Поиск на сайте

Начинающая оперная певица пятигорчанка Илона Пилипенко учится в итальянской консерватории.

Недавно в Ессентуках состоялся её первый сольный концерт. В сентябре она выступит в Праге

 

Лето. Большой актовый зал Ессентукской детской музыкальной школы полон, несмотря на школьные каникулы. На сцене маленькая хрупкая девушка – начинающая оперная певица Илона Пилипенко. Пятигорчанка. Выпускница московского ГИТИСа. Студентка консерватории итальянского города Больцано.
«Благородство большого сердца» Моцарта, ария Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова, романс Сергея Рахманинова «Здесь хорошо», ария Илоны из оперетты «Цыганская любовь» Легара, «Песнь Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Бесплатный концерт для знакомых, друзей и близких, а их набрался полный зал.
Сегодня концерт в Ессентуках, а через пару месяцев – ее первые в жизни сольные концерты в Чехии. С будущей звездой мировой оперы беседовала корреспондент «Открытой» Елена Суслова.

 

– Илона, для того, чтобы стать оперной певицей, нужно, наверное, с детства об этом мечтать?
– Я с самого детства была очень скромной, ни о какой опере и не мечтала – просто всегда что-то напевала. А когда пришло время подумать, решила для себя, что это будет мюзикл. Поэтому и поступила в ГИТИС, где есть факультет музыкального театра...
На последних курсах ГИТИСа я решила, что буду брать более крупную форму, что я смогу. Я поняла, что нужно брать специального педагога, чтобы заниматься классикой. Пою я десять лет, но только пять из них занимаюсь серьезной музыкой.
– Что удалось сыграть за время учебы?
– Я играла только мюзиклы. По финскому эпосу – мы даже ездили с ним в Финляндию. Финнам очень понравился мюзикл, они писали о спектакле в своих газетах. Потом я играла Альдонсу в мюзикле «Дон Кихот» (на музыку Митча Ли). Венгерский композитор Легар, мюзикл «Цыганская любовь», я играла Иоланту. Мне хотели дать роль Илоны, но тогда мой голос еще не был к ней готов. Сейчас я уже включила партию Илоны в свой сольный концерт. На самом деле огромное количество спектаклей, большой опыт. И я очень благодарна за него ГИТИСу.
– А как вы принимали решение поехать учиться оперному искусству в Италию? С семьей?
– Решение принимала Илона сама (в разговор включается папа Илоны – Павел Александрович Пилипенко), потому что Илона – самостоятельный и очень умный человек. С самого детства у меня к ней доверие абсолютное. От нее я узнал очень многое в жизни музыки. Практически все известные сегодня оперные певцы учились оперному искусству в Италии. Поэтому и выбора у нас, куда ехать учиться, фактически не было.
– Да, именно поэтому я выбрала Италию. Сначала договорилась о занятиях с итальянским тенором Мирко Гуадонини (к разговору вернулась Илона), и ездила к нему заниматься периодически из Москвы. Я еще не была уверена в том, что смогу петь оперу.
Как я сейчас понимаю, мой голос тогда был еще в ужасном состоянии. Это все идет от языка и от непонимания, что оперный голос не обязательно должен быть большим, важнее, чтобы он был полетным, чистым, слова при этом должны быть понятны. Опера – это тот же спектакль, только в музыке.
– Илона, каким вы видите свое будущее? Ведь оперное искусство – жанр высокого уровня, и не в каждом городе имеются оперные театры. А в Большой и Мариинский театры пробиться не просто.
– Мне сейчас трудно об этом рассуждать. Ведь я училась петь не в России, а в Италии. И мне сейчас понятнее, как применить себя где-то в Европе. Я уже начинаю там быть востребованной, там я зрителям нравлюсь и им понятна, потому что говорю с ними на одном языке. Но я продолжаю учиться в консерватории у педагога с таким же голосом, как и мой (лирико-колоратурное сопрано). Имя моей наставницы – Сабина фон Вальтер, она немка, очень известная певица в Европе. В городе Больцано, где я живу, на границе с Австрией, немцев-тирольцев большинство – 70%. Так что я учусь тоже в немецком классе.
– Вам долго еще учиться?
– Я поступила на «тренио» – учиться буду всего три года. Уже год отучилась. Но до этого я еще полтора года брала частные уроки. В нашей консерватории сейчас есть два варианта получить образование – старый порядок и новый порядок. Новый порядок – это три года, плюс два года. Три года – это ты получаешь диплом, как после нашего музыкального училища. И еще через два года получаешь диплом, аналогичный нашему диплому консерватории. Плюс еще у них есть докторат.
– А докторат он, вообще, певцам нужен?
– Например, у другого моего педагога, Мирко Гуадонини, нет диплома, но он известный на Западе певец. У великого Паваротти вообще не было музыкального образования. В искусстве так вообще – как карты лягут.
Но ведь учеба концертам не мешает, хотя в творчестве наверняка пригодится. Я в сборных концертах участвую уже давно, начиная с Москвы.
А вот мой первый пробный сольный концерт состоялся на родине – в Ставропольском крае, в Ессентуках, чему я очень рада. После этого дебюта я буду увереннее чувствовать и чешских слушателей. 28 сентября у меня пройдет сольный концерт в Праге, в Кайзерштенском дворце.
– Кто содействовал организации этого концерта?
– Мои педагоги, которые не просто поверили в меня и в мой голос, но и убедили, что все с оперой у меня получится. Даже несмотря на то, что в Москве мне долгие годы говорили, что с моей конституцией трудно будет добиться в опере чего-то (Илона – хрупкая девушка – Прим. авт.).
– А почему в Праге вы будете выступать под фамилией Павлова, а не под собственной? Или это уже ваше новое творческое имя?
– Именно так – творческое имя, к которому в меру простоты его произношения более восприимчиво ухо западного слушателя. В отличие от нынешней «родной» фамилии. Впрочем, Павлова – самая что ни на есть родная, ведь так зовут моего отца, который очень много сделал для того, чтобы я стала певицей. Я ему благодарна, я его очень люблю. И вообще, я «папина дочка».
– А папа готов к тому, что его дочь – будущая мировая звезда? (Я обращаюсь к папе Илоны – Павлу Александровичу.)
– Я в этом просто уверен. Как же много и упорно трудится этот мой маленький человечек... Она всегда добивается поставленной цели.
– Илона, на концерте вы поете не только на русском языке, но и на немецком, итальянском, чешском, французском. Вы заучиваете только тексты арии или знаете и понимаете язык, на котором поете?
– И знаю, и понимаю, абсолютно все языки я учила сама. Даже орфографию. Еще знаю украинский, поэтому легко было освоить чешский. Это близкие языки.
– Когда на концерте подряд идут арии на разных языках, эмоционально трудно перестраиваться? Или же вы подбираете к концерту близкие по эмоциональному настрою произведения?
– Конечно, я думаю о том, к какой эпохе относится музыка, что было главной задачей автора. Как меня научили в Италии, я каждое произведение разбираю очень долго. Вначале сольфеджио (музыку), потом текст, на каком бы языке он ни был написан. Если это ария из оперы, слушаю несколько вариантов всей оперы. Когда пою даже короткую арию, я знаю, кто моя героиня, ее характер, судьбу.
– Папе ваша учеба в Италии дорого обходится?
– Учеба в Италии стоит в два-три раза дешевле, чем если бы такое же образование я получала в России. Если вам интересно, то на русские деньги это 24 тысячи рублей в год. У нас есть знакомый из Белоруссии, который учится по гранту в университете Австрии всего за 16 долларов в год. Так что учиться там намного дешевле, дешевле обходится и питание. И намного лучше условия для студентов.
– А как вы собираетесь строить свое творческое будущее в Европе?
– Вот такие концерты, какой у меня будет в Праге, помогают найти певцам своего агента, который организует творческую деятельность артиста. Для тех, кто не знает, как функционирует мир оперы в Европе, подскажу, что агенты помогают певцам устроиться на работу, заключить контракт с оперным театром, получить партию в оперном спектакле, планируют сольные концерты по всему миру.
– А что труднее – спеть партию в оперном спектакле или дать сольный концерт?
– Спеть в концерте и спеть в опере – это две разные вещи. Концерт, конечно, сложнее. Ведь здесь собраны разные по стилистике произведения. Чистого пения в одном концерте может быть, например, как у меня это было, 45 минут. Если же я буду петь в оперном спектакле, то это могут быть одна-две арии и несколько ансамблей. Тогда мое пение будет длиться всего 20 минут на всю оперу. Есть некоторые оперы, которые легче для пения, – барочный (от стиля барокко) Моцарт, например. В целом, оперу спеть гораздо легче, чем спеть концерт.
– В мире музыки не считают ваш возраст (27 лет) слишком ранним для оперного искусства?
– Еще десять лет назад это было бы очень рано. А сейчас меня в Европе никто не воспринимает как юное дарование, возраст для оперной певицы нормальный. Более того, как считает один из учителей, мой возраст – самый лучший для оперной музыки. Я сама чувствую, что сейчас для меня лучшее время. Я раскованна и уверена в своих силах.
– Меня все-таки огорчает, что вы не связываете своего будущего со своей страной.
– Дело в том, что в русской классической опере для моего голоса почти нет произведений. Разве только Рахманинов и Римский-Корсаков. Конечно, жаль, что в оперном искусстве в России все не так устроено, как в Европе. Там давно нет штатных театров, вернее, есть, но очень мало. Там актеры работают по контрактам.
У нас в России оперных контрактных театров просто нет. Как работали в театрах одни и те же сопрано десять лет назад, так и работают. И почти нет возможностей для начинающих.
Но огорчаться не надо. Я всегда буду с удовольствием приезжать в Россию с концертами, когда меня позовут. После Праги планирую вернуться на Кавказские Минеральные Воды и выступить с благотворительным концертом перед детьми из детских домов.
Хочу поблагодарить администрацию Ессентукской детской школы искусств за предоставленный для моего выступления зал. Несколько неловко было устраивать концерт среди каникул и летних отпусков. Очень признательна мэру города Ессентуки Ларисе Писаренко за предложение организовать мой благотворительный концерт. И хочу поблагодарить всех тех, кто пришел на мой вечер.

 
 
Беседовала
Елена СУСЛОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях