Поиск на сайте

С 1 января оформлять сделки с квартирами, домами, земельными участками и иными объектами можно будет в любом регионе, подав только одно заявление и всего за десять дней.

Но удобными сервисами смогут воспользоваться далеко не все продавцы и покупатели недвижимости.

В настоящее время сведения о каждом объекте (доме, квартире, земельном участке и других) вносятся в две параллельные базы данных – Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в Единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРП). Поэтому при оформлении сделки ее участникам приходится проводить две самостоятельные процедуры. Причем подать документы можно только в регионе по месту нахождения объекта, что вынуждает проживающих в разных регионах продавцов и покупателей совершать порой дальние поездки.

Единство в борьбе противоположностей

Реформа системы учета недвижимости началась еще четыре года назад. Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2019 годы)» предусматривала объединение информационных ресурсов, унификацию процедур и сокращение сроков их проведения.

Согласно вступающему в силу с 1 января 2017 года федеральному закону все сведения войдут в Единый реестр недвижимости (ЕГРН). Соответственно, в регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление – в течение десяти дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если собственнику требуется только одна процедура, она займет не более пяти-семи дней. В течение трех дней должна выдаваться выписка об объекте.

Кроме того, сдавать документы на регистрацию разрешается в офисы Росреестра в любом регионе. «Так, если земельный участок расположен в Самаре, а вы проживаете в Москве, вам вовсе не обязательно ехать в Самару, чтобы подать документы на регистрацию права собственности, а нужно будет обратиться в любой удобный офис приема-выдачи документов. И, конечно, услугу можно будет получить, как и сейчас, в электронном виде, то есть не выходя из дома», – поясняют в Росреестре. За дополнительную плату ведомство обеспечит курьерскую доставку готовых документов. Правда, обойдется это в «копеечку» – от 500 до 1500 рублей для частных и до 2500 рублей для корпоративных заявителей.

Также упраздняется выдача свидетельства о собственности, которое сейчас оформляется на специальных защищенных бланках. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе. Саму базу данных чиновники обещают надежно защитить, обеспечив многократное резервное копирование и введя повышенные меры защиты сведений. «Таким образом Росреестр укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости», – констатируют в ведомстве.

Чиновники напоминают, что все нововведения вступают в силу 1 января 2017 года. Поданные до конца этого года документы будут оформляться по действующим правилам.

Дорогое упрощение

Вместе с тем регистрация прав на недвижимость не подешевеет, а получение выписок из ЕРП в бумажном виде даже подорожает. Если сейчас подтверждающий право собственности документ обойдется частному собственнику в 200 рублей, то в наступающем году – в 750.

Вопреки планам чиновников, большинство продавцов и покупателей не смогут воспользоваться упрощенными процедурами. Действующий со 2 июня закон предусматривает обязательное нотариальное оформление всех сделок по отчуждению находящейся в долевой собственности недвижимости (АПИ подробно писало о таких изменениях – Нотариальное обременение). Причем удостоверять такие договора вправе только частнопрактикующие служители юстиции, осуществляющие деятельность по месту нахождения продаваемого объекта.

В результате тому же москвичу, желающему приобрести принадлежащую как минимум двум лицам (например – супругам) недвижимость в Самаре, придется лично отправиться в этот город, вместе с продавцами обратиться к местному нотариусу и сдать документы в Росреестр. Либо найти или командировать на Волгу представителя, выдав ему опять же нотариально удостоверенную доверенность. Кроме транспортных расходов, участникам сделки придется оплатить услуги самих частнопрактикующих служителей юстиции – 0,5 процента от как минимум кадастровой стоимости имущества, а также около 5 тысяч рублей за оформление документов (так называемые работы правового и технического характера).

В то же время за еще примерно 1,5 тысячи рублей нотариус самостоятельно отправит в Росреестр сформированный пакет документов в электронном виде. Причем в этом случае регистрация должна проводиться максимум за два рабочих дня.


Справка

За июль-сентябрь 2016 года Росреестр зарегистрировал 825 тысяч удостоверенных нотариусами сделок, в том числе 606 тысяч с жилыми помещениями. Это в четыре раза больше, чем за весь предыдущий год. Самостоятельно частнопрактикующие служители юстиции передали на регистрацию только пять процентов оформленных ими договоров.


Мнение экспертов

Андрей Кошкин, председатель совета директоров группы «Ярд»

Кроме многих преимуществ, у нововведений есть подводные камни. Так, новый закон заранее декларирует достоверность содержащихся в базе данных ЕГРН сведений. Но это относится к информации, предоставляемой непосредственно заявителем. Поэтому в случае отсутствия либо искажений в этой базе тех или иных сведений, имеющих принципиальное значение для регистрируемого участка или строения, последствия могут быть самые непредсказуемые.

Также я бы рекомендовал время от времени запрашивать бумажные выписки из ЕГРН. Конечно, Росреестр обещает надежно хранить базу данных и многократно ее копировать, но и техника дает сбой, да и человеческий фактор стоит учитывать. Поэтому лишнее свидетельство о вашей собственности и подтверждение ее владения может послужить хорошим аргументом в возможных спорах.

Более того, любая ошибка в подаваемых документах (выписке из домовой книги, договоре долевого участия и иных) может вынудить покупателя обращаться в соответствующий орган по местонахождению объекта.

Петр Герасименко, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга

Вступающие в силу с 1 января изменения вряд ли приведут к снижению количества нотариальных сделок с недвижимостью. Не желающий приезжать для ее оформления продавец или покупатель может выдать доверенность. Если же нотариальная форма в силу закона является обязательной, то такая сделка может совершаться только в субъекте Федерации, в котором находится объект.

Вместе с тем полагаю, что рано или поздно российским нотариусам разрешат оформлять договора купли-продажи или иного отчуждения недвижимости независимо от ее места нахождения. Об этом свидетельствует опыт всех стран латинского нотариата, в том числе Франции, Германии и других. Например, с парижскими квартирами сделки часто совершаются в близлежащих департаментах.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий