Где взять кадры для инновационного сельского хозяйства?
Министр Александр Коробейников оценивает потребность всех восточных районов в рабочих и квалифицированных кадрах в 10 тысяч человек. Причем это не только агрономы и ветеринары, очень нужны на востоке даже юристы и экономисты. Например, в местных администрациях нет грамотных специалистов по аграрному праву, земельным отношениям, бюджетному процессу.
В некоторых районах вакантным уже много лет остается должность главного архитектора, поскольку профи найти не могут. Сегодняшнее сельское хозяйство требует и грамотных инженеров. Нет, не ослышались. Интенсивные сады с капельным орошением, роботизированные фермы, мощности по глубокой (молекулярной) переработке зерна...
Все это – реалии сегодняшнего дня. Однако высокие технологии требуют и грамотных технарей, пусть их будет и на порядок меньше, чем нужны были еще вчера. Например, целый штат доярок на современной мегаферме могут заменить всего два-три техника, обслуживающих автоматизированную систему надоя.
Только запросы инвесторов растут, а количество и качество специалистов снижается. Александр Коробейников привел в пример село Иргаклы (Степновский район), где за последние три года из 51 выпускника вузов и ссузов вернулся домой лишь один – учитель.
Проблема, естественно, возникла не вчера – отток коренного, русскоязычного населения происходит уже четверть века, с момента распада Советского Союза. Причем на место грамотных специалистов приезжают люди пришлые, которые, увы, свое будущее со Ставропольем не связывают.
А главное – они носители совершенно иного уклада жизни – архаичного, традиционного. И как не было полувека индустриализации: пашут ручными плугами, бесконтрольно скрещивают скот, забыли про ветеринарные прививки...
В общем, словно в средневековье мы вернулись - вместо обещанных мегаферм и тепличных комплексов.
Проректор СтГАУ по учебной и воспитательной работе Иван Атанов рассказал собравшимся в зале ребятам, как много делается для их трудоустройства. Например, на каждом факультете введена должность замдекана по трудоустройству, на официальном портале университета появился профильный раздел.
По словам Атанова, в ближайшее время будет принят новый «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) четвертого поколения. И университеты ждут от него очень многого: резкого повышения часов, выделенных на практическую подготовку.
Ведь это было самым слабым местом прежних стандартов третьего поколения, в которых практическая нагрузка по некоторым профилям снизилась в полтора раза!
Также, поделился со студентами Атанов, в вузе введены программы профессиональной переподготовки. Взять студента факультета механизации сельского хозяйства, так он может получить даже такую узкую специализацию, как, например, «Диагностика топливной аппаратуры».
Создан в стенах СтГАУ языковой центр, где обучение глобальным языкам в разы дешевле, нежели в коммерческих студиях. В общем, все условия, чтобы подготовить грамотного, востребованного специалиста. Да вот парадокс: чем лучше образованы ребята, тем выше у них и запросы, которые, увы, на селе удовлетворить не могут.
Об этом откровенно говорили студенты, разойдясь по аудиториям вместе с замами районных глав, курирующими сельское хозяйство. Тепличные условия государство создало для работников бюджетной сферы – учителей и педагогов, которым регулярно повышают зарплату, выделяют жилье, вводят различные льготы.
Но даже и этого недостаточно: во многих сельских поликлиниках вакантна треть докторских и даже сестринских мест.
А что уж говорить об агрономах или механизаторах, которые могут надеяться только на собственные силы! Зарплата у тракториста, жаловался один паренек, – 13 тысяч рублей. Кто на такие деньги из Ставрополя вернется, если в городе больше даже охранник зарабатывает?
Еще проблема – то, что пожилые специалисты на селе не желают освобождать места для молодежи. Пожаловалась на это девушка, которая учится на ветеринарного эксперта. Что греха таить, профессия очень коррумпированная, потому в районах такие специалисты бессменно занимают места десятки лет, до глубочайшей старости.
Завершился образовательный форум круглым столом, за которым собрались представители многих профильных министерств. Не жаловались, а пытались сообща решить, что же делать с кадрами. Чиновники только что встретились со студентами и убедились: многие ребята просто не знают о реальных инвестпроектах, которые реализуются в их родных районах. А те, кто подумывает о собственном бизнесе, не слышали о мерах поддержки молодых предпринимателей или фермеров.
Значит, Ставрополью нужен портал, который был бы нацелен на поддержку молодежных бизнес-инициатив. Такой, например, как запущен на федеральном уровне Росмолодежью (young.smb.gov.ru) или существует в Ростовской (donmolpred.ru) и Нижегородской (molpred-nnov.ru) областях.
Зашла речь и о вопросах сугубо прикладных. Вузы Ставрополья регулярно проводят дни открытых дверей для школьников, но у сельских школ порою даже нет денег на бензин, чтобы автобусами отвезти старшеклассников в краевую столицу. Александр Коробейников обещал эту проблему донести до губернатора, чтобы сами вузы проводили встречи для ребят в отдаленных восточных районах.
Обсудили и предложения краевого минобразования – создать в сельских школах Ставрополья аграрные классы. Удивительно, что в нашем крае эту идею решили реализовать так поздно, агроклассы существуют уже во многих регионах: Калмыкии, Хакасии, Краснодарском, Пермском и Приморском краях, Оренбургской, Калужской и Иркутской областях...
По сути, речь идет о создании экспериментальных площадок по профориентационной аграрной подготовке старшеклассников. На занятиях ребята познакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.
Каждую неделю профильные предметы школьникам будут преподавать учителя из Ставропольского аграрного университета и училищ (соглашения с ними подпишет краевой минсельхоз). Методическим сопровождением проекта займется Ставропольский институт повышения квалификации работников образования (СКИПКРО).
Причем важна не сухая теория, а опыт работы передовых фермерских хозяйств и крупных предприятий Ставрополья. Именно сюда старшеклассники из агроклассов поедут на экскурсии.
Важно, чтобы обучение в таких агроклассах завершалось написанием и защитой творческих работ (бизнес-планов). По окончании профильных классов ребята получат преимущественное право при зачислении в аграрный университет и училища.
Кадровую проблему, подытожил Александр Коробейников, решать нужно безотлагательно. Ведь это залог не просто развития, а сохранения Ставропольского края, каким мы его знаем и любим.
Добавить комментарий