Поиск на сайте

Этими  строками Марины Цветаевой названа открывшаяся в Ставропольском краеведческом музее выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения великого русского поэта

Офорт «Сергей и Марина Цветаева». 1911 год. Оба юные, энергичные, у них все впереди. Вот офорты «Марина с собакой», «Марина на отдыхе», «Ариадна и Марина»… Автору этих работ Светлане Ланшаковой удалось донести до нас не только образ Марины Ивановны, но и передать саму эпоху, в которой она родилась, с которой сроднилась навечно.

Охватить необъятный цветаевский мир музейной выставкой? Да разве такое возможно? Впрочем, эти вопросы для устроителей экспозиции не новы, как «вместить» великого поэта в стены выставочного зала - для них не секрет.

Вдохновенно прозвучали песни и музыкальные произведения на цветаевскую тему в исполнении пятигорчанки, создателя и исполнительного директора международного фестиваля «Цветаевский костер» Натальи Петровой, капеллы «Кантабиле» и вокального ансамбля «Кантанима» из Ставрополя.

Создателем музыкально-литературной программы и ведущей церемонии открытия выставки выступила бессменная Галина Близно, режиссер, сценарист, мастер художественного слова, артист концертно-творческого объединения «Аккорд». В ее оригинальном исполнении стихи Марины Цветаевой, казалось, смогли оживить дух поэта, соединив времена и пространства.

Марина Цветаева

«Я бы хотела жить с вами в маленьком городе…» - написала как-то Марина Ивановна, возможно обращаясь и к обитателям провинциального губернского Ставрополя, в котором никогда не была, но спустя 125 лет после своего рождения обрела с ним прочную связь.

Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет вам ночь — светла!

Не могла эта связь родиться и без участия Елабужского государственного музея-заповедника, ставшего одним из организаторов выставки. Именно щедростью и стараниями сотрудников Елабужского музея в Ставрополе можно увидеть подлинные документы из личного цветаевского архива.

По словам замдиректора по научной работе Елабужского музея Александра Деготькова, в Ставрополь привезли самое сокровенное, что связано с именем поэта, - более двухсот экспонатов. Единственное, наверное, о чем могут пожалеть местные жители, - о том, что на выставке представлена лишь копия записной цветаевской книжечки. Но ничего не поделаешь - в Елабуге дали слово, что оригинал никогда не покинет их города.

Наиболее подробно представлен елабужский период жизни поэта - эвакуация, пребывание в доме семьи Бродельщиковых, поездка в Чистополь, трагическая развязка. Об обстоятельствах тех дней рассказывают документальные свидетельства: посмертные записки Марины Ивановны, письма, дневники ее сына Георгия Эфрона,  воспоминания жителей Елабуги.

Дополнением к выставке, внесшем свой неповторимый колорит, стала каллиграфия Елены Дербиловой и работы под общим названием «Окрыления Марины Цветаевой» - цитаты поэта в оригинале и на немецком языке на крыльях птиц-оригами.

Елабужский музей-заповедник, как часть мемориального комплекса Марины Цветаевой, является одной из ведущих научных и культурных школ по сохранению памяти о ней, популяризации ее наследия.

На елабужской земле на протяжении долгих лет проводятся международные Цветаевские чтения, конкурсы чтецов поэтов Серебряного века, триеннале экслибриса, вручается престижная литературная премия им. Марины Цветаевой, горят Цветаевские костры.

Сама же традиция Цветаевских костров зародилась в Тарусе Калужской области и насчитывает уже более тридцати лет. В ноябре 2009 года своеобразную эстафету от немецкого города Людвигсбурга, где огонь в память о поэте горел уже трижды, принял Пятигорск. Уголек последнего костра привезла тогда к нам Наталья Петрова, постоянная участница праздников.

Цветаевские костры горят сегодня по всему миру.

Выставка дополнена материалами Вашингтонского музея русской поэзии и музыки Юлия Зыслина, а также бесценными экспонатами из личного архива доктора филологических наук, профессора СКФУ Вячеслава Головко, который переписывался с Ариадной Эфрон и Анастасией Цветаевой, дружил с поэтом Виктором Боковым, оставившим поэтические свидетельства того, как вместе с Борисом Пастернаком он 8 августа 1941 года провожал Марину Ивановну в эвакуацию в Елабугу.

Многие из экспонатов Вячеслава Головко легли в основу его книги «Далекие и близкие», увидевшей свет в 2013 году. Это литературно-критические очерки, родившиеся из личных встреч, бесед, переписки автора с людьми, увы, ушедшими от нас, и ставшие результатом идейного и эстетического анализа творчества русских писателей XIX - начала XXI века, биографически и творчески связанных со Ставропольем.

Время - одна из главных категорий в поэзии Марины Цветаевой, не случайно из-под ее пера в 1932 году вышла, как говорят литературоведы, программная статья «Поэт и время». Марина Ивановна была центральной фигурой своей эпохи, но временем своим не признана.

Памятник Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве

Такие поэты подготавливаются веками, и чтобы заметить и оценить их, тоже требуется время. Цветаева стоит в одном ряду с такими авторами, как Данте, Петрарка, Шекспир, Гете, Пушкин, потому что смогла изменить саму суть поэзии как высшего начала в миросозерцании и искусстве.

Почти забытая и вычеркнутая из литературы при жизни, она вернулась к читателю сразу после выхода в свет первых ее поэтических сборников. Книги появились мизерным тиражом, разошлись мгновенно, и найти их сегодня практически невозможно. Один из сборников с дарственной надписью Ариадны Эфрон Вячеславу Головко можно увидеть на выставке. Вещь не просто редкая - уникальной судьбы!

«От нас Марина Ивановна ушла в вечность, но не стоит представлять Елабугу как город, где случилось непоправимое, - размышлял Александр  Деготьков. - Тут, в земной жизни, мы помним и любим ее. И это главное».

Наконец, выставка - это еще и повод, чтобы поразмышлять о предназначении высокой литературы и псевдокультурной пропаганде, напористо отвоевывающей место под солнцем.

«Как не хватает нам воздуха истинной культуры, воздуха чистоты и поэзии! - мысли многих выразил редактор альманаха «Литературное Ставрополье» Владимир Бутенко. - Спасением может быть только наша родная отечественная словесность».

Хочется верить, что эти слова упали на благодатную почву.

На открытие выставки пришли студенты, молоденькие еще мальчишки и девчонки с горящими глазами и большими планами на будущее. В их возрасте у Марины Цветаевой было уже много стихов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях