Поиск на сайте

Делать несколько дел одновременно вредно?

 

Марина, полтора года назад в «Открытой» газете появилась «Зачетка» и меня назначили ее редактором. И вот с какой проблемой я сталкиваюсь. На работе приходится совмещать десяток сиюминутных дел: править тексты внештатников, придумывать заголовки, искать картинки, заполнять дыры на полосах, раздавать задания, обрабатывать информацию, отслеживать новости, проверять электронную почту... И все это параллельно - перескакивая с одной задачи на другую.

С одной стороны, мне казалось, что это полезный навык: ого, я так крута, успеваю сделать кучу дел! С другой - практически перестала писать сама, поскольку для меня журналистика - это полное погружение в тему, а армада мелких задач отвлекает и отнимает все рабочее время.

А на днях я с удивлением вычитала, что многозадачность - вовсе не признак большого ума и сообразительности, а симптом «дофаминового наркомана», зависимости от делания, когда человек постоянно стремится чем-то занять себя. «Симптом Цезаря» объясняется тем, что, выполняя множество дел, человек получает в качестве вознаграждения прилив дофамина - «гормона удовольствия», вырабатываемого в мозге.

Расскажите об этой необычной зависимости. Надо ли с ней бороться и как?

 
Фатима МАГУЛАЕВА,
редактор «Зачетки»
 
Комментарий психолога
 

И жнец, и швец, и на дуде игрец

 

Кому-то многозадачность помогает сосредоточиться на главной задаче, но  руководителю этот стиль работы не подходит

Фатима, здравствуйте! Я бы не стала судить так строго. Многозадачность - скорее индивидуальная особенность: кто-то больше успевает, делая несколько дел сразу, а кто-то, наоборот, распыляясь, упускает главное. Результаты опроса, приведенного ниже, тоже говорят об этом.

Многозадачность не очень подходит руководителю. Эффективный лидер должен именно управлять процессом, а не выполнять его полностью. Здесь секрет кроется в делегировании - передаче части задач другим сотрудникам. Ведь придумать заголовки, найти картинки, отслеживать новости смогут и ваши подчиненные.

Когда же человек взваливает на себя множество мелких задач, это часто говорит о потребности чувствовать себя нужным, полезным, значимым. К тому же вы совсем недавно на этой должности. Наверняка хочется оправдать ожидания, взять сразу высокую планку, показать, что не зря выбрали именно вас, оттого и гиперактивность.

Если говорить отвлеченно о многозадачности, то в книге, которую я сейчас читаю (я, кстати, часто параллельно читаю 2-3 книги), говорится о необходимости (не для всех) фонового занятия для бОльшего погружения в основное. Например, Стив Джобс предпочитал длительные пешие прогулки для обдумывания важных решений и даже проводил деловые переговоры, прогуливаясь с партнером.

Участница опроса Дарина Спицина слушает музыку, чтобы внести свежую мысль в сочинение. И у многих есть свой рецепт погружения. Однако  если за деревьями леса не видно, то пора учиться делегировать и расставлять приоритеты. Надеюсь скоро прочитать вашу статью, Фатима!

 
Марина ГОГУЕВА,
кандидат психологических наук
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий