Поиск на сайте

Деградация всесоюзной здравницы достигла ужасающих величин

 

В мае полпред президента Александр Хлопонин провел совещание с повесткой «О границах и соблюдении режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод».
Присутствовало на нем 26 человек, включая руководителей федеральных служб, представителей правительств Ставрополья, КБР и КЧР, главу Пятигорска... То есть все 26 приглашенных были далеки от профессионального понимания вопросов повестки дня. А вот главное действующее лицо, стратегическое предприятие «Кавминкурортресурсы», на совещании представлено почему-то не было.
Чтобы понять, что сегодня представляет собой курортный регион Кавминвод и какие проблемы перед ним стоят, стоит напомнить его историю. В 1885 году в правительстве России рассматривался вопрос об управлении регионом КМВ: из двух вариантов – государственное управление и управление частной компанией – был принят в порядке эксперимента второй вариант.
По прошествии десяти лет был проведен анализ этого способа и принято решение все же вернуть управление КМВ государству. И дальнейшие высокие темпы развития региона с привлечением ученых и специалистов мирового уровня подтвердили правильность такого выбора.
В советское время развитию КМВ государство уделяло огромное внимание, и курорт получил заслуженное название всесоюзной здравницы.
До 1992 года вопросы его развития решались на высшем государственном уровне с одним условием: КМВ должны быть не хуже лучших мировых курортов. Выполнялись все требования курортологии, гидрогеологии и экологии к охране природных ресурсов - лечебных и рекреационных.
С 1955 по 1970 год правительством СССР по представлению курортных советов и общественности были закрыты наносящие вред экологии предприятия местной промышленности союзных министерств.
В 1956 году постановлением правительства была запрещена прописка (уже тогда численность населения превышала потребности курорта). А в 1983 году постановлением правительства №300 были установлены границы санитарной зоны курортов.
Охрана источников водоснабжения и других водных объектов осуществлялась в соответствии с постановлением крайисполкома №130 от 1981 года «О прибрежной и водоохранной зоне». Государственный закон «Об охране окружающей природной среды» не оставлял незащищенных территорий.
Таким образом, все научно обоснованные требования науки по охране природных ресурсов находились под законодательным контролем государства. Эксплуатацию месторождений минеральных вод и контроль за природопользованием в регионе выполняла высокопрофессиональная организация «Кавминкурортресурсы» под кураторством НИИ и академических институтов.
В 1985 году Совмин РСФСР и ВЦСПС приняли постановление №584 «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных лечебных ресурсов и благоустройству городов-курортов КМВ». Во исполнение этого постановления Госстрой РСФСР и крайисполком выдали институту «Гипрогор» задание на разработку «Территориальной комплексной схемы охраны природы курортов КМВ («Терксоп КМВ»).
Ее назначение – определить весь комплекс природных и иных мероприятий, необходимых для сохранения и наиболее рационального использования уникальных курортологических ресурсов КМВ.
Разработкой схемы, кроме института «Гипрогор», занимались еще 18 проектных институтов, НИИ, творческих мастерских. Стоимость работ составила 25 млн. рублей. Сумма по тому времени громадная, но государство не пожалело денег на здоровье народа.
В 1991 году этот фундаментальный труд был передан заказчику – Ставропольскому крайисполкому, и начало его практической реализации зависело только от финансирования. Но неожиданно был сделан вид, что «Терксоп КМВ» не существует.
Неожиданно появился указ президента №309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ – Кавказские Минеральные Воды» и постановление правительства РФ №462, утвердившее «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ».
Комментировать эти документы нет смысла, так как они являются незаконными и не имеющими никакого обоснования. С их появлением процесс развития курорта КМВ закончился, и началось его уничтожение. Идеологом и первым исполнителем этого варварства был строитель из Железноводска Алексей Кулаковский, случайно вознесенный к Ельцину.
Экологическая общественность в ответ на действия администрации КМВ, наносящие ущерб природным ресурсам, образовала «Региональный общественный центр экологических проблем КМВ», в который вошли специалисты профильных наук. Центр проводил анализ состояния природопользования, сотрудники составляли доклады, аналитические материалы, которые направлялись в краевые и государственные ведомства. Но все уровни власти сообщения о правонарушениях в природопользовании курортных зон игнорировали!
Бездумно передавались в эксплуатацию коммерческим организациям и частным лицам скважины с лечебными минеральными водами. Безнаказанными оставались самозахваты территорий или санкционированное местной администрацией освоение земельных участков в пределах первой и второй зон санитарной охраны и курортных парков.
Регион КМВ был превращен в территорию, где природоохранные законы не действуют. При этом отношения местной и федеральной власти имели «джентльменский характер»: пока местная власть уничтожала, федеральные чиновники не заявляли свои права на КМВ.
Однако закончилось это в 2007 году, когда правительством РФ была утверждена приватизация ОАО «Кавминкурортресурсы». Прибывшие на КМВ «приватизаторы» фактически разгромили аппарат предприятия, и в настоящее время эта организация недееспособна...
Новый план приватизации ОАО «Кавминкурортресурсы», принятый в 2009 году по ходатайству полпреда Хлопонина, отменили. Якобы для проведения финансового аудита с целью определения наиболее оптимальной формы собственности. Но такая мотивация выглядит по меньшей мере странно. Выше я привел пример не оправдавшей себя передачи управления курортов КМВ частной компании еще в царское время.
Гидрогеологическая структура КМВ представляет собой единую водонапорную систему, где отдельные месторождения минеральных вод гидравлически связаны. Их сохранение обеспечивается строго сбалансированным отбором минеральной воды по каждому из месторождений, причем с учетом данных мониторинга эксплуатационные нагрузки постоянно корректируются.
Сегодня эта система почти разрушена. Ведь частным предпринимателям переданы не только резервные участки, но и месторождения, обеспечивающие потребности курортов, а также скважины государственного мониторинга (что категорически запрещено законом). Это преступное вмешательство чревато полным исчезновением лечебных минеральных вод.
За постсоветское время регион КМВ из курортного превращен в индустриально-аграрный мегаполис с кризисной экологической обстановкой, уничтоженными природными экосистемами, гаражно-коттеджными и промышленными ландшафтами, наполненными выхлопными газами и вытесненной на третьестепенные позиции курортной сферой.
По состоянию еще на 1993-1995 годы химическое загрязнение почв городов-курортов достигало «опасного» и «чрезвычайно опасного» уровня. В регионе выделялись территории, экологическая ситуация которых граничила с «катастрофической» (при которой невозможно возвращение к допустимым экологическим нормам). А ведь со времени последней геоэкологической съемки прошло 20 лет, за которые экологическая ситуация ухудшилась. Оптимальная численность населения, необходимого для обслуживания курорта, – 100 тысяч человек на четыре города-курорта.
Однако уже к 1993 году она достигла 800 тысяч. В Кисловодске на этот период содержание окиси углерода в центре города превышало предельно допустимую концентрацию в шесть раз! Сегодня площадь региона КМВ составляет 6% площади края, но численность населения превышает 40% краевой.
Результаты деятельности администрации КМВ предстали во всей неприглядной наготе, но ее объективной оценки не слышно ни от краевой власти, ни от полпреда в СКФО.
Какие же выводы сделаем мы?
1. Должна быть дана официальная оценка причин деградации всесоюзной здравницы – курорта КМВ и законности создания администрации КМВ.
2. Краевая и федеральная власти должны содействовать созданию общественной профессиональной организации по вопросам КМВ.
3. Перед федеральной властью должен быть поставлен вопрос о возрождении КМВ до уровня всероссийской здравницы, которая должна иметь федеральную подчиненность.
Для этого необходимо приступить к реализации «Терксоп КМВ» – только это позволит создать новый курорт мирового класса, сохранить и умножить рекреационные территории, сочетающие лечение с отдыхом и развлечениями. Это миллиарды рублей в год, остающиеся в России и используемые на благо народа!

 

Юрий ГУСАКОВ,
бывший председатель
регионального
общественного центра
экологических проблем КМВ

 

Татьяна Ширшова25 июля 2013, 08:49

Полностью поддерживаю Юрия Гусакова, т.к. сама принимала участие в работах по геоэкологической съемке региона КМВ, а также городов КМВ, составляла карты ландшафтно-геохимического районирования территории. Уровень загрязнения 20-летней давности уже достигал критического, источники загрязнения, в основном, были связаны с транспортом и другими видами техногенного воздействия. Сейчас количество населения растет неконтролируемо, а количество транспорта увеличилось в десятки и сотни раз, можно оценить экологическую ситуацию как соответствующую промышленному, а не курортно-рекреационному региону. Кроме того, возмущает дилетантское отношение властей к проблеме туризма - единственной статье экономики, которая может дать реальную прибыль региону. Существует сеть курортных учреждений: санатории, дома отдыха, регулирующиеся государством, а еще есть частный гостиничный бизнес, который никак невозможно объединить с курортным делом. Так вот, администрация КМВ (при нашем обращении о создании гостиничной ассоциации КМВ с целью обучения, совместной рекламы и т.д.)сообразила !!! создать ассоциацию курортов и гостиниц, куда волевым путем "сгоняли" частных предпринимателей гостиничного сервиса для сбора взносов на существование ассоциации. На мой взгляд, выход один: избавляться от временщиков-дилетантов (боюсь более конкретных выражений) и добиваться власти профессионалов.

Ника08 июля 2013, 16:09

Как юрист занимаюсь правовыми проблемами охраны окружающей среды КМВ с 2000 года. Проблем много, решать их надо срочно. Ощущение, что власти эти проблемы абсолютно не интересуют. Равнодушие полное. Обращалась неоднократно к чиновникам разных уровней.В какие двери стучаться? Предлагаю конкретные меры. Подскажите, пожалуйста, куда обращаться.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях