Поиск на сайте

105-летие Военно-воздушных сил России готовится широко отметить Ставропольский край, который дал путёвку в жизнь многим выдающимся авиаторам и лётчикам-асам

 

12 августа 1912 года считается датой образования военной авиации России.

В этот день военный министр Российской империи генерал-адъютант Владимир Сухомлинов подписал приказ о создании Воздухоплавательной части Генерального штаба. В ее ведение были переданы вопросы воздухоплавания и авиации, которыми ранее занималось Главное инженерное управление.

Возглавили новую структуру генерал-майор Михаил Шишкевич и его заместитель по вопросам технического снабжения полковник Сергей Немченко. У истоков развития авиации на Ставрополье стоял Флавиан Комиссаров – легендарная личность, летчик, получивший путевку в небо в Англии ровно сто лет назад, в 1917 году. Его авиаотряд сразу после Гражданской войны базировался в губернском Ставрополе. Комиссаров стал одним из создателей Общества друзей воздушного флота в нашем городе, организовал первый авиамодельный кружок, в котором обучал мальчишек азам и истории воздухоплавания и авиации.

Летчики истребительной эскадрильи в Керчи.

В декабре 1938 года в Ворошиловске (так назывался в сталинские времена Ставрополь) начал работу аэроклуб Осоавиахима. Строили его всем миром, работники крупных предприятий города жертвовали «на усиление мощи авиации» однодневный заработок. И уже спустя год состоялся первый выпуск пилотов.

После летнего выпуска 1941 года аэроклуб фактически прекратил существование – его материальная часть была передана ВВС СССР для формирования новых строевых частей. Но к тому времени авиаклуб подготовил более трехсот пилотов, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Пятеро удостоились высшего звания – Героя Советского Союза.

Одно из самых известных, пожалуй, имен среди выпускников аэроклуба – Леонид Севрюков, морской летчик, который в 1942 году совершил подвиг в небе Новороссийска: он сбил вражеский бомбардировщик, еще один таранил, и сам при этом погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

А как не назвать Григория Рябушко, который окончил аэроклуб в 1940 году! Из Ворошиловска он попал в Краснодарскую военную авиационную школу летчиков-истребителей, воевал на Карельском и Белорусском фронтах.

На его счету за годы войны более сотни успешных боевых вылетов. За подвиги был награжден орденами и медалями, а в августе 1945 года – золотой звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина.

Выпускником Ворошиловского аэроклуба был летчик-ас Василий Зиборов, который воевал в Прибалтике и Белоруссии. Служил в истребительном авиаполку, принял участие в 33 воздушных боях и сбил 21 вражеский самолет. После окончания войны продолжил службу в Советской армии.

А уже в ноябре 1950 года Зиборов воевал в Корее: он был старшим штурманом прославленного 72-го гвардейского истребительного авиационного полка – главной ударной силы советских ВВС. Сражался с американцами в небе над корейским полуостровом Зиборов на МиГ-15. После окончания корейской войны вернулся в Россию, а в 1960 году в звании полковника был уволен в запас.

Лейтенант Николай Липчанский, окончивший Ставропольский аэроклуб, с началом войны стал командиром звена в авиаучилище в Николаеве, где готовил молодых летчиков. Но и ему пришлось самому принять участие в боевых действиях: во время командировки на Балтийский флот он потопил немецкий транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн в латышском порту Ёлгава.

Его самолет был подбит и подожжен, но Липчанский на одном моторе дотянул до своей территории, спасая жизнь воздушного стрелка-радиста. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

Курсанты Ворошиловского аэроклуба, 1941 год.

Есть и много других славных имен среди выпускников Ставропольского аэроклуба. Изучением его истории занимается профессор, доктор исторических наук Андрей Карташев, который был начальником кафедры тактики Ставропольского авиационного училища, а после того как в 2009 году училище расформировали, возглавил центр изучения истории медицины и музей истории Ставропольского медицинского университета.

Его докторская диссертация была посвящена именно истории подготовки военных авиационных специалистов в России начиная с 1910 года. Андрей Карташев – автор множества статей и книг, посвященных истории авиации Ставрополья.

Три года назад в Лондоне(!) презентовалась его книга «В небе двух империй», посвященная сотрудничеству России и Великобритании в области военной авиации в годы Первой мировой войны. Это первый научный труд, посвященный тем историческим событиям.

Очередная работа Андрея Карташева – монография «ДОСААФ Ставрополья», которая отчасти тоже посвящена летчикам Ставропольского (Ворошиловского) аэроклуба Ововиахима, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. В ближайших номерах «Открытая» подробнее расскажет об этом.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях