Поиск на сайте

Успех любого дела в равной степени подкрепляется экономикой и сплочённостью коллектива. В ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова эту истину доказывают каждодневными рабочими буднями

 
Совместно с министерством дорожного хозяйства и транспорта края «Открытая» продолжает проект «Наши дороги - глазами дорожников». Это возможность взглянуть на ремонт, строительство и качество ставропольских дорог «изнутри», глазами самих специалистов. Им есть чем поделиться, профессионально оценить качество дорожных работ и самих дорог, масштаб стоящих перед отраслью проблем, рассказать о новых технологиях и перспективах.
Мы призываем читателей поучаствовать в дискуссии с руководителями предприятий, выступающих на страницах «Открытой», задать им вопросы, даже самые острые. И не сомневайтесь - на все из них вы получите подробные, обстоятельные ответы. Не нравится, как отремонтировали участок дороги, недовольны качеством поизносившейся проезжей части, хотите поделиться своими предложениями - звоните и пишите в «Открытую». Мы призываем к разговору на равных - честному, обстоятельному, конструктивному.
В предыдущих номерах, напомним, мы рассказали о буднях, надеждах, критериях профессиональной ответственности четырех краевых государственных унитарных предприятий - Дирекции автомобильных строящихся дорог, «Крайавтомоста», Ипатовского ДРСУ и Буденновского МДРСУ. Сегодня мы завершаем «производственную» часть цикла публикаций «Наши дороги - глазами дорожников» о предприятиях - рабочих лошадках отрасли (впереди еще интервью с министром Игорем Васильевым и разбор читательской почты).
Быть «замыкающей» организацией в проекте честь выпала ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова.
В свое время «Открытая» остро дискутировала с этим предприятием на страницах газеты, подвергая его острой критике. Многие спорные моменты нашли свое разрешение при помощи краевого дорожного министерства, последовали выводы, приняты меры.
И все же, несмотря на критику, мы не стали врагами. Напротив, принципиальность редакции стала залогом нашего взаимопонимания и сотрудничества, не отменила заслуженных похвал, а уж тем более не перечеркнула славных традиций предприятия, создаваемых годами упорного труда.
 
Когда в доме хозяин
 

То, что ДЭСУ-2 на слуху, и не только среди дорожников, известно, хотя и немногие представляют, чем оно сумело себя зарекомендовать и прославить. Предприятие в общем-то не старое, основано в 1969 году для обслуживания пяти районов.

Потом последовал период реорганизаций, пришедшийся на «застойное» советское время, когда страна медленно, но шла в гору. Были трудности с техникой, кадрами, технологиями, но все решались. Не сами по себе, конечно, и не стараниями партии, а благодаря людям, которые трудились на предприятии.

Человеком, без остатка вложившем самого себя в ДЭСУ, стал Владимир Иванович Демидов, директор с 1971 по 2003 год. Заслуженный строитель РСФСР, почетный дорожник России, неоднократно отмеченный государственными наградами. Что вообще можно было сделать в должности директора дорожного предприятия такого, чтобы потом оно с гордостью носило его имя?

Если коротко, в информационных отчетах ДЭСУ-2 об этом сказано так: В.И. Демидов создал высокоэффективное предприятие, воспитал целую плеяду квалифицированных специалистов, сформировал традиции производственной деятельности, в первую очередь касающиеся качества дорог. Фраза, конечно, отчетная. Но скрыто в ней немало того, чем и хотелось  бы поделиться.

Первое, что бросается в глаза, едва попадаешь на территорию предприятия, - ухоженность, опрятность, чистота и порядок. По периметру вдоль забора тянутся ряды  пушистых елочек: одни - взрослые, видно, ровесники самого ДЭСУ, другие - молоденькие совсем, посаженные год-два назад. На клумбах вьются цветочки, по углам зданий урны, разметка для машин. На балансе сто единиц тяжелой спецтехники, а на асфальте ни единого масляного пятнышка. Это к тому я, что есть с чем сравнивать - бывал на разных предприятиях, разное видел.

Кто-то возразит: мелочь, мол. Но «мелочь» эту отмечают все, кто впервые попадает на предприятие. Отмечают, потому что это буквально бросается в глаза и не заметить этого невозможно.

Так бывает, когда заходишь во двор: калитка покрашена, забор ровненький, без прорех, дорожки подметены. Первая мысль, что рождается при этом: если двор чистый, значит, в доме есть хозяин. Понимаешь это, не переступив еще порога самого дома. Но главное, что это первое впечатление не обманет.

Не обмануло оно и в этот раз, так как сегодня руководит им человек, прошедший все этапы роста - от простого рабочего, с лопатой в руках, до директора, с хозяйской сельской жилкой внутри, - сметливый, расчетливый, заботливый Николай Буримов.

 
 
Были бы подряды
 

В ДЭСУ Буримов пришел лет пять назад и занялся сразу всем. Говорят, так не бывает. Оказывается, бывает, и еще как. Принялся обновлять технику, взялся за модернизацию асфальтобетонного завода, рабочим закупил соответствующую отраслевым регламентам спецодежду.

Удивительно, но Николай Владимирович первый на моей памяти руководитель, который при упоминании о проверках не ругается, не убеждает в том, что все эти пожарные и налоговики мешают ему работать. Он извлекает из проверок практическую пользу.

Можно было, например, «уладить» вопрос с пожарным, оставив на стенах поливинилхлоридные панели, но Буримов пошел иным путем - панели отодрал и поклеил обои. Вопрос пожарной безопасности, понятно, с повестки никто не снимал. Но сделать это стоило хотя бы ради здоровья своих подчиненных, которые стали дышать чистым воздухом и за это искренне благодарят руководство.

Открываешь дверь в административное здание ДЭСУ-2 и как-то не сразу понимаешь, куда попал. Мраморная лестница, идущая на второй этаж, диваны в коже, роскошные кресла, пальмы в кадках. На окнах волнами спадающие гардины, на столиках с витыми ножками свежая пресса. Риэлторская контора, офис продаж, рекламное агентство?.. Это административный корпус производственного предприятия, где, к слову, кроме уютных кабинетов нашлось место для бесплатной столовой и актового зала, облюбованного министерством дорожного хозяйства для проведения коллегий.

В последней пятилетке предприятия был спад, хотя и характерный для всей дорожной отрасли в целом. О причинах его со мной делились все без исключения во всех ДРСУ, с которыми довелось встречаться, говорили доверительно - «не под запись, просто по-приятельски».

Какое-то время я даже не сомневался, что надо говорить вслух о проблемах в дорожной отрасли, - да мало ли у кого какое мнение. Но когда убедился, что мнение это коллективное и совершенно искреннее, решил, что сказать об этом  все же стоит. Так, показалось мне, будет честнее.

Короче, трудности в отрасли дорожники ощутили сразу же после ухода с поста министра Игоря Васильева. Сократились заказы, потянув для дорожных госпредприятий в минус подряды, в отделы кадров пошли механизаторы, мастера, прорабы с заявлениями об увольнении... На полтора-два года отрасль впала в спячку.

Новость о возврате Васильева дорожники встретили с надеждой, и в своих ожиданиях не обманулись - выросло число подрядов, увеличился объем работ, в гаражах появилась новая техника, инженеры вновь стали вникать в западные технологии, брать их на вооружение. 

 
Есть свои рецепты
 

При существующем техническом оснащении, что имеется в ДЭСУ-2, кажется, можно решать задачи любой сложности. Асфальтоукладочный комплекс на базе Vogel Super-2500, Volvo, Caterpillar AP-600, оборудованный инфракрасными разогревателями для устройства качественных сопряжений с уже уложенными полосами, а также системами слежения за ровностью покрытия.

Комплекс для устройства поверхностной обработки на базе установки RZS 14000 SCHAFER.

Дорожная фреза WIRTGEN W 2000 широкой области применения - от удаления старых, пришедших в негодность дорожных «одежд» до устранения колейности.

Парк автогрейдеров, бульдозеров, экскаваторов, большегрузных самосвалов, гудронаторов, битумовозов, цементовозов…

Последнее приобретение - семь большегрузов Ford, Hyundai и «КамАЗ».

Отдельного упоминания заслуживает комплекс регенерации дорожных покрытий на базе ресайклера WR-2500 и установки WM-1000. Этот способ ремонта дорог в ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова используют с 2006 года – единственные в крае.

Для любознательных поясню: в качестве вяжущего вещества в холодном ресайклинге применяют вспененный битум, катионную битумную эмульсию и цемент. Техника позволяет повторно использовать сто процентов асфальтобетона старого дорожного покрытия, а новая дорога, как уверяют специалисты, отличается отменной стабильностью и упругостью.

За последние восемь лет методом холодного ресайклинга было отремонтировано около сотни километров дорог в семи районах края.

Освоили на предприятии технологию использования старого покрытия в качестве дорожного основания. Проще говоря, по всей ширине проезжей части рассыпают слой щебня. Затем проходит ресайклер, который измельчает асфальтобетонное покрытие и верхний слой основания, перемешивая их со щебнем. После за дело берутся автогрейдер, пневмо- и виброкатки, разравнивая и утрамбовывая. И только после этого в зависимости от нагрузки укладывается слой или два асфальтобетона.

Пройдя по территории базы ГУП СК ДЭСУ-2 им. В.И. Демидова с заместителем директора Сергеем Остапенко, для себя отмечаю: машин на территории базы нет. Мой гид поясняет, что техника вся на объектах - дорожники, как и аграрии, от погоды зависят на все сто. Да и осень вступает в свои права: еще месяц, от силы полтора - и работы пора заканчивать.

Тут надо поспешать, сдавать объекты, а потом уже загонять технику на профилактику, если надо, капитально ремонтировать, - с такой повесткой дня не поспоришь, под нее можно только подстраиваться.

А пока дорожники хватают последние погожие деньки, стараясь успеть как можно больше до затяжных дождей и наступления холодов, параллельно на предприятии идет заготовка материалов. Как закупишься, так и поработаешь в следующем году.

На дворе деревья еще зеленые, а в ДЭСУ-2 запаслись песком и солью, перемешали и сложили до поры до времени. Обслуживание дорог хоть и не так сложно в исполнении, но ответственности не меньше, чем при строительстве.

 
Без фанфар, по-деловому
 

В этом сезоне демидовцы «отыграли» на торгах три объекта: капремонт участка дороги в станице Новотроицкой протяженностью 2,4 км, участок автодороги «Новоалександровск - Григорополисская - Армавир» протяженностью 5,5 км, а также строительство 12-километрового участка автодороги «п. Штурм – п. Дружба» на границе Новоалександровского и Красногвардейского районов, куда и брошены основные резервы предприятия.

Задача перед предприятием стоит непростая: когда сухо и солнце, люди пашут с семи утра до сумерек по шесть дней в неделю. Специфика дорожных работ состоит в том, что на удаленных объектах приходится работать вахтовым методом. От организации быта зависит и производительность труда, и настроение. А потому в вахтовых поселках есть столовые, душевые, жилые помещения оборудованы кондиционерами и холодильниками.

Одно из немногих в крае, ДЭСУ-2 имеет собственный асфальтобетонный завод возле хутора Верхнерусского. Тут всем заправляет Валентин Селиванов, следит за приготовлением асфальтобетонных смесей.

Кто полагает, что смесь готовят по единожды разработанному рецепту, тот ошибается.

Многое, оказывается, зависит от материалов. Если состав целлюлозной добавки и минерального порошка постоянный, то щебень и отсев могут быть разными. Стоит, скажем, перемахнуть на ту сторону реки Кубань, и там инертные материалы уже совсем иного качества.

В общем, как у каждой хозяйки свой рецепт борща, так и у технологов смеси асфальтобетона тоже получаются разные, разве что главным критерием является не вкус, а качество. На выходе с завода должен быть такой продукт, который устроит и самих дорожников, и Дирекцию строящихся автомобильных дорог.

 До всех проверок извне качество материала и работ на предприятии контролируют в собственной лаборатории, оснащенной современным и далеко не дешевым оборудованием. 

С обсуждения качества начинается каждая планерка, им же и заканчивается. Все понимают, что вопрос этот стратегический, от него зависит слишком многое - безопасность на дороге, прибыль, наконец имидж и будущее предприятия.

Возглавляет лабораторию Нина Солдатова, которая за качеством асфальтобетона, битума, эмульсий и самих дорожно-строительных работ следит строже всякого прокурора. Она-то лучше всех понимает, что значит поправка на человеческий фактор: всюду работают люди - водители самосвалов, машинисты асфальтоукладчиков, катков, мастера, прорабы... Чуть цепочка дала сбой – появились проблемы. Одно дело - приготовить нужную смесь на заводе, другое - добиться должного качества асфальтобетонного покрытия.

А работа дорожника не из легких: летом сверху жарит под сорок пять, под ногами асфальт кипит за сто сорок. Тут, как говорится, и внутрь сорок градусов принимать не надо, чтобы расплавиться.

Коллективом своим директор гордится, знает - не подведут, с объектом любой сложности справятся в срок. Трехслойное основание с двухслойным покрытием? Кольцевая развязка в двух уровнях пересечения, примыкания? Барьерное ограждение, сигнальные столбики, знаки? Обслуживание продуваемой всеми ветрами трассы, которую зимой чистить и подметать надо круглые сутки, без перерыва на обед? Не вопрос.

 «Наверное, объекты сдаете празднично - с музыкой, шариками, шампанским?» - интересуюсь. Оказалось, без фанфар и фейерверков. По-деловому, с упором на разбор полетов.

Однако и без торжественной части тоже не обходится. Люди нуждаются в позитивных эмоциях, ведь, куда ни кинь взгляд, всюду проблемы, жизненные заморочки. Для положительного заряда надо использовать все шансы, а уж такие, как сдача объекта в эксплуатацию, сам бог велел.

 
 
Люди и традиции
 

Редко где на производстве можно встретить сегодня профсоюзную организацию. В ДЭСУ-2 им. Демидова ее после шатких перестроечных времен возродили. Для кого-то профком - головная боль, а в ДЭСУ-2 - реальный инструмент, позволяющий решать конкретные проблемы коллектива в двести с лишним человек. Можно было обойтись без этой затеи возрождения профкома? Запросто. Однако же решили, что с ним будет лучше.

Все сотрудники оформлены по трехстороннему коллективному договору, гарантирующему рабочее место и зарплату. Ежегодно за счет прибыли предприятия полтора десятка человек отправляют в Пятигорск, в санаторий. Дни рождения, женский и мужской праздники без вознаграждения не обходятся.

На предприятии существует  50%-ная льгота на приобретение строительных материалов (гравий, щебень, асфальт) – в наше время это настоящий подарок.

Большое внимание руководство предприятия и профсоюзный комитет уделяют работникам, ушедшим на заслуженный отдых. Ежегодно к праздникам 8 Марта, 23 февраля, 9 Мая, к Дню работников дорожного хозяйства пенсионерам выплачивается денежное вознаграждение, проводится концерт в актовом зале и праздничный обед в столовой.

По меркам нашей прагматичной жизни может показаться, что такие ветеранские посиделки что-то надуманное и смешное. Но когда на предприятии первый раз чествовали заслуженных своих стариков, те расходились со слезами на глазах. Думали, отработали свое, списаны и забыты.

А оно вон как: помнят, чтут, благодарят, молодым в пример ставят. Из таких встреч соткана сама ткань традиций и преемственности, беречь которые стоит, прежде всего, ради самих себя.

Отдельная забота профкома - благотворительность. Ежегодно оказывается помощь коррекционному детскому дому в Ставрополе. Обратился местный батюшка с просьбой облагородить церковную территорию - собрали профком, рассмотрели, решили в стороне не остаться. Помогли оплатить аренду обществу инвалидов...

Но и чисто производственных хлопот у профкома хватает. Скажем, рабочий посчитал, что его незаслуженно обидел прораб, необоснованно отменил коэффициент трудового участия. Вызвали обе стороны конфликта в профком, разобрались, подготовили на имя руководителя заявление с просьбой ситуацию исправить.

Директор профкому своему верит. А не верил бы, не стал бы его возрождать. От того, как трудится профком, зависит не только  настроение в коллективе, а сама ситуация с кадрами. Списочная численность предприятия - 210 человек, большую часть составляет молодежь, которой есть у кого учиться. Как, например, автогрейдерист Дмитрий Михайлович Усачев и бульдозерист Семен Павлович Дирин. Оба ювелиры высочайшей квалификации, ни одного лишнего движения, работают - одно загляденье.

В общем, без кадров из самой современной импортной техники не выжать и десятой доли ее возможностей. В руководстве это понимают. А есть понимание - есть и ответственность.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
На снимках:
1, 2, 3: ремонт автодороги «Ростов-на-Дону (от М-4 «Дон») - Ставрополь»;
4, 5: строительство дороги «Обход г. Новоалександровска»;
6: капремонт дороги «Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск».
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий