Поиск на сайте

 

Госдума одобрила закон, избавляющий проверяемые компании и предпринимателей от многократного представления ревизорам одних и тех же документов. Но это не освободит бизнес и некоммерческий сектор от давления чиновников.

 

Действующее законодательство позволяет чиновникам надзорных органов требовать от бизнеса практически любые документы, причем на изготовление копий может выделяться даже меньше одного рабочего дня. В первую очередь проверяющие должны исследовать устанавливающие учредительные и иные организационно-правовые документы, хотя они находятся в архивах налоговой службы.

Кошмар на улице НКО

В наихудшем положении до недавнего времени находились некоммерческие организации (НКО), в первую очередь получающие иностранные гранты правозащитные. Многие из них подверглись многочисленным, порой дублирующим друг друга проверкам органов прокуратуры. Нередко они требовали предоставить одни и те же документы (в том числе уставные, сведения об учредителях, копии отправленных в Минюст отчетов и так далее).

По жалобе нескольких НКО Конституционный суд России оценил справедливость такой политики надзорных органов. Не отрицая их право проверять различные организации, служители Фемиды подтвердили необходимость соблюдения баланса интересов и недопустимость произвольного вмешательства в деятельность НКО. В частности, высшая инстанция признала недопустимым истребование документов и материалов, если они могут быть получены у других государственных органов или из открытых источников, либо ранее уже были представлены.

Формально такие ограничения касаются только прокуратуры и НКО. Хотя даже сама Генеральная прокуратура России в ходе начавшейся работы по изменению собственных регламентов признала, что требования Конституционного суда России необходимо соблюдать и при проведении контрольных мероприятий любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Звонок недругу

Закон, принятый Госдумой 27 октября сразу во втором и третьем чтениях, вводит новые ограничения для надзорных органов: в рамках выездных проверок они не вправе требовать от компаний и предпринимателей документы и информацию, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов либо подведомственных им структур, а также находящуюся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах. Для их получения ревизоры должны посылать запрос своим коллегам в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия. Более того, руководители инспектируемых организаций вправе ознакомиться с полученными от других государственных структур материалами «на себя».

Поддерживая такую инициативу, парламентарии указали, что новые ограничения должны предупредить «злоупотребления административными полномочиями при осуществлении государственных функций. В конечном счете они призваны стимулировать формирование благоприятной деловой среды и снизить административное воздействие на бизнес».

В отношении проводимых федеральными ведомствами контрольных мероприятий новый закон вступит в силу с 1 июля 2016 года, региональными и муниципальными службами – только с 1 января и 1 июля 2017 года соответственно.

Двойной просчет

Вместе с тем закон содержит много исключений. Так, чиновники вправе будут запрашивать у проверяемых только документы и информацию, не включенные в определенный Правительством России перечень. Проект такого регламента пока не опубликован.

Кроме того, новые ограничения не касаются налоговых проверок, оперативно-разыскной деятельности, проводимых различными службами административных расследований, таможенных, банковских, бюджетных и многих иных видов контрольных мероприятий. Например, инспекторы Пенсионного фонда России или Фонда социального страхования смогут на законных основаниях затребовать у компании зарплатные ведомости и иные первичные документы, даже если они уже представлялись налоговикам. Равно как и бухгалтерскую отчетность, включенную в открытый реестр Росстата.

Также никто не лишает чиновников всех органов власти в рамках ведомственных положений запрашивать необходимые для их деятельности документы и материалы у любых организаций. Более того, в регламентах некоторых ведомств предусмотрено право требовать от компаний даже сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Например, Банк России в рамках борьбы с незаконным раскрытием инсайдерской информации уже пытался получить от операторов связи, владельцев почтовых серверов и социальных сетей сведения об их абонентах, совершенных ими звонках и переписке. Единая судебная практика по вопросу законности таких требований пока не сложилась, тогда как их неисполнение грозит компаниям штрафом в сумме до 700 тысяч рублей.

Экспертное мнение

 

Мария Каневская, директор Ассоциации «Клуб юристов третьего сектора»

Межведомственное взаимодействие, существенно упрощающее многие вопросы взаимоотношений с государством, уже закреплено в административных регламентах разных государственных органов. Но пока что нельзя сказать, что оно очень хорошо отлажено.

Будем надеяться, что со вступлением в силу указанного закона можно будет активно защищать свои права при проведении проверок, а в случае чего – обжаловать неправомочные действия по запросу дополнительных документов. Применительно к некоммерческим организациям, ситуация может выглядеть так: в ходе проведения проверки прокуроры должны будут запрашивать устав в органах Министерства юстиции РФ. Надеюсь, что закон будет активно применяться и позволит не копировать массу документов, но в том числе думать и об экологии.

Алексей Третьяков, президент Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка

Глобально новый закон ничего не изменит. Ведь порой использование бизнесом своих прав может восприниматься «в штыки», а проверяющий чиновник в условиях запутанного российского законодательства всегда найдет способ надавать. Предпринимателя, который будет «качать права», могут просто «сожрать».

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Марина Михайлова

В 2,7 раза по сравнению с I кварталом 2014 г. увеличилось число компаний, которые отправляют более 1 000 электронных документов в квартал

Добавить комментарий