Поиск на сайте

Сокрытие государственными служащими доходов и имущества может признаваться «малозначительным проступком» и позволит им избежать ответственности.

Не будут увольняться и чиновники, честно признавшиеся в приобретении дорогостоящих иномарок и недвижимости на «неизвестные» средства. Своеобразный «антикоррупционный кодекс» утвердило Министерство труда и социальной защиты России.

29.04.16. АПИ — Действующее законодательство обязывает большинство государственных и муниципальных служащих ежегодно до 30 апреля представлять своему работодателю сведения о доходах, имуществе (недвижимости, транспортных средствах, акциях и ином) и обязательствах. Такая декларация заполняется как на самого служащего, так и его супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Невыполнение обязанностей по раскрытию активов признается правонарушением, а совершивший его чиновник подлежит освобождению от должности и увольнению с государственной службы.

Невиноватые мы!

Однако подготовленная и распространенная Минтруда «методичка» (обзор практики) показывает, что во многих случаях нарушителям жестких и бескомпромиссных требований законодательства о борьбе с коррупцией удастся избежать наказания.

В частности, чиновник может объяснить неисполнение обязанности представить декларацию о доходах и имуществе «объективными причинами», в том числе обстоятельствами непреодолимой силы (пожаром, наводнением, военными действиями и тому подобными). 

Не является нарушением и указание в представленном отчете недостоверных сведений, вследствие «ошибок и неточностей», допущенных иными лицами. Например, если сам работодатель (государственный орган) отразил в выписке о зарплате неверную сумму или банк выдал ошибочную выписку по счету. В таких ситуациях государственному служащему достаточно доказать, что «неточность в представленных сведениях возникла по не зависящим от него причинам». Также не должны наказывать чиновника, «случайно» сообщившего о срочных обязательствах финансового характера на сумму менее полумиллиона рублей, допустившего стилистические ошибки, неточно указавшего адреса, названия организаций и так далее.

В отдельную категорию Минтруда выделило «несущественные проступки», совершение которых впервые и при отсутствии отягчающих обстоятельств исключает применение каких-либо дисциплинарных взысканий. В частности, наказания смогут избежать государственные служащие, «забывшие» сообщить о зарегистрированных на них старых автомобилях стоимостью до 100 тысяч рублей (переданных иным лицам или которыми не пользовались более десяти лет) или о банковских счетах с остатком менее тысячи рублей, ошибочно указавшие наименование вида транспортного средства, а также опять же по ошибке занизившие свои суммарные доходы менее чем на 10 тысяч рублей. Более того, даже за повторные такие проступки чиновник должен освобождаться от ответственности, если в течение года он «безукоризненно соблюдал другие ограничения, запреты, требования и исполнял обязанности, установленные в целях противодействия коррупции».

До семи ли раз прощать?

К государственным служащим, допустившим более тяжкие нарушения, именуемые «малозначительными», трудовое ведомство предлагает применять мягкие меры наказания, в том числе ограничиваться замечанием и, в худшем случае, объявлять выговор. Таковыми проступками признается, в частности, сокрытие дохода в сумме до 10 тысяч рублей, полученного от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов). «Легким испугом» отделается чиновник, не указавший в декларации сведения о «ветхом частном доме в районе типовой застройки жильем эконом-класса», а также участии в коммерческих организациях, деятельность которых не осуществляется и «нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей».

«Обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения. При принятии решения о применении взыскания учитывается характеристика служащего, которая о нем давалась его непосредственным руководителем», – отмечают в Минтруда.

С жульем, положим, надо бороться

Решение о применении самой жесткой меры – увольнении государственного служащего, может приниматься только в случаях, «когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствовали об утрате доверия со стороны руководства».

Лишиться должности чиновники могут за сам факт непредставления декларации, даже если отсутствие возможности собрать сведения о доходах и имуществе «второй половинки» (супруги) он объясняет «объективными причинами». Карательные санкции ждут служащих, скрывших сведения о недвижимости за рубежом, счете в иностранном банке или владении иностранными финансовыми инструментами.

Также тяжким проступком признается сокрытие информации о доходах от предпринимательской деятельности и дивидендов от компаний, если государственный служащий участвует в их управлении. Увольнение грозит и чиновнику, уличенному в так называемом конфликте интересов – экономической связи с организациями, в отношении которых он выполняет свои функции (например – вправе осуществлять проверки, выдавать разрешения и так далее). Нарушением признается получение от таких компаний дохода (в том числе при работе по совместительству, чтении лекций и прочем), кредитов и займов, владении ценными бумагами или долями (в том числе через членов семьи), а также продаже им имущества по существенно завышенной относительно рыночной цене или наоборот – приобретение служащим, его супругой или детьми недвижимости или автомобилей по льготной стоимости.

Живешь не по средствам!

В то же время наказание ждет и «слуг народа», пытающихся скрыть несоответствие фактических расходов легальным доходам. В частности, Минтруда предлагает увольнять государственных служащих, которые не указали в декларации объекты недвижимости, транспортные средства или ценные бумаги, стоимость которых они не могут объяснить, исходя из своего официального дохода, а также задекларировали несуществующие вклады или займы, «которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании» приобретений и так далее.

Вместе с тем рекомендации трудового ведомства скорее помогут недобросовестным чиновникам уйти от наказания, нежели выявить коррумпированных служащих. По существу от них требуется лишь честно сообщить о своем имуществе – квартирах, домах, автомобилях, акциях и тому подобном. То есть руководство государственного органа не вправе даже усомниться в честности подчиненного, задекларировавшего годовой доход, скажем, в 500 тысяч рублей и признавшегося в приобретении нового Bentley. Нарушением будет только попытка придумать различные оправдания несоразмерности полученного и потраченного.

Хотя подписанная Россией Конвенция ООН против коррупции предусматривает понятие «незаконное обогащение»: согласно 20-й статье, «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать», является основанием для привлечения таких лиц к уголовной ответственности. 

Однако наша страна 20-ю статью не ратифицировала. Кроме того, многие эксперты убеждены, что она нарушает гарантированный Конституцией России принцип презумпции невиновности. Хотя даже председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин не видит препятствий для применения спорного и ряда других международных актов против коррупции: «Должна быть точка отсчета, начиная с которой применение этой нормы должно стать неукоснительным. Сейчас же стоит первоочередная задача – ратифицировать все три вышеназванные конвенции и взяться за приведение российского законодательства в соответствие с их требованиями», – полагает Валерий Зорькин.


Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность «армии чиновников» (работников, замещавших должности государственных гражданских служащих) оценивается в 1,03 млн человек, а среднемесячная зарплата составляет 40,4 тысячи рублей.

За девять месяцев 2015 года в деятельности государственных служащих было выявлено свыше 20 тысяч различных нарушений, 340 чиновников уволены в связи с утратой доверия, еще 176 – в связи с конфликтом интересов.


Мнение экспертов

Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ
 
Письмо Минтруда представляет собой типичный образец чиновничьей реакции на поставленные задачи. В первую очередь удивляет сам факт подготовки этого документа ведомством, ответственным за формирование и соблюдение социальных стандартов в области труда. 

Содержание обзора задает «границы дозволенного», что в целом никак не увязывается с общей идеей борьбы с коррупцией. Приведенный перечень правонарушений свидетельствует, что сокрытие доходов является массовым явлением. Однако предлагаемые способы реакции на подобные правонарушения носят локальный и нежесткий характер, что дополнительно подтверждает идею дозволительности.

Кроме того, обзор показывает и прямые пути избегания ответственности, перечисляя обстоятельства, полностью снимающие вину чиновника за предоставление недостоверных сведений и перекладывающие ее на третьих лиц (в том числе государственные органы и кредитные учреждения, выдавшие справки с неадекватными данными) или на обстоятельства неодолимой силы (пожар и иные). Перечисленные обстоятельства признаны обстоятельствами, не образующими коррупционный поступок. При их наступлении вскрытые нарушения сопровождаются письменным объяснением и не влекут последствий для конкретного чиновника.

В целом данный документ не позволяет обнаружить стратегии борьбы с коррупцией, а в очередной раз подтверждает ее наличие.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

 

Добавить комментарий