Поиск на сайте

Бороться с радикалами в мусульманской среде Ставрополья будут неоднозначными методами

 

Пятничные проповеди в мечетях Ставрополья, которые читаются перед намазом, должны быть едины. Их тематику и тексты (хутбы) будут разрабатывать опытные богословы, работающие в аппарате краевого Духовного управления мусульман (ДУМ), а затем рассылать во все мечети Ставрополья. Они будут касаться самых актуальных вопросов жизни общества.

Кроме того, предстоит ввести единые стандарты религиозных обрядов на всей территории региона, поднять уровень образования у служителей культа, помочь в подготовке специалистов с глубоким знанием религии.

Обо всем этом шла речь на недавней встрече муфтия края Мухаммада Рахимова с имамами Ставрополья. Жаловались сельские имамы Рахимову на то, что им сложно писать проповеди. Как правило, это люди, не имеющие высшего религиозного образования.

На эти посты избираются учителя, фермеры, предприниматели. То есть должность имама – это общественная нагрузка к основной работе. И если сельская община (джамаат) не поддерживает имама материально, то думать он будет о том, как добыть кусок хлеба для своей семьи, а не о вопросах ислама.

«Наши имамы в поле работают, а потом идут в мечети и читают проповеди», – сетует Мухаммад Рахимов. А при этом еще и на переднем крае борьбы за души верующих, каждый день они должны общаться с паствой.

И помимо этого проводить религиозные обряды, требующие досконального знания исламских предписаний – будь то рождение ребенка, обрезание крайней плоти (суннат), бракосочетание (никях) или погребение (джаназа).

Сельский имам должен быть во всем примером, ведь не зря на общей молитве (намазе) он стоит впереди всех прихожан. Но приходится ему богословскую работу совмещать еще и с работой юриста, строителя, третейского судьи и даже сотрудника загса. А еще и оратором желательно быть отменным: часто приглашают их сельские администрации на встречи с призывниками, студентами, школьниками...

У православных священников, говорит Рахимов, – иная стезя: поддержку своих приходов они получают за счет продажи свечей и прочей церковной атрибутики. А у имамов такой возможности нет. В соседних республиках Северного Кавказа, где муфтияты богаче, они могут себе позволить финансово помогать имамам.

На Ставрополье, увы, этого пока нет. Духовное управление еще слишком молодо, да и не такое большое, как в соседних регионах. Хотя и проводит для сельских имамов курсы арабского языка (без этого сложно называть себя знатоком ислама), учит тонкостям обрядовой практики.

Теперь вот вместо имамов будут еще и писать проповеди. Кстати, это вовсе не ставропольское ноу-хау. Еще два года назад «унифицировать» проповеди решили в Египте и Киргизии, а также в Татарстане, крупнейшем исламском регионе страны. Причем татарские религиозные власти не скрывают, зачем на самом деле это сделано – отсечь радикалов.

Сегодня в республике помимо «официальных» мечетей функционируют и те, которые считаются радикальными. Ставропольский муфтий тоже не раз получал открытые угрозы, и как-то в интервью «Вестям недели» признался: «Я один, как в поле воин, который простреливается со всех сторон».

Чтобы читать проповеди, муфтият активно зовет известных духовных лидеров со всей страны. Так, в соборной мечети Пятигорска (она считается главной для мусульман края) только в прошлом году выступали муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, заместитель муфтия Чеченской Республики Усман Садыков, заместитель муфтия Карачаево-Черкесии Мухаммад Эркенов, имам-хатыб соборной мечети Нальчика Хизир Отаров.

Но можно ли бороться с радикалами исключительно проповедями?! Ну вот представьте далекий аул. Приходит на пятничную молитву молодой человек и слушает имама, который по бумажке зачитывает проповедь – некие общие слова об отказе от насилия и про патриотизм...

А следом к этому парню подходит вербовщик и начинает уже на ухо нашептывать совсем другие слова. Конечно, не по по бумажке, присланной из некоего «центра», а психологически грамотно подбирая такие лозунги, которые дойдут до конкретного «адресата». Как вы думаете, за кем пойдет этот молодой человек?

В большинстве своем сельские имамы на Ставрополье – это люди в возрасте, которые в глазах активной исламской молодежи, увы, уже не выглядят непререкаемыми авторитетами. Мухаммад Рахимов, безусловно, прав, что надо повышать уровень образования у нынешних служителей культа.

Но нужен и приток свежей крови, нужны молодые имамы, которые своим живым примером будут заряжать паству не на радикализм, а на позитивные дела. Только где их взять, похоже, в муфтияте не знают. А потому и ограничиваются полумерами, которые эффекта не дадут.

 
Сергей ЕВСЕЕВ
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий