Поиск на сайте

 

Корреспондент «Открытой» побывала на одном из главных светских событий страны – «Кинотавре»

 

С погодой не повезло
После того, как у штурвала «Кинотавра» стали молодые, перспективные, хваткие бизнесмены - директора холдинга СТС-медиа Александр Роднянский и Игорь Толстунов - фестиваль год от года выглядит все более деловым.
В этом году каждый день работы кинофорума был расписан буквально по минутам. Программа начиналась с 10 утра и заканчивалась далеко за полночь. Проводились пресс-конференции, мастер-классы, конкурсные показы, заседания гильдии киноведов и кинокритиков, круглые столы и многое другое.
С погодой в этом году участникам и гостям фестиваля не повезло: практически каждый день лил дождь, солнышко обласкало гламурную публику лишь в последние дни. Холод и сырость не портили настроение кинозвездам, коих в этом году в Сочи прибыло видимо-невидимо.
Федор Бондарчук с мамой, актрисой Ириной Скобцевой, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Рубальская, Никита Михалков с женой и дочерьми Анной и Надей, молодые театральные звезды Павел Деревянко и Юрий Колокольников, Рената Литвинова с дочкой Ульяной, красавцы-актеры Михаил Пореченков, Владимир Машков и многие, многие другие.
На нынешнем «Кинотавре» звезды как никогда ранее проявляли сознательность и посещали практически все конкурсные показы. Нынешний «Кинотавр» посетило небывалое до этого количество гостей.
Как рассказала на финальной пресс-конференции директор фестиваля Елена Лапина, только журналистов приехало 450 человек, из них 60 представителей газет и столько же - глянцевых журналов, а также 35-ти телевизионных программ, 12-ти радиостанций и 12-ти интернет-сайтов.
Обычные туристы могли купить за деньги аккредитацию и посещать любые фестивальные мероприятия. Всего же по официальным данным на 19-й «Кинотавр» съехалось 3500 человек.
 
«Чернухи многовато»
Так отзывались о программе нынешнего «Кинотавра» многие московские кинокритики. Дескать, слишком много в ней «чернухи». В конкурс вошли 14 премьерных картин, ранее не принимавших участия в российских фестивалях, не транслировавшихся по телевидению и не выходивших в прокат.
Девять картин сняли режиссеры-дебютанты. «Половины из этих фильмов я бы вообще не смотрел, если бы не работа в жюри!» - заявил в одном из своих интервью председатель жюри «Кинотавра» режиссер Павел Чухрай.
Многие зрители и киноведы не досиживали до конца конкурсных лент. Я лично посмотрела семь картин, от которых бегут «мурашки по коже», к примеру, фильм Андрея Либенсона «Тот, кто гасит свет» с Алексеем Гуськовым и Артуром Смольяниновым в главных ролях.
Сюжет таков: опер из Питера (Алексей Гуськов) приезжает в захолустный провинциальный городок, где орудует маньяк, расчленяющий малолетних девочек. Расследование столичного милиционера никаких результатов не дает, а тем временем жертв маньяка становится все больше.
В итоге после долгих мытарств выясняется, что жестоким убийцей оказывается местный милиционер (Артур Смольянинов), который решил отомстить своей невесте за измену, разрубив на кусочки ее младшую сестру. После первого убийства служитель закона уже не мог остановиться…
Не менее страшной в буквальном смысле слова оказалась конкурсная картина Александра Мельника «Новая земля». В ней рассказывается о том, как на Северный остров высаживают особо опасных преступников, у каждого из которых за плечами несколько убийств. Что они начинают творить друг с другом, оставшись без охраны, даже страшно рассказывать. Кровь, драки - это все цветочки, в конце фильма зэки становятся… каннибалами. Преодолевая отвращение, народ смотрел и этот «шедевр».
Кстати, режиссер «Новой земли» Александр Мельник рассказывал, что для него важнее не победа, а участие в конкурсе. И если его фильм критики разнесут «в прах», он не расстроится, потому что антиреклама – «лучшая реклама». Год назад отрицательные рецензии на «Груз 200» дали положительный результат, и картина стала одним из лидеров проката. «Я буду рад любой оценке. Ведь пресса все равно напишет о фильме, а на «Кинотавре» будут все ведущие российские СМИ!».
Удивил многих и разрекламированный бульварной прессой фильм режиссера Алексея Учителя «Пленный», снятый по рассказу Владимира Маканина. Фильм об отношениях двух солдат, чеченца и русского, причем эти отношения не втискиваются ни в строгие рамки уставных, ни даже в рамки дружеских.
По сценарию русский парень проникается большой симпатией к чеченцу. На пресс-конференции после премьеры Учителю задали вопрос: неужели он хотел снять российский вариант «Горбатой горы?». На что режиссер резким тоном ответил, что будет судиться с каждым журналистом, который напишет о том, что в картине есть намек на гомосексуальные отношения главных героев.
- Тема гомосексуальных отношений в картине отсутствует вообще. Может, к сожалению для кого-то, а может, и к счастью. Для меня это фильм о том, как складываются отношения между двумя молодыми людьми, прошедшими ад войны и при этом оставшимися добрыми и отзывчивыми. Русский солдат просто по-отечески заботится о молодом чеченском пареньке, попавшем в плен. Почему раздули из этого черт знает что, мне самому не понятно».
Роль чеченца исполнил 17-летний грузин Ираклий Мсхалаиа. Его Алексей Учитель выбрал из 700(!) претендентов на эту роль. Лично для меня самой интересной в конкурсе стала картина документалиста Виталия Манского «Девственность». Это рассказ о трех провинциалках, которые приезжают в Москву, чтобы выгодно продать свою девичью честь.
Для двух девушек она является обыкновенным товаром, с которым можно расстаться без сожаления – одна расплачивается честью за кратковременное участие в реалити-шоу «Дом 2», другая «продает честь» через объявление на интернет-сайте.
Для третьей это выбор, связанный с необходимостью переступить через себя и потерять частицу души.
А для режиссера – метафора утраты чистоты в мире, где почти все покупается и продается. В картине одной из девушек задают вопрос: «Что бы ты сделала оригинального, если бы тебе заплатили 2 миллиона долларов?». На что девчушка смело без раздумий отвечает: «Продала бы родителей!».
Этот фильм не о физиологической девственности, а о духовной невинности, которую, взрослея, теряет каждый человек. Несмотря на восторженные отзывы критиков и многих киноактеров о картине, «Девственность» ни одного приза так и не получила.
Что касается внеконкурсной программы, то тут порадовал патриотов России кинорежиссер Юрий Грымов, снявший очень прямолинейную антиамериканскую картину «Чужие». Ее Грымов снимал два года. В «Чужих» американцы-врачи, приехавшие с гуманитарной миссией на Ближний Восток, представлены в весьма неприглядном виде, а российские военные аттестованы как настоящие гуманисты.
Президент гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен сказал: «Таких «агиток» в нашем кино не было со сталинских времен. Картину «Чужие» по патриотизму можно сравнить с фильмом «Встреча на Эльбе»!». Сам Грымов приемом своего фильма остался недоволен. Об этом он расскажет подробнее в своем интервью читателям «Открытой».
 

Моду задавал Бондарчук
Звезды к капризам сочинской погоды были явно не готовы, поэтому согревались, как могли, в частности, Федор Бондарчук одевался весьма экстравагантно: в белоснежные летние бриджи и свитера, замотанный теплым шарфом.
Такую моду переняли многие: в легких одеждах и теплых шарфах артисты разгуливали по набережной. Молодая, но уже всемирно признанная режиссер Валерия Гай-Германика (ее фильм «Все умрут, а я останусь» получил приз на Каннском фестивале) приехала на «Кинотавр» вместе со своей хохлатой китайской собачкой Моней. Ее Германика всюду таскала за собой, даже на конкурсные показы в Зимний театр. Там Моня частенько «обгавкивала» фильмы.
Вообще звезды охотно посещали все показы, ведь на них приходили фотографы глянцевых изданий и съемочные группы центральных телеканалов. Актриса Юлия Меньшова не пропускала ни одного папарацци и охотно позировала, более того, она единственная, кто менял наряды между показом конкурсных лент. За 20 минут Юлия успевала добежать до гостиницы, надеть новое сногсшибательное платье и снова вернуться в Зимний театр.
Удивил многих своей демократичностью Владимир Винокур. После очередного сеанса публика ломанулась в театральный буфет «промочить горло». Винокур, увидев большую толпу, без очереди пробиваться к барной стойке не стал, а скромно поинтересовался: «Кто последний?» Толпа просто ошалела и стала пропихивать звезду ближе к бару, но Винокур остался непреклонен.
Одним из главных светских событий «Кинотавра» стала презентация нового фильма Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Его называют самым масштабным, амбициозным и дорогим проектом в истории российского кинопроизводства.
Только в массовке занято 7000 человек! Фильм еще не готов, но чтобы заинтересовать кинопрокатчиков и журналистов, было смонтировано два десятиминутных ролика с кадрами фильма.
Специально для их показа на пляже гостиницы «Жемчужина» за ночь были построены огромные павильоны, посетив которые, зрители попадали на «обитаемый остров». При входе всем гостям раздавали черные плащи с надписью «Остров», а встречали гостей люди, одетые, как персонажи из фильма – в масках и комбинезонах. Пройдя по темным коридорам, гости попадали в мини-кинотеатр, где транслировались кадры из фильма.

После просмотра Федор Сергеевич закатил шикарный банкет: спиртное лилось рекой, столы ломились от изысканных блюд: мидии, устрицы, экзотические фрукты гости поглощали в больших количествах. Гуляли почти до утра, но когда проснулись, взглянули на пляж – а павильонов уже нет. Оперативная работа технических служб удивила многих. Рассказывали, что за два дня аренды пляжа Федор Бондарчук отстегнул два с половиной миллиона рублей.
Кстати, в этом году простым смертным в море купаться со звездами не пришлось. Для «VIPов» была построена специальная «Мартини Веранда» с отдельным бассейном и входом в море. Сделано это было для того, чтобы курортники не беспокоили звезд просьбами о совместном фото. Ну, если курортники звезд и не беспокоили, то папарацци поживились на славу: съемка на веранде была разрешена, поэтому они снимали звезд в купальниках и без.
 
Таких итогов никто не ожидал
В этом году жюри удивило многих, отдав гран-при фестиваля и 625 тысяч рублей дебютной картине Бакура Бакурадзе «Шультес», рассказывающей о похождениях страдающего беспамятством карманника, проигнорировав такие масштабные ленты, как «Живи и помни» Александра Прошкина и «Юрьев день» Кирилла Серебрянникова.
Церемония закрытия Сочинского кинофестиваля прошла быстро. Приз за лучшую операторскую работу (в «Новой Земле») получил Илья Демин, лучшим композитором был признан Алексей Айги, сочинивший музыку к фильму «Дикое поле». Лучшей актрисой – Ксения Раппопорт, сыгравшая певицу, которая перед отъездом за границу заезжает проститься с родным провинциальным городом, теряет там сына и остается навсегда («Юрьев день» Кирилла Серебрянникова).
Лучшим актером стал симпатичный ирландец Джетро Скиннер («Плюс один» Оксаны Бычковой) в роли британского клоуна, которого занесло на гастроли в Россию. Приз за лучший дебют получил Игорь Волошин («Нирвана»).
После церемонии закрытия гостям предложили посмотреть новый фильм легендарного оскароносного режиссера Мартина Скорсезе «Да будет свет». Но многие оценить работу американца не захотели и покинули зал.
Вернувшись в гостиницу, народ стал готовиться к финальному банкету на пляже «Жемчужины». Самый «русский финн» Вилли Хаапсало и кинокритик Сергей Шолохов сразу засели в бар и принялись «обмывать» итоги, не дожидаясь начала банкета.
Ровно в пол-одиннадцатого вечера прием начался. Столы ломились, но на этот раз не от морепродуктов, одним из фирменных блюд был шашлык, приготовленный по специальному рецепту. Звезды даже послушно занимали очередь возле мангала, чтобы его отведать.
Официальный спонсор фестиваля «Мартини» за что-то обиделся на организаторов и оставил финальный банкет без спиртного, но измотанные каждодневными фуршетами артисты сильно по этому поводу не расстроились.
Развлекал народ своими песнями Леонид Агутин. Поскольку банкет проходил на пляже, все прогуливающиеся по набережной граждане могли наблюдать, как «отрываются» их кумиры. Сплясав под Агутина, артисты продолжения банкета не требовали и отправились в гостиницу. А первым рейсом звезды улетели в Москву готовиться к Московскому международному кинофестивалю.

На «Кинотавре» побывала

Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий