Поиск на сайте

 

За сокрытие сведений о счетах в зарубежных банках на россиян будут налагать административные штрафы. Также законодатели запретили получать на иностранные счета гранты и продавать акции.

Закон о тотальном контроле за счетами физических лиц – резидентов (то есть постоянно проживающих в России) в иностранных банках действует почти год. Однако порядок предоставления информации в фискальное ведомство до сих пор не определен.

Золотые ордера

Формально российское законодательство не ограничивает прав граждан открывать счета в расположенных за границей банках. Вместе с тем с 2007 года россияне должны уведомлять налоговую службу о таких счетах – попытка скрыть зарубежные денежные активы карается штрафом в 5 тысяч рублей.

Летом 2014 года по инициативе Министерства финансов РФ надзор был ужесточен. Вступивший в силу с 1 января федеральный закон возложил на частных владельцев счетов в иностранных банках обязанность отчитываться о движении средств по ним, прилагая подтверждающие банковские документы. Причем действующие правила предусматривали, что такие отчеты должны предоставляться ежеквартально, все платежки и ордера – переводиться на русский язык, сами перевод и копия – заверяться нотариально.

На практике это означало, что четыре раза в год гражданин был вынужден ездить в свой банк (в Швейцарию, на Кипр, в США или другую страну) или требовать от него выслать оригиналы документов по всем транзакциям почтой. Причем вряд ли российских нотариусов устроят обычные компьютерные распечатки – вкладчику пришлось бы уговорить банк поставить на каждом документе как минимум круглую печать и подпись, многостраничные бумаги прошить, наклеить «контрольку» и так далее. Потом нужно сделать перевод и засвидетельствовать его у нотариуса, что обойдется минимум в 100-200 рублей за лист.

В конце апреля, когда владельцы иностранных счетов обязаны были предоставить первый квартальный отчет, фискальное ведомство опубликовало сообщение, что этого делать пока не надо. Налоговики разъяснили, что действующие правила предоставления такой информации касаются только корпоративных счетов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), тогда как для частных вкладчиков форма отчета и порядок его представления не утверждены. «Учитывая вышеизложенное, физические лица – резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории России в налоговые органы, однако обязанность до утверждения формы и порядка представления постановлением Правительства РФ не возникает», – пояснили в Федеральной налоговой службе.

Преступление или наказание?

Подписанные 28 ноября поправки вводят административную ответственность за уклонение от декларирования зарубежных активов. В зависимости от срока задержки, санкции составят от 300 до 3 тысяч рублей. Повторный поступок, совершенный в течение года, карается штрафом в 10-20 тысяч рублей.

Форма отчета и порядок подачи документов до сих не определены – существует лишь проект соответствующего постановления. В случае его принятия предоставление информации существенно упростится – отчитываться владельцы иностранных счетов обязаны будут только один раз в год (до 1 июня), а в небольшой форме потребуется указать общие сведения об оборотах и источниках (то есть сколько валюты поступило от других граждан, сколько от компаний и так далее, но без расшифровки по каждому плательщику).

Не потребуется и собирать все платежки и ордера. Вместе с тем налоговый орган будет вправе запросить копии подтверждающих банковских документов. Причем они должны соответствовать не российскому законодательству, а законодательству государства, в котором зарегистрирован банк. На их получение гражданину предоставляется 20 рабочих дней (то есть почти месяц).

Также законодатели ограничили категории операций, совершаемых россиянами через зарубежные счета. В частности, их теперь нельзя использовать для получения грантов от нерезидентов (то есть иностранных организаций и граждан). Только с 2018 года разрешается проводить через такие счета сделки по продаже ценных бумаг российских или иностранных компаний и иных эмитентов.

Все тайное – явно

Ужесточение контроля за трансграничными операциями – общемировая практика. Так, почти шестьдесят государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ратифицировали Страсбургскую Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. Она предусматривает возможность любой участвующей в соглашении страны запросить об иностранных гражданах и компаниях информацию, «которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов». Это означает, что по требованию российских налоговиков фискальные органы ЕС, а также США, Китая, Канады, Японии, Израиля, Украины и других стран, расскажут о совершаемых на их территории сделках, операциях, зарегистрированном имуществе и предоставят иные сведения. Не гарантируют конфиденциальность налоговых сведений и оффшорные территории (Кипр, Мальта, Британские Виргинские острова и так далее). Такой же обмен информацией возможен в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

А страны «Старого света» де-факто упразднили институт банковской тайны. Так называемое Берлинское соглашение предусматривает раскрытие информации о всех совершаемых на территории Европы операциях нерезидентов (в том числе переводах в пользу россиян). Накапливать эти данные банки должны уже с 1 января наступающего года, хотя сам договор вступит в силу только в сентябре 2017 года. «Банковская тайна в своей прежней форме изжила себя», – заявил журналистам министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.

К Берлинскому соглашению пока не присоединились США и Китай, тогда как от банковской тайны отказались даже оффшорные Бермудские и Каймановы острова. Правда, пока обмен информацией будет производиться только в рамках самого соглашения, то есть между странами Европейского Союза. Согласятся ли они раскрыть данные российским фискальным органам – покажет время.

Экспертное мнение

Дмитрий Захаров, финансовый эксперт

Государство продолжает двигаться в сторону ужесточения валютного законодательства. Учитывая отсутствие прямого доступа фискальных органов к счетам в зарубежных банках, остается только догадываться кто, с чем и с какой целью будет сверять данные, предоставленные честными налогоплательщиками. Ведь за не предоставление информации теперь грозит штраф. Хорошо, что предусмотрели послабление в виде не обязательности предоставления подтверждающих документов. Хотя мне кажется, что это не последние изменения в закон о валютном регулировании и контроле.

 

Добавить комментарий