Поиск на сайте

 

Огромные потери железной дороги на пригородных перевозках во многом обусловлены неудобным для населения расписанием электричек

 

В №33 от 20 августа была опубликована статья «Наши чиновники в электричках не ездят». Суть ее в том, что железнодорожные пассажирские  перевозки в пригородном сообщении на территории края являются убыточными и дотируются за счет общей финансовой деятельности ОАО «Российские железные дороги».
Так, потери компании в прошлом году в крае составили 335 млн. рублей, а в этом, по предварительным расчетам, превысят 390 млн. рублей.
Поскольку пригородные перевозки приносят перевозчику многомиллионные убытки, а правительство края отказывается его дотировать, тарифы в поездах пригородного сообщения в крае самые высокие на территории юга России.
Более того, как полагает автор статьи, если власти региона по-прежнему будут игнорировать проблемы железнодорожников, в ближайшее время проезд в пригородных электричках вырастет в 2-2,5 раза.
Да, доля вины правительства края в сложившейся ситуации, очевидно, имеется, поскольку именно оно является заказчиком перевозок. Но мне хотелось бы сказать о размерах убытков, а они-то зависят исключительно от маркетинговой стратегии компании.
Расписание любого общественного транспорта должно составляться в интересах населения - думаю, это очевидно и для руководства ОАО «РЖД». Однако этого не скажешь о графике движения пригородных поездов.
Так, ежедневная электричка из Минеральных Вод в Невинномысск уходит в 2.33, а обратным рейсом в 5.06. Здравый смысл подсказывает, что этими маршрутами пользуются единицы: в Минводах глубокая ночь, а в Невинномысске раннее утро. Чтобы добраться до вокзала, надо заказывать такси, поскольку автобусы и троллейбусы в это время не ходят.
Выходит, что ездить этими рейсами не только крайне неудобно, но к тому же еще накладно.
А что если электричку «Минводы - Невинномысск» на 2.33 отменить или перенести на время более ранее, с ночлегом в Невинномысске? А потом этот же состав может отправиться в Минеральные Воды не в 5.06, как это происходит сегодня, а, скажем, в 7 утра.
Другой пример. Электричка из Минвод в Буденновск ежедневно отправляется в 4.02, а обратно идет в 20.20. Не лучше ли будет эти рейсы отменить, а той электричке, что выходит из Минвод в 16.28, организовать стоянку в Буденновске, а в 7.50 она по нынешнему графику пойдет обратно? И перевозчику не придется тратить деньги на то, чтобы три часа гнать «пустышку» среди ночи.
Вполне естественно, что отсутствие спроса на пустые рейсы влечет для железнодорожников  огромные убытки - доходы явно не покрывают расходы.
Имеют ли для края эти маршруты социальную значимость? Думаю, нет. Тогда почему правительство должно брать на себя дополнительное финансовое бремя и погашать в полном объеме эксплутационные расходы ОАО «РЖД»?
Пусть железнодорожники сначала составят удобное для населения расписание электричек, а потом уже требуют бюджетных денег и грозятся взвинтить цены на билеты.
К слову, несколько десятков лет назад железнодорожники открыли пригородный маршрут «Минводы - Благодарный - Ставрополь», но по причине отсутствия спроса вынуждены были его отменить - без каких-либо последствий для населения.  
А что касается маршрута «Минводы-Кисловодск», то вряд ли правительство края посчитает его «паразитирующим», поскольку он отличается мощным пассажиропотоком. Но чтобы на этом участке поднять цены на проезд, перевозчику предстоит детально обосновать свои доходы и расходы, и тогда казенные деньги на погашение затрат будут использованы по назначению, эффективно, то есть действительно на пользу населения.

Софья  ВИШНЕВСКАЯ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий