Поиск на сайте

 

Обладательница красивейшего колоратурного сопрано уверена, что если голос есть, на его звучание не может повлиять практически ничего, даже семечки

 

Ее волшебным сопрано восхищается публика всего юга России. Ирина Белая - солистка Ставропольской краевой государственной филармонии. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, призер многочисленных фестивалей, в том числе одного из самых престижных - Открытого всероссийского конкурса исполнителей романсов, посвященного 200-летию со дня рождения Глинки.
Ирину Белую любят и рядовые слушатели, и взыскательная публика. Еще несколько лет назад она была солисткой Астраханской государственной филармонии, а затем по личному приглашению бывшего губернатора края Александра Черногорова, который был поражен красотой ее голоса, Ирина переехала жить в Ставрополь. Здесь молодая певица сразу же нашла своего зрителя. Белую назвали «ставропольским соловьем» после того, как она изумительно исполнила «Соловья» Алябьева.
Ирина известна не только своими роскошными выступлениями, но и благотворительными делами. Об этом она рассказала в беседе корреспонденту «Открытой».
 

- Вы приехали в Ставрополь из Астрахани, но говорят, что с нашим городом вас многое связывает?
- Я родилась здесь, так что я ставропольчанка, но не коренная, потому что родители мои из центральной России. Папа военный, поэтому кочевали по всей стране. Отца пригласили преподавать в Ставропольское летное училище, здесь мы на время и осели. Я окончила 23-ю школу, затем поступила в Ставропольский госуниверситет на физико-математический факультет.
- На физмат? А как же две консерватории?
- Да, я поступила в Саратовскую консерваторию, а потом перевелась в Астраханскую, ее и закончила. Моя мама была категорически против того, чтобы я становилась артисткой. Она говорила: «Ирочка, у тебя не будет, ни семьи, ни нормального заработка. Да еще и постоянные переезды, гастроли. Иди в преподаватели, всегда на хлеб заработаешь!» Поэтому я и поступила на физмат, но перед этим окончила Ставропольское училище искусств.
Получив диплом преподавателя, уехала в Саратов. Во время учебы в консерватории я приезжала сюда, давала концерты: выступала с оркестром «Кантабиле». А потом Александр Леонидович пригласил меня стать солисткой Ставропольской государственной филармонии, пообещал и с жильем помочь. Как только я переехала, мне сразу дали квартиру.
- Не жалеете, что уехали из Астрахани?
- Ни разу еще не пожалела. Хотя Астрахань намного больше Ставрополя, там несколько театров, в том числе и оперный есть, но здесь мне нравится больше. К тому же Астрахань - не мой город: летом жара, мошкара, комары, дышать нечем! Здесь климат мне больше подходит. Но я своих бывших коллег не забываю: регулярно выезжаю на астраханские фестивали, пою в театре. Недавно получила там премию имени знаменитой оперной певицы Валерии Барсовой.
- Как вас принял творческий коллектив, наверняка возникали разногласия?
- Здесь меня коллектив принял прекрасно и никаких козней не строил, наоборот, поддерживали, объясняли. Может, я счастливый в плане работы человек, но на коллективы мне везет.
- Я знаю, что ваша мама тоже прекрасно пела...
- Да, так и было. Считаю, что голос я получила в наследство. У мамы был просто изумительный голос, она химик по образованию, но все свободное от работы время посвящала творчеству, была солисткой двух хоров в самодеятельности. Причем она пела и народным, и академическим вокалом. Со своим хором выступала даже в Колонном зале Дома союзов.
- У вас есть преданные поклонники в Ставрополе?
- Есть. Я их вижу на каждом концерте, они приходят с шоколадками, букетами цветов, дарят раритетные ноты. Мне даже неудобно перед ними, потому что обычно это люди с небольшим достатком, и подарки наверняка им не по средствам.
Я благодарна им за любовь и внимание и за то, что они интеллигенты: не навязываются, не вторгаются в мою жизнь, а просто наблюдают за мной со стороны.
Когда я работала в Астрахани, меня там очень любила одна семья. Так они не букеты несли на сцену, а корзины клубники, яблок, абрикосов. Просто у этих людей есть дача, и они старались отблагодарить меня, чем могли. Это было очень трогательно.
- Творческие кризисы бывают?
- Конечно, как и у всех творческих людей. Но только я выхожу на сцену, зазвучат первые звуки, первые аккорды и ... забываешь все свои проблемы: с кем ты поругался, невыясненные отношения, транспортные пробки... Зазвучала музыка, и все забываешь.
- Чистым искусством жить получается?
- Нет, к сожалению. Артисты вынуждены работать в нескольких местах, на нескольких работах. Иначе просто не на что будет хлеба купить. Я сейчас пою не только в филармонии, но и выступаю с муниципальным оркестром «Кантабиле», преподаю в колледже искусств. Устаю дико.
- Ирина, как вы бережете свой голос? К примеру, эстрадные звезды рассказывают, что перед концертом ни в коем случае нельзя есть семечки...
- Не знаю, что уж там вам наговорили эстрадники. Но абсолютно точно как профессионал заявляю, что на голос артиста ничего не может повлиять, кроме сильных стрессов. А что ты там кушаешь - семечки, орехи, бананы, мороженое – это все мелочи. Опять же, зачем есть семечки перед концертом? Непонятно. Я лично перед концертом места себя не нахожу, волнуюсь за выступление, а эстрадники, видите, семечки щелкают.
- Бывали с такой серьезной артисткой забавные случаи на сцене?
- Конечно, бывали, как и у любых артистов. Иногда от волнения слова песен забывала. На ходу начинаешь придумывать, и знаете, все получалось. Придумываешь такое, чего в спокойном состоянии никогда бы ты не выдумал. Перед ответственным концертом, когда народа в зале много, волнуешься так, что чуть ли не сознание теряешь! Думаю: «Господи, зачем мне все это нужно. Может, все бросить и уйти?» Но потом собираю волю в кулак и иду к зрителям. А вот когда все заканчивается, испытываешь такой восторг, не передать!
Хочется, чтобы люди приходили на концерты классических исполнителей, пусть я буду в десять раз больше волноваться, лишь бы зрителям нравилось.
- А сами бы вы какой концерт посетили? На сегодняшней эстраде вам кто-то нравится?
- Очень люблю Софию Ротару. Это, пожалуй, единственная исполнительница, на чей концерт я бы пошла. Она простая, искренняя. Прекрасно выглядит. Какая лирика, какие интонации в голосе! Ведь самое сложное для артиста - это передать свои чувства интонациями в голосе. У Ротару – получается.
Еще мне очень нравится великолепная исполнительница русских романсов Валентина Пономарева. Самобытная, интересная, искренняя. А из оперных див импонирует Анна Нетребко.
- Ваш муж, наверное, бизнесом занимается?
- Он дирижер-хоровик, окончил консерваторию. Мы познакомились с ним в Астрахани, там и поженились. Сначала тоже хотел по профессии работать, но семью кормить надо. Здесь он много профессий испробовал. Кем только не был, приходилось даже ремонтировать бытовую технику, а сейчас он работает рекламным менеджером.
- Я знаю, что вы широкой души человек. Совсем недавно организовывали благотворительный концерт, чтобы собрать деньги на лечение девушке, больной лейкемией…
- Помогла, чем могла. Билеты продавала, деньги собирала.
А как можно остаться в стороне от людского горя? Историю Оксаны Глушковой, больной лейкемией, я узнала, увидев объявление по телевизору. 18-летняя девушка погибает, ей срочно нужна операция. Записала телефон, позвонила, ответила мама. Мы разговорились, меня потрясла ее история, страдания.
Я решила организовать благотворительный концерт, чтобы помочь Оксане, меня поддержали многие и в первую очередь руководитель муниципального оркестра «Кантабиле» Сергей Кириллов и замглавы Ставрополя Ольга Рецева. Мы продали билеты, зал был полон. Собрали 85 тысяч рублей. Все отдали в помощь семье Глушковых. Насколько я знаю, в июле Оксане все же сделают в Петербурге операцию.
- Когда выдается свободная минутка, о чем мечтаете?
- Мечтаю о многом. Очень хочу выучить итальянский язык, мне ведь приходится частенько петь на нем. Но никак не могу найти время. Мне кажется, что у всех творческих людей есть определенная доля лености. Я, к примеру, обожаю поспать. Если станет выбор между сном и какой-нибудь тусовкой, то я выберу сон. Самая главная мечта, чтобы люди приходили на концерты в филармонию, чтобы были полные залы, даже если я буду в тысячу раз больше волноваться перед каждым выступлением.

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях