Поиск на сайте

 

Песня о том, как «в городском саду играет духовой оркестр», в Кисловодске неактуальна. В лечебном парке музыки не слышно давно

 

 

Кисловодский парк - жемчужина курорта. Чистейший воздух, запах хвои, аромат цветущих лип, нарзанная галерея, аллеи, терренкуры, рокот реки Ольховки - все это превращает обычную прогулку по парку в лечебную и необыкновенно приятную процедуру.
Именно сюда устремляются в поисках прохлады уставшие от жары люди. Прогуливаются по аллеям, любуются зелеными кронами деревьев, играют на скамейках в шахматы, нарды и шашки.
Раньше культурная программа была более насыщенной: курортники каждый вечер танцевали на площадках под звуки духовых оркестров и слушали концерты в тенистой прохладе парка. Сегодня в Парке культуры единственный вид культурного отдыха - настольные игры.
В разгар курортного сезона отдыхающие могут наслаждаться музыкой только в душных залах санаториев.
В городском парке царит тишина, а эстрадные площадки зарастают мхом и травами
Этот маленький южный городок стал важной частью моей жизни. В первый год Великой Отечественной войны здесь базировалась Ростовская-на-Дону военно-музыкальная школа, воспитанником которой я был. Позже уже в качестве дирижера ставропольского военного училища я каждый год приезжал с оркестром в город-курорт, и мы проводили «сезоны» в знаменитом кисловодском Парке культуры и отдыха.
Тогда представить парк без музыкальных вечеров было просто невозможно. А сегодня тишину аллей нарушают только пение птиц да изредка звуки мелодий, которые наигрывают на инструментах профессиональные и не очень музыканты, приезжающие в парк на «христорадийные» заработки.
Вот, пристроившись на скамейке, играет на саксофоне бывший дирижер духового оркестра Анатолий Ярошенко, рядом на земле - открытый футляр, куда прохожие бросают смятые десятирублевые бумажки и монеты. Разлетается над аллеями полонез Огинского - это играет на флейте Лизочка из пятигорского оркестра.
Иногда в парке появляется пожилой мужчина в гимнастерке и пилотке а-ля Василий Теркин, привлекающий слушателей песнями времен Великой Отечественной войны. Да еще на бульваре возле парка исполнительница душераздирающих романсов поет под гитару, успевая при этом бойко торговать музыкальными дисками и кассетами.
Вот, пожалуй, и вся культурная жизнь кисловодского парка.
А ведь когда-то здесь считали за честь выступать лучшие оркестры страны. Уже в конце XIX века, с самого основания парка, на его площадках играл военный духовой оркестр дислоцировавшегося в Кисловодской крепости полка. Выступали с концертами великие мастера музыкального искусства - Шаляпин, Собинов, Нежданова и др.

При советской власти
культура в Кисловодске,
как и на всех курортах, финансировалась и направлялась местным курсоветом. Парк жил насыщенной культурной жизнью. На «сезоны» в Кисловодск приезжали музыкальные коллективы со всей страны.
Выступали они на замечательных летних эстрадах-раковинах. Изготовленные прекрасными мастерами, эти «ракушки» были почти ровесниками курзала. К сожалению, одна из них уничтожена «умными руководителями» еще в середине 80-х, а вторая сейчас доживает свой век на территории филармонии.
Больно смотреть, как угасает летняя площадка, способная подарить еще немало радостных мгновений - и исполнителям, для которых выступление на великолепной старинной эстраде стало бы настоящим праздником, и зрителям, которые с удовольствием слушали бы летними вечерами концерты в прохладном парке.
Однако в городском саду царит тишина, и старинная «ракушка» зарастает мхом и травами.
Вы спросите, а как обстоят дела с культурной программой в санаториях? По отчетам вроде неплохо. Концертов проводится много, выступают инструменталисты, певцы, ансамбли, только вот публики в санаторных залах собирается от силы человек десять. Кто же в летнюю жару будет сидеть в закрытом зале, когда в городе есть замечательный парк?
Складывается парадоксальная ситуация: курортники, покупая путевки, платят в том числе и за культурное обслуживание, однако на деле артисты выступают перед пустыми залами, в то время как отдыхающие скучают на лавочках в парке.
Культработников такое положение вполне устраивает. Финансирование концертов не зависит от количества зрителей: артисту выплачивают гонорар, в отчетах появляется запись об успешно проведенном мероприятии - и задача по культурному обслуживанию отдыхающих считается выполненной.
Но кого-то же такое положение должно беспокоить? В комитете по культуре города отмахиваются: «Этот вопрос не в нашей компетенции: парк находится в федеральном подчинении, а санатории все ведомственные».
Однако гостям Кисловодска, которые платят за отдых немалые деньги, безразлично, кому подчиняются и кем финансируются учреждения культуры: федеральными, краевыми или муниципальными структурами.
Я бы порекомендовал ру-
ководителям культуры
Кисловодска съездить в краевой центр, познакомиться с работой парков, где оркестры, хоры и другие музыкальные коллективы выступают несколько раз в неделю.
Мне могут возразить, что ставропольские парки сами зарабатывают на аттракционах и торговле воздушными шарами и сладкой ватой для детворы, а в лечебном парке Кисловодска нет ни качелей, ни каруселей.
Да, кисловодский парк не может (да и не должен!) зарабатывать деньги. Но почему бы не организовать культурную работу таким образом, чтобы ее финансировали местные здравницы?
Можно ввести должность культурного организатора парка, который будет регулировать поступление финансов от санаториев и заключать договоры с музыкальными коллективами. Здравницы при проведении концертов на открытом воздухе будут тратить столько же средств, сколько сегодня уходит на организацию культмероприятий в пустых залах. Зато забота об отдыхающих из формальной превратится в настоящую.

Даниил ОСИНОВСКИЙ,
заслуженный работник культуры РФ, руководитель Ставропольского
муниципального духового оркестра, профессор СГУ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях