Поиск на сайте

В Ставропольском академическом театре драмы состоялась долгожданная премьера - спектакль «Недоросль» по комедии Дениса Фонвизина.Ставил его у нас известный российский театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик

 

Урожденный белорус, а ныне гражданин России, он многие годы плодотворно работает в белорусских и российских театрах – в Бресте, Минске, Красноярске, Ставрополе, Пятигорске, Волгограде. Спектакль получился интересным и неординарным. О том, как он готовился, Михаил Ковальчик рассказал перед премьерой корреспонденту «Открытой». 

 
- Михаил Станиславович, как вы, педагог Белорусской музыкальной академии искусств, решились ставить спектакль в Ставрополе, да не просто спектакль, а комическую оперу?
- Ваш край я знаю прекрасно, восемь лет работал художественным руководителем Пятигорского театра оперетты, каждый год приезжал с ним на гастроли в Ставрополь. Пару лет назад я плотно сотрудничал с краевой филармонией - поставил там оперу «Алеко» и мюзикл «Шарман-канкан».
И вот директор краевого драмтеатра Евгений Иванович Луганский, который видел мои постановки, в частности последний спектакль «Софья Гольшанская», пригласил меня поработать. Пьесу выбрал он. Когда-то я думал, что «Недоросль» - это школьное хрестоматийное произведение, но когда перечитал, понял, что эта комедия актуальна по сей день.
Я давно мечтал поставить именно эту пьесу в одном из лучших театров России, которым и является Ставропольский академический театр драмы. В России  есть замечательный бард, композитор Юлий Ким - он и стал автором музыки к «Недорослю». Автор либретто - заслуженный деятель искусств России, знаменитый режиссер Леонид Эйдлин (если кто не знает, муж великолепной актрисы Ирины Муравьевой). Ким и Эйдлин назвали получившийся жанр - комическая опера.
- Справились ли с ним наши актеры?
- Еще как справились! У вас актеры поющие, и, что приятно, поют они драматически, то есть осмысленно. В ставропольском театре еще не было спектакля в жанре «комическая опера», и для режиссера, и для труппы это очень неожиданный и современный материал. Но сомневаться в том, что партитуру Кима артисты сыграют и споют отлично, смысла не было, ведь в репертуаре ставропольского театра идут замечательные мюзиклы – «Ромео и Джульетта», «Леонардо», где актеры блистательно поют.
- На ваш взгляд, современная публика оценит этот спектакль?
- Думаю, да, ведь эта постановка рассчитана на любого зрителя:  основной мотив пьесы - тема воспитания, которая волновала всегда. В свое время Георгий Товстоногов говорил: «Надо ставить классическую пьесу как современную, а современную стараться ставить как классическую».  Кроме темы воспитания в спектакле остро раскрывается тема тирании, которая рождает лицемерие.
Имение Простаковых – это такой слепок с России. Свои крепостные, свои холопы, своя дворня. На мой взгляд, «Недоросль» – современная пьеса с острейшей сатирой. В постановке очень хорошее распределение ролей, в театре мощная актерская труппа - все профессионалы высокого уровня: Простакову играет народная артистка России Наталья Зубкова,  Скотинина - заслуженный артист России Александр Жуков, мужа Простаковой – заслуженный артист РФ Борис Щербаков, образ Митрофанушки прекрасно воплотил молодой актер Дмитрий Ушанев, Еремеевны – Людмила Дюженова...
Артисты полюбили свои роли, и мне легко с ними работать.
- Вы успели посмотреть репертуарные спектакли ставропольского театра?
- Да, я посмотрел все постановки. Репертуар замечательный: здесь   и классика – «Герой нашего времени»,  «Без вины виноватые», и мюзиклы – «Леонардо», «Ромео и Джульетта», и проблемные спектакли – «Одноклассники», «Фуршет после премьеры». Великолепен «Кастинг», а постановка «Сотворившая чудо» для меня вообще стала шоком: десять минут ни одного слова на сцене, а зрители сидят затаив дыхание.
Могу сказать, что в ставропольском театре талантливая молодежь, был приятно удивлен, что все они выпускники местного актерского отделения. Я знаю, что его сейчас хотят закрыть, очень печалюсь по этому поводу и надеюсь, что власти не допустят подобного. Ведь все выпускники – готовые профессионалы, да еще и трудоустроенные, ребят чуть ли не всем курсом взяли в труппу. Откуда театр будет брать «молодую кровь», если закроется факультет?
Театр - очень мощный инструмент, способный изменить жизнь человека. Как говорил великий режиссер Юрий Любимов: «Мы не повышаем удои молока, не даем больше угля стране, но воспитываем души!» Его  спектакль «Добрый человек из Сезуана» перевернул мое отношение к жизни.
Театр – это то, чего не найдешь «на полке супермаркета».  Это тяжелый труд, поэтому необходимо сделать из него «храм», то есть вложить определенные средства в его развитие. Очень редко среди преступников встречаются те, кто с детства был озарен музыкой, театром, другим искусством. У такого человека на другого рука не поднимется.
Вот почему в русской культуре, воспитании, образовании всегда непременными атрибутами были музыка, танцы, литература, знание иностранных языков, позволяющие приобщиться к мировой культуре.
А кто-то из великих и вовсе сказал, что театр – это единственное место на земле, где толпа превращается в народ.
- В общем, вы очарованы нашим храмом Мельпомены…
- Я полюбил Ставропольский академический театр драмы еще тогда, когда трудился художественным руководителем Пятигорского театра оперетты. Этот край мне дорог и тем, что здесь мне присвоили звание заслуженного деятеля искусств  РФ. А получать мы его шли вместе с тогдашним министром культуры края, нынешним директором театра Евгением Луганским.
Я считаю, что Евгений Иванович - один из лучших директоров в России. Знаю разных директоров театров и могу смело заявить, что сейчас приходит новое поколение, которое понятия не имеет, как надо руководить театром.
У вас одна из самых высоких посещаемостей театра в России, таких директоров-профессионалов сейчас можно по пальцам пересчитать, это люди старой закалки, которые искренне любят свое дело, обладают прекрасным образованием и знаниями.
- После постановки «Недоросля» чем займетесь?
- Сейчас у меня в Белоруссии будет много работы. Начну ставить «Скрипача на крыше», делать различные вокальные программы. В репертуаре минского театра много классики - «Марица», «Летучая мышь», «Цыганский барон», балет «Алые паруса».  Билетов недостать даже на сложнейшие оперные произведения.
Кстати, я был поражен, что даже в самые лютые морозы в ставропольском театре спектакли не отменялись, а залы были полны. Это радует и доказывает, что ваш театр достиг сейчас огромных успехов.
 
Беседовала Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях