Поиск на сайте

В краевой библиотеке им. М.Ю. Лермонтова прошли тринадцатые по счёту Сургучёвские губернские чтения, в очередной раз подтвердившие: интерес к духовному наследию нашего талантливого земляка, прозаика, драматурга, публициста только растёт

 

Нынешние чтения в некотором роде стали юбилейными - в этом году исполняется 135 лет со дня рождения Ильи Дмитриевича Сургучева, и традиционно уже их ведущим выступил доктор филологических наук Александр Фокин. К слову, в Ставрополе сегодня есть только два человека, которые влюблены в своих героев настолько, что регулярно проводят чтения, посвященные им, - это профессор Вячеслав Головко с Яковом Абрамовым и Александр Фокин с Сургучевым.

Уже в фойе гостей встречала выставка, посвященная писателю. Гостям показали личные вещи Сургучева, переданные краеведческому музею его внучкой Татьяной Николаевной Ильинской, - личная печать, твидовая английская панама, фотографии, театральные программки, подборка газетных вырезок с рецензиями на постановки пьес.

Однако центром экспозиции стали, конечно же, книги - о судьбах русской литературной эмиграции, о Сургучеве и его собственные произведения, изданные в разное время, в разных странах, на разных языках. Среди них пьесы «Осенние скрипки» и «Реки вавилонские», роман «Ротонда», повести «Детские годы императора Николая II», «Черная тетрадь», «Мельница», «Губернатор». Отрывком из «Губернатора» - произведения, сделавшего писателя известным, - актеры литературно-музыкального театра «Гармония» Елена Днепровская, Игорь Барташ, Илья Калинин и открыли Сургучевские чтения.

Приятно удивило присутствие известных в крае дам, как оказалось, больших поклонниц творчества Сургучева - вице-премьера краевого правительства Ирины Кувалдиной, министра культуры Татьяны Лихачевой и ректора Ставропольского государственного педагогического института, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Редько. Любопытно, что Ирина Кувалдина в свое время много лет проработала в четвертой школе Ставрополя - ее здание до революции принадлежало духовному училищу, выпускником которого был Илья Сургучев. Сегодня в школе организован музей писателя.

Все делились о своем знакомстве с Сургучевым - трогательно, искренне, но и это, скорее, частность. А общим в их словах было то, что пройти мимо Сургучева нельзя, потому что в книгах писателя есть многое, что наполняет душу и сердце каждого из нас, но о чем мы порой просто не догадываемся. Такой вот простой и доступный ключик к собственному внутреннему миру, богатому, но не раскрытому, - томик писателя.

И еще одна важная мысль прозвучала из уст выступающих: без знакомства с  очерком писателя «Китеж» едва ли можно постичь огромное духовное богатство старого Ставрополя - города, который мы сохранили для себя в том числе и благодаря Сургучеву.

Родным, милым, самым прекрасным и цветущим городом на земле называл Ставрополь Сургучев, воспевая его во всех своих произведениях: «Климат божественный, излечивалась даже чахотка, тишина, покой, никаких фабрик и заводов, только мельницы... Квартиры-особнячки с садиками: умирать не надо…»

Александр Фокин рассказал, как его к писателю привела доктор филологических наук, старейший профессор СКФУ Людмила Егорова. Однако сама Людмила Петровна пальму первенства отдала сотрудникам краевой библиотеки им. Лермонтова, которые имя писателя извлекли из небытия еще в те годы, когда о нем говорили если не с ненавистью, то уж точно с интонациями большого скепсиса. Вопрос, печатать ли Сургучева в журнале, решался на уровне секретаря крайкома - на дворе, между прочим, шел 1991 год.

Отрывок из очерка «Детство императора Николая II» прочитал Паша Криворучко, ученик 39-го лицея. В каком классе учится этот славный, с огромным талантом, мальчишка, не объявили, но на вид ему лет одиннадцать. Чтобы читать так проникновенно, надо не только быть актером, надо еще знать внутренний мир русского классика, которым, без сомнения, является Сургучев. И как-то сразу соединились времена былые,  царские, и наши, полные какой-то необъяснимой тоски по прошлой жизни.

И еще: этот парнишка, заслуживший самые громкие аплодисменты, своим выступлением поставил точку в спорах, стоит ли Сургучева учить в школах. Стоит, еще как стоит!

«За эту книгу, повторяю, меня проклянут на всех радикальных соборах. Ну и черт с ними!» - так о «Детстве императора Николая II» писал Сургучев своему давнему товарищу по Ставропольской духовной семинарии, эмигранту Давиду Чубову в 1952-м. Как видим, история распорядилась иначе. Сегодня повесть напечатали десятки издательств, столичных и провинциальных.

О творчестве и жизни писателя размышляли присутствующие на чтениях представители Ставропольской епархии.

Почему Сургучев не пошел пастырским путем, ведь и молился, и постился?

Что вообще могло связывать его с кощунником, предвестником революции Горьким? Именно под влиянием Горького, стоит сказать, произошел взлет начинающего ставропольского писателя Сургучева в качестве беллетриста, а позже и драматурга.

Как мог человек, изрекший: «Стоит, как град Петров, Россия, и никакие врата адовы не одолеют ее», приютить в своем доме Сталина, когда тот со своими криминальными подельниками после неудачного набега на банк оказался в доме Сургучевых и нашел приют?

Речь идет о статье в мюнхенском журнале «Грани» Владимира Унковского, лечащего врача Сургучева. Долгое время Унковский хранил рассказ Сургучева о Сталине в тайне и только в старости отважился напечатать его. Впрочем, был ли Сталин в 1905 году в Ставрополе и работал ли поваром в гостинице отца Сургучева, удивляя постояльцев ароматным шашлыком по-карски, вопрос, над которым нашим краеведам еще стоит подумать.

Весной 1915 года Сургучев оказывается в зените славы: «Осенние скрипки» ставят сначала Московский Художественный театр и берлинский Лессинг-театр, затем пьеса с триумфом идет на всех сценических площадках России - от Хельсинки и Риги до Одессы и Тифлиса. Ее переводят на шведский, латышский, финский, немецкий, украинский, польский, чешский, французский, английский языки.

Шли «Осенние скрипки» в конце минувшего века и на сцене Ставропольского драмтеатра. И вот после долгого перерыва театр вновь обратился к творчеству Сургучева - на этот раз к пьесе «Игра», ставит которую столичный режиссер Алексей Чернобай. Премьера состоится 19 марта, не пропустите!

Два года назад в библиотеке был презентован первый том собрания сочинений Ильи Дмитриевича Сургучева, в который вошла большая коллекция его писем современникам, телеграммы, заявления, анкеты Сургучева с 1906 по 1944 год - всего около двух сотен документов, и более трети из них опубликованы впервые. Каждый снабжен подробным комментарием.

Изданный том сочинений задумывался как начало большого открытого проекта, книг на десять-двенадцать. Но… продолжения не последовало. Смеем ли надеяться мы на новые книги?

Между тем поклонники таланта писателя без сюрприза не остались. На днях в свет вышел «Парижский дневник. 1940 - 1945» Ильи Сургучева.

Кстати, как жилось тогда нашему земляку в блистательном и аристократичном Париже? Да вот ответ его: «Мы живем тут в отвратительной, убогой и мелко-провинциальной обстановке».

Свой маленький Париж должен быть у каждого. Для Ильи Сургучева им был маленький провинциальный городок с греческим названием.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий