 2007 году только по Ставропольскому краю составили 335 млн. рублей, а в 2008 году, по предварительным подсчетам, превысят 390 млн. рублей.
В настоящее время эксплуатационные расходы еще больше возросли за счет подорожания топлива и электроэнергии, запчастей и материалов верхнего строения пути.
Износ вагонов электричек достиг критического уровня. И если прибавить еще и расходы на ремонт подвижного состава (обновление только одной электрички повышенной комфортности обходится ОАО «РЖД» в 40 миллионов рублей!), то можно предположить повышение стоимости проезда в поездах пригородного сообщения.
Хотя на самом деле этого может и не произойти. Но только при условии, что краевые органы власти полностью компенсируют убытки в пригородном сообщении из краевого бюджета в соответствии с федеральным законодательством.
Пока этого не происходит. Не хотят они становиться и учредителем совместной компании, осуществляющей пригородные пассажирские перевозки, чтобы разделить эксплуатационные затраты и совместно с ОАО «РЖД» участвовать в проведении тарифной политики. Только один пример.
По договоренности с краем железная дорога должна приобрести два рельсовых автобуса взамен дизель-поездов для курсирования на участке Минводы-Буденновск при условии выделения средств из бюджета края.
Не дожидаясь выделения средств, железнодорожники поставили в мае один рельсовый автобус. Возникает вопрос: будут ли выполняться обязательства со стороны края? Время покажет…
В то же самое время на других дорогах страны совместные компании давно к взаимной пользе успешно действуют. Например, в Волгоградской и Ростовской областях. А в Ставропольском крае этого не происходит.
Еще в 2006 году было определено, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным транспортом отнесена к расходным полномочиям субъектов РФ (статья 26.3 подпункт 12 пункта 2 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ»).
Более того, в соответствии с Программой структурной реформы железнодорожного транспорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384, с 2010 года организация пригородных пассажирских перевозок будет осуществляться на основе государственного заказа субъектами в соответствии с разграничением полномочий. Убытки от пригородных перевозок перестают субсидироваться за счет финансовой деятельности ОАО «РЖД».
Органам государственной власти субъектов тем же постановлением рекомендовано обеспечить полную компенсацию потерь железнодорожников. Если же из бюджета субъекта не будут выделяться средства на возмещение соответствующей части убытков перевозчика, то тарифы должны устанавливаться на уровне экономически обоснованных затрат.
С 2009 года правительство Ставропольского края как заказчик пригородных перевозок должно будет определять социальные маршруты движения пригородных поездов, заключать с перевозчиком государственный контракт и устанавливать тариф, доступный для пассажиров. Но если тариф будет ниже, чем себестоимость, и перевозчик будет нести убытки, то правительство края как заказчик обязано компенсировать их!
К сожалению, приходится констатировать: правительство Ставропольского края в течение пяти лет не предусматривает в краевом бюджете денежных средств на компенсацию потерь ОАО «РЖД», возникающих в результате государственного регулирования тарифов, и железная дорога из года в год несет огромные финансовые потери.
По сути, правительство Ставропольского края заняло позицию стороннего наблюдателя в части исполнения федерального законодательства по данному вопросу.
Необходимость получения компенсаций за пассажирские перевозки из бюджетов разных уровней поддержана Президентом Российской Федерации. Он неоднократно говорил, что пассажирские перевозки в пригородном сообщении должны компенсироваться не из карманов граждан, а из бюджетов.
На федеральном уровне еще в 2007 году принято решение о включении 10,9 млрд. рублей в федеральный бюджет для частичного покрытия убытков от дальних пассажирских перевозок.
Однако в настоящее время политика правительства Ставропольского края направлена только на экономию бюджетных денег. Вот почему тарифный вопрос будут решать перевозчик и пассажир, один на один. Учитывая, что пригородные перевозки приносят перевозчику многомиллионные убытки, а правительство края отказывается его дотировать и предоставляет право самостоятельно устанавливать тариф, нетрудно догадаться, что в ближайшее время в Ставропольском крае тариф на проезд в поездах пригородного сообщения вырастет в 2-2,5 раза.

Владимир АРДОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий