Поиск на сайте

Закон о «совершенствовании правового положения» курортов и лечебно-оздоровительных территорий может поставить жирный крест на будущем Кавказских Минеральных Вод

 
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы РФ правительством в июле этого года. Документ этот не просто объемный, а концептуальный, поскольку предполагает изменения в целый ряд существующих законов. Например, в Земельный, Градостроительный, Водный, Лесной кодексы, федеральные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды»...
Несмотря на то, что в первом чтении закон был принят еще в сентябре, ставропольских сенаторов и депутатов в Госдуме РФ, а уж тем более краевых депутатов в этой борьбе за будущее курорта не видно и не слышно. Их, кажется, вообще не существует, когда речь заходит об интересах края.
Между тем отзыв на законопроект, заслуживающий внимания всех, кому не безразлично будущее Кавказских Минеральных Вод, подготовил комитет по социальной политике Совета Федерации.
 

Отзыв представляет со бой констатацию фактов и свод тезисов, лишенных эмоций. Но если обобщить все замечания комитета, картина будущего ставропольских курортов, да и не только их одних, представляется очень и очень печальной, если не трагической.

Так, в пояснительной записке правительства не отражена цель изменений в Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», касающихся ликвидации действующей системы разделения курортов на федеральные, региональные и местные. Правительство предлагает наделять статусом территории лечебно-оздоровительной местности или курорта лишь тогда, когда они расположены в границах двух или более регионов, что никак не стыкуется с элементарной логикой.

Под это определение подпадает единственный в России курортный регион – КМВ, в остальных случаях потребуется решение региональных исполнительных властей. Из обоймы федеральных курортов выпадают курорты Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик), Белокуриха в Алтайском крае, Крым всем полуостровом и ряд других.

Разрушение сложившейся системы автоматически лишает курорты государственного регулирования. Какая неразбериха может начаться при этом, можно представить на примере одного Краснодарского края, где имеется 18 курортных территорий, из них три федеральные, три краевые и 12 местного значения, и каждая со своей программой развития.

Для всех курортов, кроме КМВ, правительство предлагает отдать регионам на откуп утверждение описания местоположения их границ и установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Совершенно необоснованно предлагается заменить подробный перечень природных лечебных ресурсов расплывчатой формулировкой, а также исключить само понятие «курортного региона». Тут уже наравне с Краснодарским краем, Крымом, Севастополем прямо затрагиваются интересы КМВ.

Установление первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны предполагается ввести исключительно для сбережения природных лечебных ресурсов, содержащихся в недрах и расположенных в местах неглубокого залегания. В границы второй зоны включаются территории, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральных вод и озер, лиманам.

Получается, что многие курорты, имеющие другие природные лечебные ресурсы, например, морские или климатические, вообще лишаются санитарной (горно-санитарной) охраны. К чему приведет это, догадаться несложно: курорты еще больше подвергнутся бесконтрольной застройке, экологии будет нанесен непоправимый ущерб, разрушится система санаторного обслуживания, в итоге страна потеряет множество красивых уголков, пригодных для оздоровления и путешествий.

Но даже там, где сохранятся охранные зоны, их новая формулировка приведет к резкому снижению уровня защиты курортов и лечебно-оздоровительных местностей, поскольку не предполагает защиту самих территорий, а только расположенных на них ресурсов.

Авторы законопроекта забыли, что кроме лечебных источников на КМВ имеются питьевые галереи, бюветы, ванные, парки, санатории, курортные поликлиники. Без защиты территории, на которых они расположены, вся эта сложная инфраструктура при коммерческой хватке наших мэров очень скоро потеряет свое истинное предназначение.

Исключаются из законодательства такое важное положение, как установление правительством РФ таможенных, инвестиционных льгот, стимулирующих сохранение и развитие курортов.

Под нож пустили положения о государственной политике и координации деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, которые должна осуществлять специально уполномоченная российским правительством структура. Иными словами, страна не нуждается больше в разработке федеральных программ развития курортов, в организации научных исследований в этой сфере.

Краснодарский край имеет более 900 км побережья на Черном и Азовском морях, Крым - более 800 км, при этом большая часть их не освоена. Россия, в отличие от многих стран, имеет уникальную возможность создавать новые курорты. Правительственный законопроект этой возможности страну лишает начисто.

Выпадают из действующего законодательства такие положения, как определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения, регулирование в сфере использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов. В частности, это противоречит разрабатываемой ныне в Совете Федерации законодательной инициативе по введению курортного (туристического) сбора, о чем ставропольские власти мечтают уже лет двадцать.

Органы местного самоуправления не смогут участвовать в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, в составлении генеральных планов развития курортов, во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение инвестиций, а также в создании, развитии и обеспечении охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Вычеркнули авторы законопроекта норму о том, что реорганизация санаторно-курортных организаций возможна только с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации, что и без того пессимистическую картину превратит в откровенно трагичную. 

Так, с 2000 по 2012 год число санаториев, профилакториев и пансионатов с лечением сократилось с 2388 до 1905, то есть на 20%. Еще заметнее за тот же период уменьшилось число загородных детских оздоровительных учреждений - с 3300 до 2400 (27%).

В России сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, памятники истории и культуры, действует отечественная школа курортологии с глубокими научными исследованиями и оригинальными методиками. Все это говорит о том, что курортная и туристическая отрасли имеют все шансы на развитие. Однако предложение на санаторно-курортное лечение, по данным Минздрава РФ, составляет лишь треть от спроса.

Если верить пояснительной записке правительства, проект закона преследует исключительно благие цели. Да и как иначе, мол, речь идет о делах государственной важности, - наведении порядка в использовании земельных участков, расположенных в границах курортов, совершенствовании системы планирования и зонирования территорий, обеспечении общественных интересов в охранных и защитных зонах.

В окончательной версии, как говорят, законопроект хотят принять до конца года. Оно и понятно: лоббирующие его дельцы спят и видят, как поскорее бы на курортных землях и собственности упрочить собственное состояние.

Если это произойдет, курортное дело на КМВ лет за пять-десять обрушится окончательно и бесповоротно. Именно к такому выводу пришли в Совете Федерации. Заметьте, даже не местные экологи-общественники, которых власть при каждом удобном случае обвиняет в сгущении красок и передергивании фактов.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях