Поиск на сайте

Антимонопольщики успешно борются с нарушениями закона о госзакупках

 В минувший четверг на Ставрополье высадилась внушительная делегация москвичей из Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По просьбе губернатора Валерия Гаевского они провели семинар для краевых и муниципальных управленцев по практике применения закона «О госзакупках».
 

Еще в 1997 году в России вступили в силу правила, предписывающие государственным организациям проводить госзакупки только по результатам конкурсных процедур. Правда, для учреждений регионального и муниципального уровня эти правила носили чисто рекомендательный характер. Пробел был устранен лишь в начале 2005 года, когда вступил в силу 94-й федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Отныне все закупки на сумму свыше 100 тысяч рублей должны проходить в конкурсной форме (аукциона, конкурса или запроса котировок). Причем обязательно по так называемой «голландской» схеме – то есть выигрывает тот поставщик, который выставит меньшую цену.
Итог налицо: за 2,5 года реализации закона бюджет России сэкономил почти полтриллиона рублей. На Ставрополье экономия за этот же период составила почти 330 млн. рублей (5% от всей суммы закупок).
Еще одна из целей закона – борьба с коррупцией в сфере госзаказа. Правда, в этом направлении сделать еще предстоит много. Например, по итогам прошлого года в ФАС поступило более 15 тысяч жалоб на нарушения при проведении конкурсов, в нынешнем году их ожидается уже 20 тысяч.
Присутствовавший на семинаре губернатор Валерий Гаевский привел несколько удручающих примеров. Месяц назад удалось в последний момент отменить проведение конкурса краевым Минздравом на закупку медоборудования на общую сумму 1 млрд. рублей. Треть от этой суммы, по словам губернатора, должна была уйти на «откаты» конкретным чиновникам. Один из инициаторов этой сомнительной сделки, министр здравоохранения края Юрий Комаров, лишился должности.
Во время недавней реконструкции краевой психбольницы №1 и пятигорского детского санатория «Ромашка», как красочно нарисовал Гаевский, «вся конкурсная процедура заканчивалась тем, что в назначенный срок приходил только один заявитель и получал всё; это заставляет думать о сговоре».
Или еще пример. Конкурс на ремонт Кумагорской больницы выиграла некая фирмочка «Юж-Строй», зарегистрированная в горном дагестанском ауле. «Фирмачи», не имея за душой ничего, кроме канцтоваров, арендовали кабинет в здании кирпичного завода в Александровском районе, влезли в долги – и в итоге провели такой ужасный ремонт, что всю работу срочно пришлось переделывать. «Куда смотрели чиновники, называя таких проходимцев победителями?!» – возмущался губернатор.
По словам начальника Управления контроля за госзаказом ФАС Михаила Евраева, скоро подобные проблемы должны уйти в прошлое. Осенью прошлого года был принят целый пакет поправок в закон «О госзакупках». В частности, теперь доля субъективных критериев (например, репутационного или квалификационного) при отборе победителя не может превышать 20%. Правда, при размещении заказов на отдельные виды услуг (скажем, съемку кинофильма или проведение научного исследования) доля «субъективизма» может составлять уже 45% – но не более. Это лишает чиновников возможности продвигать «свои» компании.
Появилась в законе и масса новых способов защиты заказчиков (читай: государства) от недобросовестных фирм-«однодневок».
Во-первых, для компаний, претендующих на получение контракта стоимостью свыше 50 млн. рублей, введен дополнительный жесткий критерий допуска – опыт работы на профильном рынке.
Во-вторых, появился всероссийский «Реестр недобросовестных поставщиков», попасть в который любой фирме проще простого: отказаться от исполнения заключенного контракта или этот самый контракт выполнить с грубыми нарушениями.
Заодно расширяются и права ФАС. Раньше обжаловать в суде нарушения при проведении конкурса мог лишь «обиженный» поставщик. Но нередко бывало так: заказчик или поставщик грубо нарушают первоначальные конкурсные требования – но потом находят общий язык, мирятся и сообща решают не доводить дело до суда.
Теперь же ФАС обязан обращаться в суд по каждому факту нарушения, которое «тянет» больше чем на 10 млн. рублей – вне зависимости от желания поставщика.
Впрочем, система госзаказа не стоит на месте и продолжает совершенствоваться. Как рассказал Евраев, уже до 2010 года в России появятся 5-7 электронных торговых площадок, охватывающих всю территорию страны. После этого вся информация о проводимых в России госзакупках будет стекаться на единый федеральный интернет-портал.
Здесь будет создана общая поисковая система. Допустим, есть у меня заводик по производству мебели, захожу на сайт, набираю в поисковой строке ключевое слово «мебель» – и тут же перед глазами появляются все проводимые от Калининграда до Владивостока конкурсы на закупку мебели. Могу выбрать любой. Прекрасная экономия сил и средств бизнесменов, учитывая, что ежегодный рынок госзаказа в России приближается к 10 трлн. рублей (это примерно четверть национального ВВП).
Появление этого портала всерьез облегчит жизнь и контролерам. Все объявления о размещении заказов, «вывешенные» органами власти на сайт, будут автоматически проверяться специальной программой. Она сможет сразу выявлять нарушения закона (правда, лишь самые грубые) – например, необоснованное ужесточение конкурсных требований или сокращение сроков рассмотрения заявок участников.

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель
«Открытой» газеты

 

Наша справка

 

Уже второй год в России существует проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок», который реализуют Национальная ассоциация участников электронной торговли, движение «Против коррупции» совместно с Федеральной антимонопольной службой и Счетной палатой РФ. Столичные экономисты анализируют деятельность 250 государственных, региональных, муниципальных и корпоративных закупщиков в регионах страны.
На каждого участника проекта заводили своеобразное «досье», большая часть которого собиралась негласно: изучали материалы контрольных закупок, проводили тайное анкетирование поставщиков, запрашивали данные проверок контролирующих органов. Ниже приведены результаты рейтинга по итогам 2006 и 2007 годов. 

 

 

 

Параметр
Регион
2006 год
2007 год
Уровень завышения цен на торгах
Россия
13%
9%
 
Ставропольский край
17%
5%
 
Ставрополь
Более 20%
8%
Среднее число участников торгов
Россия
Не менее 3
Не менее 3
 
Ставропольский край
Не менее 2
Не менее 3
 
Ставрополь
1 (без конкуренции)
Не менее 3
 

По итогам 2006 года Ставропольский край в рейтинге получил оценку «удовлетворительно», на этом же уровне наш регион остался и в прошлом году. А вот Ставрополь сумел улучшить свою отметку с «единицы» на «троечку». Авторы рейтинга отмечают, что процедура госзакупок в краевом центре стала намного прозрачнее, ушли в прошлом безальтернативные (с одним лишь участником) торги, уменьшилось расхождение между рыночными и закупочными ценами.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях