Поиск на сайте

 

 

Более 11 миллионов рублей администрация Ставрополя отмыла на фальшпроектах реконструкции улицы Пирогова.

В действиях чиновников усматриваются явные признаки  коррупции. К такому выводу пришли в прокуратуре и Контрольно-счётной палате города.

 

Андрей Аверьянов: «Сказ  про  Егора,  царскую  опору,  сына  Федота-стрельца»

«Вам известно всем, что срок на строительство дорог за Воловьим перевалом уж полгода как истёк.

Вот заверенный контракт. Акт приёмки. Сдачи акт.

А по факту нету тракту. Как понять мне этот факт?»

 

Одна из главных проблем Ставрополя - дорожные пробки. Сегодня в городе зарегистрировано более 200 тысяч автомобилей, причем за последние десять лет число их удвоилось. Вместе с тем в новых кварталах Юго-Западного района плотность маршрутной сети вдвое ниже, чем того требуют СНиПы.

Отчитываясь по итогам прошлого года, глава города Андрей Джатдоев поведал о крупных инвестиционных проектах в дорожном строительстве. Один из них - продолжение улицы Пирогова от разворотного круга до улицы Доваторцев. Эта стройка в числе приоритетных проектов упоминается и в недавно откорректированном депутатами гордумы генплане Ставрополя.

Новая магистраль должна пройти по территории 528-го квартала (ограничен улицами 45-я Параллель, Пирогова и Доваторцев), который бурно развивался последние годы.

А недавно жители микрорайона направили коллективное письмо на имя губернатора края Владимира Владимирова, в котором выступают против строительства. По мнению горожан, проект не только не пригоден к реализации, но еще и насквозь коррупционный. А почему, читайте в нашем расследовании.

Землю продали за «красной линией»

Институт «Ставропольгражданпроект» - одна из крупнейших и старейших проектных организаций в крае. По проектам, созданным инженерами «Ставропольгражданпроекта», строились, а затем реконструировались почти все магистральные улицы города. Потому именно институту в 2001 году администрация Ставрополя доверила разработку документации по корректировке застройки 528-го квартала.

Автором проекта выступил главный инженер института Борис Акопьян – профессионал с 25-летним стажем работы, который с 1992 года неизменно является членом рабочих групп и комиссий при администрации Ставрополя, осуществляющих контроль за реализацией проектов реконструкции улиц и магистральных сетей.

Задача для проектировщиков оказалась непростой - по южной границе 528-го квартала плотно пролегали инженерные сети. Но институт справился с ней на «отлично».

Борис Акопьян разработал схему генплана улицы Пирогова и инженерных сетей. А в 2004 году специалисты под руководством Акопьяна разработали проект строительства участка улицы Пирогова (от разворотного круга до улицы Доваторцев) длиной чуть более километра, рассчитанного на четыре полосы движения.

Строительство обещало стать завершением этой магистральной улицы, что снимало транспортную нагрузку с улиц Тухачевского и 45-й Параллели. По сути, проект работал на перспективу, ведь тогда еще в этом районе не были построены огромные жилые комплексы «Олимпийский», «Изумрудный город», «Белый город», не было торгового центра «Космос» и гипермаркета «Магнит».

В соответствии с проектом Акопьяна частично перенесли воздушные высоковольтные линии электропередачи и уже приступили к строительству дороги. Однако соединить улицы Пирогова и Доваторцев так и не удалось - между ними остался пустырь, метров двести длиной.

Для завершения работ, согласно официальной версии, в бюджете Ставрополя не хватило денег. Но на самом деле оказалось, что мэрия просто решила продвигать в 528-м квартале собственные коммерческие проекты, не имевшие к благоустройству города никакого отношения.

Со стороны леса, что протянулся вдоль предполагаемого продолжения улицы Пирогова, администрация спешно раздала участки под ИЖС на «красной линии».

А проект перспективной дороги, жизненно необходимой Ставрополю, положили под сукно на долгие десять лет.

Тайные контракты мэрии

О проекте, разработанном Борисом Акопьяном, администрация города вспомнила лишь в марте 2013 года.

Комитет городского хозяйства по итогам конкурса заключил со «Ставропольгражданпроектом» контракт на выполнение инженерно-геодезических изысканий и предпроектную проработку схемы генплана реконструкции участка улицы Пирогова. Стоимость работ составила 600 тыс. рублей. Ответственным от института, как и прежде, был назначен Борис Акопьян.

Поскольку на месте, которое по проекту предназначалось для проезжей части новой улицы, уже выросли коттеджи, предполагалось разработать несколько вариантов схемы генплана. Окончательный выбор приемлемого варианта зависел исключительно от администрации.

Первый вариант реконструкции улицы Пирогова Акопьян передал в комитет городского хозяйства в июне 2013 года. Но тут в мэрии неожиданно взяли тайм-аут, стали избегать встреч со специалистами «Ставропольгражданпроекта», а потом принялись изворотливо врать: мол, на дальнейшие работы (то есть непосредственно на разработку проекта) денег нет.

Истинная причина такого поведения чиновников проявилась скоро. В декабре 2013 года комитет городского хозяйства заключил контракт на разработку проекта реконструкции участка улицы Пирогова с неким ООО «Кавказ-Универсал». Причем контракт заключали «на коленке» - тайно, спешно, не проводя торгов, в отсутствие исходно-разрешительной документации и даже без технического задания!

Обе стороны рвались «освоить» бюджетные средства до конца года. Лжеконтракт подмахнули 5 декабря. Но спустя три недели, в канун новогодних праздников, контракт был расторгнут «по соглашению сторон». А «Кавказ-Универсал» мгновенно получил от мэрии 2,8 млн. рублей в качестве возмещения убытков, возникших в связи с расторжением контракта якобы по вине заказчика.

Этот цирковой трюк, по всему, был частью большой аферы по опустошению казны: почти три миллиона рублей так и не вернулись в бюджет. Кому, на какие счета они ушли - неизвестно. Их следов не обнаружено до сих пор.

Позднее уже полиция выяснит: в основе проектной документации, которую якобы должен был разрабатывать «Кавказ-Универсал», в действительности лежал один из вариантов схемы генплана, которую ее автор, Борис Акопьян, напомним, передал в комитет городского хозяйства.

Лишь в декабре прошлого года аудиторам Контрольно-счетной палаты города администрация представила акты сдачи-приемки якобы выполненных работ, подписанные первым замруководителя комитета городского хозяйства Виталием Кишкиневым.

В ходе проверки Контрольно-счетная палата установила, что принятый Кишкиневым «проект» содержал всего один из девяти разделов, обязательных для подобной  документации. Мошенники попросту не успели придать документации хоть какую-то видимость законности. Как если бы в красивую обертку вместо конфеты положили толченый мел с надеждой, что начинку заглотят и не поперхнутся.

Деньги из казны своровали дважды

Контракт с «Кавказ-Универсалом» администрацией был расторгнут в декабре 2013 года для осуществления второго этапа аферы: можно было «дорабатывать» фиктивный проект снова и снова, оплачивая «труды» новыми бюджетными миллионами. И в ноябре 2014 года по результатам электронного аукциона комитет городского хозяйства заключает очередной муниципальный контракт и тоже на… разработку проекта реконструкции участка улицы Пирогова!

На сей раз суммой уже в 7,8 млн. рублей одарили сочинскую фирму «РосИнтерСтрой», причем явно неспроста: она оказалась единственным участником торгов, поскольку всех остальных конкурсная комиссия заблаговременно и по различным причинам отсеяла.

Иными словами, мэрия расплатилась за выполнение одной и той же работы с двумя разными подрядчиками.

Неудивительно, что факт проведения торгов администрация тщательно скрывала от института «Ставропольгражданпроект». Более того, на протяжении всего 2014 года в ответ на  запросы Акопьяна заказчик врал, будто решение о проведении торгов не принято, а реконструкция улицы Пирогова не планируется. Тогда как в соответствии с Гражданским кодексом РФ  организацию, разработавшую первую часть проекта, были обязаны уведомить о предстоящих торгах на дальнейшую его разработку.

Поскольку бюджет города вообще не предусматривал расходов на разработку проекта улицы Пирогова в 2014 году, заговорщики очень спешили. Например, техническое задание на конкурс предусматривало корректировку существующего проекта, а сам контракт - разработку новой документации.

Стоимость работ также была взята с потолка: расчет максимальной стоимости услуг, обязательный при проведении торгов, не производился. На «разработку» проекта, согласно конкурсной документации, «РосИнтерСтрою» было отведено всего… 20 дней, а потому администрация обязала фирму использовать разработки «Кавказ-Универсала» образца 2013 года. Которые, напомним, были украдены у Бориса Акопьяна и самовольно изменены.

Зато на госэкспертизу проекта «РосИнтерСтрою» отвели аж два месяца. Выходит, что заключением экспертов о пригодности проекта предстояло заручиться уже после того, как компания получила контрактные денежки. Полностью оплатить работы предстояло до 31 декабря, а потому первый акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 160 тысяч рублей администрация подписала «РосИнтерСтрою»… прямо в день заключения контракта!

А губернатор знает о махинациях?

Заговорщики из мэрии и частных фирм хорошо понимали: проект - это фундамент для будущей «прачечной», в которой можно будет отмывать гигантские суммы. Согласно проекту «РосИнтерСтроя», в реконструкцию километрового участка улицы Пирогова мэрии предстояло «вбухать» 380 млн. рублей.

Для сравнения: два года назад в Ставрополе был открыт обновленный проспект Кулакова длиной 2,3 километра. Его реконструкция обошлась казне в 350 млн. рублей, при том что пришлось производить сложнейшие работы по переустройству магистральных водопроводных систем, ливневой канализации и реконструкции железнодорожного моста.

На Пирогова ничего подобного не требовалось, а сумма задиралась до небес путем новых махинаций: в стоимость работ «РосИнтерСтрой» включил работы, которые либо уже были сделаны (ливневая канализация), либо те, необходимости в которых не было вовсе. Удешевлять проект разумным подходом к экономии средств в план заговорщиков, понятно, не входило.

А ведь еще в 2013 году Борис Акопьян разработал варианты строительства, не требующие переноса кабельных линий электропередачи, газопровода высокого давления и бытовой канализации. Эти варианты реконструкции улицы администрация города даже не стала рассматривать.

Жители 528-го квартала в письме на имя губернатора Владимирова возмущенно пишут, что новый вариант размещения дороги, который предложила сочинская фирма, сделает их условия жизни невыносимыми.

Планируемое строительство выходит за границы «красных линий». А раз так,  то будут уничтожены деревья и кустарники, которые в свое время высаживались в соответствии с проектом застройки микрорайона.

Но, жалуясь губернатору, жители даже не догадывались еще, что окончательное уничтожение комфортной среды их обитания - результат большой строительной аферы. Ведь проект строительства участка улицы Пирогова не согласован ни с самими гражданами, чьи интересы затрагивает реконструкция, ни с администрацией Ставрополя. Наконец он до сих пор не прошел государственную экспертизу. И это лишнее доказательство того, что огромные деньги разворовали.

Неужто об этом губернатор узнает лишь из нашей публикации?! А если он все знает, то почему подает Джатдоеву руку и не обращается в соответствующие органы?

Фигаро здесь, Фигаро там…

«РосИнтерСтрой», на счета которого мэрия забросила 7,8 млн. рублей, присвоил результаты чужого труда - изыскания, выполненные «Ставропольгражданпроектом» в рамках муниципального контракта еще в 2013 году. Но совершенно ясно: кражу интеллектуального продукта осуществила мэрия и, в частности, комитет городского хозяйства, согласующий каждый вздох с «распорядителем» муниципальных средств Андреем Джатдоевым.

Между тем один из пунктов контракта со «Ставропольгражданпроектом» гласил: передача администрацией полученной от проектного института технической документации третьим лицам, а также разглашение содержащихся в ней данных без согласия подрядчика запрещается на основании требований ст. 762 Гражданского кодекса РФ.

По заявлению Бориса Акопьяна проверку этой коррупционной схемы провела полиция. И установила: «автором» украденного проекта значилась неведомая фирма «ЮгСвязьГеоСтрой», не имеющая ни с администрацией города, ни с ООО «Кавказ-Универсал» никаких договорных отношений на эту работу.

Присвоив результаты чужого интеллектуального труда, «Кавказ-Универсал» за три недели выдал на-гора готовый проект. А затем такой же проект и в те же немыслимо сжатые сроки повторно родил еще и «РосИнтерСтрой».

При этом архитектурно-планировочное решение схемы генплана, разработанное Акопьяном (и имеющего на него авторские права), самовольно было изменено. В частности, изменены границы «красных линий» и границы застройки всего 528-го квартала.

Кто внимательно читал в «Открытой» интервью Бориса Акопьяна под заголовком «Платные парковки в Ставрополе – незаконны», наверняка заметил массу идентичных коррупционных приемов, которые использовала мэрия в обеих историях: фальшпроекты реконструкции улицы Пирогова и странные «прокладочные» фирмы, с которыми у мэрии нет официальных договоров. Но, видно, есть крепкие теневые связи.

Цирк уехал, но что ещё готовят циркачи?

Представляется, что если копнуть глубже, то в истории с реконструкцией улицы Пирогова обозначатся связующие фигуры, действующие по принципу «Фигаро здесь, Фигаро там». Но кому копать?

Ведь даже ГУ МВД края, сделав разоблачительные выводы, отказало в возбуждении уголовного дела в отношении руководства «РосИнтерСтроя» на том основании, что якобы невозможно выполнить необходимые мероприятия по опросу подозреваемых, которых нигде не могут найти…

Мол, УВД Ставрополя обратилось в УВД Сочи с поручением опросить руководителя «РосИнтерСтроя», но того и след простыл. А процессуальные сроки, отпущенные для проверки, истекли, с облегчением сообщили  Борису Акопьяну в полиции.

Между тем еще в июне прошлого года аферу с контрактами изучила прокуратура Ленинского района Ставрополя и пришла к выводу, после которого Джатдоев должен разогнать свою команду и уволиться сам: установленные нарушения закона свидетельствуют о заинтересованности, предоставляющей сотрудникам мэрии возможность получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц.

И далее: умышленное допущение нарушений при заключении контракта от 2014 года создало условия для манипуляции со стороны должностных лиц комитета городского хозяйства, что противоречит Федеральному закону «О противодействии коррупции».

Материалы проверки прокуратура якобы направила в органы дознания для возбуждения уголовного дела. Но никакой информации не получает от органов дознания Борис Акопьян, чей интеллектуальный продукт позаимствовали и продали на сторону, обманув не только автора проекта, но и одурачив население целого города.

Зато Ленинская прокуратура решила посмешить саму себя: направила на имя руководителя комитета городского хозяйства представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. И комитет «меры» принял: заместителю руководителя отдела городских дорог комитета… объявили замечание.

Вот и кончилась комедия под названием «Расследование кражи 11 млн. рублей из бюджета Ставрополя». Не только не наказаны, но и на своих должностях остались все чиновники администрации. В том числе Андрей Джатдоев – «главный дворник», как он себя кокетливо называет, продолжает живописать перспективные дорожные проекты, которые сделают жизнь ставропольцев комфортнее.

УФАС скрывает преступления?

Прокуратура, полиция, следственное управление оказались неспособными вернуть бюджету 11 млн. рублей, которые украли с участием должностных лиц горадминистрации. И эту коллективную недееспособность можно, пожалуй, объяснить лишь одним: у мэрии могущественные крышеватели. И особую роль здесь играет еще одно ведомство - краевое антимонопольное управление.

В апреле 2015 года жители 528-го квартала направили жалобу в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы (ФАС), указав, что конкурс на проектирование улицы Пирогова был проведен администрацией с грубейшими нарушениями.

Из Москвы жалобу спустили в краевое управление ФАС, откуда пришел ответ: нарушений не выявлено. Как это «не выявлено», когда собраны тома компромата, глубоко возмутился Борис Акопьян и написал повторно жалобу в ФАС РФ,  по указанию которой лишь в октябре прошлого года комиссия краевого управления ФАС под председательством Галины Золиной признала: мол, при проведении торгов выявлено лишь одно нарушение - заказчик провел торги на работы, не предусмотренные планом-графиком и лимитами финансирования.

Однако материалам по фактам правонарушений должностных лиц администрации Ставрополя в краевом УФАС хода не дали: мол, для принятия мер уже истек срок давности.

И опять Акопьян ловит сотрудников на лжи: срок не истек, и управление обязано было отреагировать! Не в первый раз ведомство Сергея Никитина, прославленное избирательными людоедскими штрафами, спасает должностных лиц мэрии, с которыми у него особые отношения.

Отказ главного антимонопольщика края рассматривать ситуацию с беззаконными торгами, фальшивыми контрактами, банальным воровством интеллектуального продукта с целью хищения бюджетных средств трудно объяснить чем-то иным, как не желанием сокрыть преступления с огромной коррупционной составляющей.

 На днях Борис Акопьян подал иск в арбитражный суд края, требуя признать незаконным отказ антимонопольного управления возбуждать административное производство в отношении комитета городского хозяйства администрации Ставрополя по факту нарушения антимонопольного законодательства.

Также Акопьян подал иск и к комитету городского хозяйства, требуя признать незаконным как муниципальный контракт от 2014 года с «РосИнтерСтроем», так и передачу администрацией принадлежащего Акопьяну интеллектуального продукта фирмам «Кавказ-Универсал» и «РосИнтерСтрой».

Если в суде все пойдет честно, могут раскрыться сенсационные подробности - имена, пароли, явки крупной аферы с «реконструкцией» уличных магистралей, названы действительные организаторы мошеннических действий с использованием бюджетных средств и приняты меры для их неповторения.

А главное - проектная документация, разработку которой начал институт «Ставропольгражданпроект», должна быть им же и завершена. Это его и право, и ответственность.

Олег ПАРФЁНОВ,
Антон ЧАБЛИН
 

Добавить комментарий