Поиск на сайте

Под таким названием в краевом музее изобразительных искусств открылась выставка яркого  представителя реализма Леонида Фёдоровича Попандопуло

 

А если быть точнее, то в своем творчестве, пик которого пришелся на застойную брежневскую эпоху, художник руководствовался принципами социалистического реализма. В работах его сквозит революционный дух, картины написаны в монументально-романтическом ключе, где на первый план выходит не просто человек советской эпохи, а его эпический образ.

Раскрыть тему для Леонида Попандопуло - не просто запечатлеть дояра, тракториста, геолога, но прежде всего сделать их символами эпохи через крупные формы и оттенки красного, в которых и борьба, и самопожертвование, и верность коммунистическим идеалам, делу Ленина.

Давно не доводилось мне видеть портретов Ильича, кажется, с тех самых времен, когда изображения и бюсты вождя на волне перестройки незаметно снесли в чуланы и подсобки, заперли там, а потом без сожаления отправили на свалку.

Много воды утекло с тех пор, все изменилось настолько, что о былых временах, когда со знаменами ходили на демонстрации, пели про «юный Октябрь впереди» и в благодарность махали современным вождям на балконе Дома культуры, уже в подробностях не вспоминаешь. И так неожиданно было увидеть на выставке полотна с изображением того самого-самого, на кого равнялись, под кем себя чистили: «Перед выступлением» (1980), «Заседание Совнаркома окончено» (1981) и «Ставропольцы в Кремле» (1987).

Небезынтересно, думаю, будет узнать, что встречу делегатов с вождем в декабре 1920 года советские историки реконструировали в книге «В.И. Ленин и Ставрополье», изданной в 1971 году. Общая картина могла бы получиться вполне благостная, если бы не отдельные фразы, выдающие истинную ситуацию в стране и губернии. Тот рассказ о визите ставропольцев в столицу привожу почти дословно, как в книге.

Первым вопросом делегатов по приезде в Москву был такой: «А можно ли увидеть Ленина?» Им ответили, что не только можно, но и просто необходимо, ибо он их давно ждет. Изъявлениям радости не было конца, хотя она и умерялась сомнением: «Как-то он отнесется к нам, простым хлеборобам, у которых своя думка? Не рассердится ли?» А один делегат даже опасливо признался: «Спрошу его насчет разверстки, а меня вдруг расстреляют?..»

Ильич сам отворил дверь в кабинет, пододвигал стулья, рассаживал. И так просто пожал всем руки… Так просто и задушевно беседовал обо всем, что касалось крестьянского житья-бытья, его тягот-горестей, что положительно очаровал всех.

Узнав, что делегация привезла с собой подарки, спросил добродушно-лукаво: «А не штыками ли собраны эти подарки?» Услышав же дружески протестующее: «Нет! Нет! Нет! Подарки наши от души!», просил передать ставропольскому крестьянству свою личную благодарность за внимание к московскому пролетариату и детям, гордости и надежде Советской России. В заключение же товарищ Ленин выразил надежду, что ставропольцы не отстанут от остальных крестьян и с честью выполнят возложенную на них разверстку.

«Принял нас как отец родной», - резюмировал один из делегатов, и это мнение единодушно разделяется всеми. На прощание Ленин подарил каждому делегату по своему портрету, сделав на карточках собственноручную надпись. Обратно домой ехали веселые и счастливые…

Думаю, картина Попандопуло со ставропольскими делегатами в Кремле стала одной из последних слепков былой эпохи, как видели ее тогда, изнутри, накануне перестройки, сначала породившей сомнения в правильности исторического пути, а потом и открывшей столько страшной правды, что переварить ее мы не в состоянии и поныне.

О Ленине сегодня сказано много, роль его в истории России доказана, но не в нем дело. Любопытно, что образ самого «человечного человека» не удостоили вниманием даже гости выставки весьма преклонного возраста, не говоря о молодежи. А ведь души, таланта и энергии в создание ленинского триптиха автор вложил не меньше, чем в другие свои работы.  Кто-то объяснит, в чем причина?

«Лет через двадцать этим картинам цены не будет, вот увидишь», - как будто угадывая мои мысли, поделился известный в крае художник-график Евгений Синчинов.

А что изменится в стране за двадцать лет? Передовик производства и простой труженик вновь станет героем книг, фильмов, живописных полотен?

Как отметили организаторы выставки, такие работы Леонида  Попандопуло, как «Полдень. Доярки», «В обеденный перерыв», «Чабаны», «Будни (Геологи)», «Красный пахарь» и, конечно же, триптих «Земля», - это сама наша жизнь, «которую из истории страны, из собственной нашей биографии не вычеркнут никакие события».

Оно, конечно, хочется верить в это, а что будет на самом деле, через двадцать лет, и посмотрим.

Поколение младше тридцати о Леониде Федоровиче Попандопуло почти не слышало. Да самого мастера нет с нами уже двенадцать лет.

Родом из Кисловодска, окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище. В возрасте 31 года, в 1959-м, был принят в члены Союза художников СССР, в 43 года за творческие успехи в изобразительном искусстве награжден орденом Знака Почета, в 50 ему присвоено звание заслуженного художника России. Одно время возглавлял ставропольский Союз художников СССР.

Если забыть о времени и всякой идеологии, поражает авторская манера живописи - сочная, густая, концентрированная: если мазок - то широкий и крупный, если деталь - то главная, никаких мелочей и украшательств, часто использует технику лессировки. Сам неутомимый труженик, своими героями художник сделал людей труда - как главный символ своего времени.

Так восхищаться мозолистыми руками, утомленными лицами доярок, чабанов, медсестер сегодня уже не умеют. У каждой эпохи своя романтика, и своих героев Попандопуло не жалел - он искренне ими гордился и восхищался. Это свойство его точно подметил именитый Евгений Кузнецов: «Идеал Леонида Федоровича лежал в эстетической плоскости, а политика, если и была, то на самом последнем месте».

Писать так, как Попандопуло, тоже больше не будут. Дважды в одну реку войти невозможно.

Экспозиция картин Леонида Федоровича Попандопуло, художника с греческими корнями, в этом году в музее стала первой персональной выставкой не случайно - 1916-й объявлен Годом Греции в России. Все представленные работы, а их около сорока, взяты из фондов музея. Продлится выставка до середины марта.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях