Поиск на сайте

Краевая оппозиция и правительство переругались из-за повышения транспортного налога

 

Скандалом завершилось на минувшей неделе заседание краевой думы: депутаты трех оппозиционных фракций («Справедливой России», ЛДПР и КПРФ) демонстративно покинули зал заседаний. В знак протеста против принятия закона о повышении транспортного налога, который больнее всего ударит по беднейшим слоям населения.

 

Не экономика, а популизм
История с транспортным налогом на Ставрополье давняя и, можно сказать, запущенная. Ставка налога была установлена в 2002 году краевым законом, и с тех пор не повышалась. Правда, краевые депутаты неоднократно пытались изменить этот документ, в чем особенно подвизались справороссы.
Например, в предыдущем созыве они пытались снизить транспортный налог: на малолитражки – втрое, на большегрузы – вдвое. Их законопроект также предлагал применить понижающие коэффициенты в зависимости от экологического класса транспортного средства. При этом, правда, в крае должны были исчезнуть льготы почти для всех видов организаций, в том числе автодорожных и транспортных.
Это автоматически могло бы привести к повышению стоимости проезда, а значит, и всех товаров. Но ведь для политика главное – самопиар! Единороссы, отклоняя законопроект «Справедливой России», упирали на то, что снижение налога приведет к «выпадению» из краевой казны доходов в размере 150 млн. рублей.
И вот на сей раз к этому болезненному вопросу на Ставрополье вернулись снова. Поводом послужило заседание Правительственной комиссии по вопросам развития СКФО, на котором выступил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, регионы округа недостаточно активно используют внутренние финансовые резервы, чтобы снизить бюджетную зависимость от Москвы.
Самая сложная ситуация, по словам Силуанова, именно с транспортным налогом. По подсчетам Минфина, в целом в СКФО льготы по транспортному налогу составляют 3,2 млрд. рублей (это объем средств, недополученных бюджетом). Налоговая отдача с одного авто в СКФО составляет 466 рублей, на Ставрополье – 824 рубля, а в целом по стране – 1902 рубля. Скажем, в Северной Осетии средняя ставка транспортного налога составляет 5 рублей, в Дагестане – 6 рублей, в Кабардино-Балкарии – 7.

 

Мир – хижинам, война – дворцам
По словам Силуанова, отмена льгот и доведение уровня транспортного налога до среднероссийского позволило бы увеличить бюджет Ставрополья на 1 млрд. рублей, Дагестана – на 873 млн. рублей, Чечни – на 385 млн. рублей. Естественно, в краевом минфине мигом ухватились за эти цифры, вдвойне внушительные в условиях стремительно растущего бюджетного дефицита.
Краевые чиновники предложили поднять транспортный налог для легковых автомобилей с двигателями до 100 л.с. (типа Daewoo Matiz) с 7 до 10 рублей за лошадиную силу, свыше 100 л.с. (типа Volkswagen Passat или Skoda Yeti) – с 10 до 20 рублей, свыше 150 л.с. – с 20 до 36 рублей, свыше 200 л.с. – с 40 до 57 рублей и свыше 250 л.с. (люксовые внедорожники) – с 80 до 90 рублей.
По расчетам минфина, уже в будущем году, когда платить по новым ставкам должны юридические лица, налоговые поступления выросли бы на 145 млн. рублей, а в 2015 году (уже с учетом платежей физических лиц) – на 530 миллионов.
Любопытно, что законопроект был внесен правительством в краевую думу в спешном порядке – в понедельник, а принять его нужно было уже в четверг, на очередном депутатском заседании. Во вторник состоялось заседание думского комитета по бюджету, на котором обсуждался законопроект. Категорично против него высказались представители «Справедливой России».
«Мне непонятна логика правительства: поднимать ставки транспортного налога почти вдвое для тех слоев населения, у которых автомобиль является не роскошью, а просто средством передвижения. А ставки для дорогих автомобилей вырастут всего на 10%», – негодовал депутат Кирилл Кузьмин.
«Справедливая Россия» предложила обнулить налоговые ставки для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., зато для люксовых машин повысить их еще существеннее, чем предлагает правительство. В сумме это и позволило бы добиться роста собираемости налога, которой требовал Антон Силуанов.

 

Поблажки для богатеев
В минувший четверг на пленарном заседании думы предстояло обсуждать правительственный вариант скандального законопроекта. Представляла документ министр финансов Лариса Калинченко, сразу после доклада которой, не дожидаясь голосования, девять депутатов трех фракций («Справедливой России», КПРФ и ЛДПР) демонстративно покинули зал заседаний.
Они не увидели, что в их отсутствие «Единая Россия» все же решила скорректировать скандальный законопроект. Решено, что для авто с двигателями мощностью менее 100 л.с. налог не будет увеличиваться, зато почти вдвое вырастет финансовая нагрузка на автомобили от 100 до 150 л.с.
Зато повышение налога для машин мощностью свыше 200 л.с. составит не более 12%, что является явной несправедливостью. Наверное, потому, что у самих депутатов машины в основном именно такие, люксовые. Самым правильным было бы, если ставка транспортного налога росла пропорционально в зависимости от мощности двигателя, безо всяких поблажек.
«Лично я пойду к своим избирателям и объясню, что эти деньги пойдут на наши дороги. Думаю, что автомобилисты в своей массе нас поддержат. Пусть они немного больше заплатят, но до каждого населенного пункта мы сделаем хорошие дороги за эти деньги», – пытался оправдаться за своих коллег спикер Юлий Белый.
Интересно было бы послушать, как спикер будет объясняться с пассажирскими перевозчиками. Ну сами судите: обязательная установка «Глонасса» на маршрутку стоит 10 тысяч рублей, обязательная страховка пассажиров – еще 10 тысяч, смена регистрационных номеров с желтых на синие – 2 тысячи... Прибавьте сюда повышение транспортного налога и рост цен на бензин и газ.

 

Не убегать, а спрашивать
Законопроект о повышении налога дума приняла в тот же день, что и поправки к краевому бюджету. В новом варианте бюджета собственные доходы Ставрополья сокращаются на 4,1 млрд. рублей. В том числе под секвестр попадает и транспортный налог: «с учетом оценки ожидаемого поступления» минфин снизил его плановые назначения на 150 млн. рублей, или на шестую часть.
При этом, по данным краевого минфина, за первые восемь месяцев в казну было собрано 430 млн. рублей этого налога, что на 12% выше плановых показателей и на 26% больше прошлогоднего результата. Так зачем сокращать?
Вероятнее всего, после изменения бюджета с транспортным налогом может повториться та же история, что и в прошлом году. Тогда, напомним, плановые назначения по сбору налога тоже зачем-то снизили почти на 300 млн. рублей, но в итоге собрали даже больше, чем предполагали заранее.
Что это, как не неумение краевого минфина делать экономические прогнозы? Может быть, вместо того, чтобы повышать транспортный налог, стоило бы также заняться и повышением его собираемости.
Вот эти острые вопросы и стоило бы депутатам от оппозиции задавать краевому правительству, а не убегать из зала заседаний.

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель
«Открытой» газеты

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях